Найти в Дзене

Троице-Сергиева лавра и кое-что еще в Сергиевом Посаде – одном из восьми городов Золотого кольца России.

Оглавление
Все фото автора.
Все фото автора.

Доброго Вам времени суток, друзья мои! Сегодняшний мой рассказ будет целиком посвящен одной из главных святынь России, судьба которой на протяжении веков неразрывно связана с судьбой нашей страны, – Свято Троице-Сергиевой лавре, которую мы посетили 4 января 2024 года. Еще я Вам расскажу одну семейную историю, но это позже. Итак, чтобы туда добраться, мы приехали на Ярославский вокзал в Москве, купили билеты на электричку (264 рубля на человека) и через полтора часа мы на месте, то есть на станции Сергиев Посад.

Фото автора.
Фото автора.

А чтобы добраться до самой лавры, но не идти пешком, как мы обычно делаем, мороз опять внес свои коррективы, мы решили воспользоваться местным автобусом, пройдя немного до автостанции мимо памятника известному предпринимателю и меценату Савве Ивановичу Мамонтову. Кстати, около железнодорожного вокзала в Ярославле установлен похожий памятник этому же человеку, и не спроста, именно на деньги Мамонтова и строилась в XIX веке Ярославская железная дорога. Правда в Ярославле он стоит, а здесь сидит.

Доехав на маршрутке до остановки «Белый пруд» на главной магистрали города – проспекте Красной Армии, мы выходим. А выйдя, с обеих сторон проспекта мы видим здания, построенные в классическом стиле, на вид – XIX века. А дальше на торце четырехэтажного здания мы видим граффити с изображением Сергия Радонежского, благословляющего князя Дмитрия Ивановича на битву с войсками Мамая в 1380 году. Если бы было лето или, хотя бы, не такой мороз, упорно державшийся все эти дни, мы бы обязательно, кроме лавры, походили бы еще и по городу, получше его рассмотрев, но здесь я решил не отвлекаться от главного, и мы пошли сразу в лавру.

Немного из истории.

Пройдя до светофора, мы переходим дорогу, и направляемся прямиком к белокаменным стенам и башням лавры. Здесь, я думаю, самое время рассказать немного о ее истории. Рассказывать всю историю в этой статье я не буду, отмечу только самые значительные вехи. Годом основания православной обители считается 1337 год, когда Варфоломей (Сергий Радонежский) со своим старшим братом Стефаном поселились здесь на холме. Затем Стефан ушел в московский монастырь, а Сергий остался один. Позже, вокруг него стали селиться и другие иноки, со временем образовав и построив монастырь вокруг небольшой деревянной церкви в честь Троицы.

Фото автора.
Фото автора.

Про благословение преподобным Сергием Дмитрия Донского и его войска на ратный подвиг я уже упоминал, но, кроме этого, в нарушение устава православного монашества, отец Сергий еще благословил двоих иноков-богатырей Троицкого монастыря, это Пересвет и Ослябя. Помните из учебников истории картину М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»?

Фото автора.
Фото автора.

После неудачной осады Московского Кремля войска темника Едигея в 1408 году сожгли несколько городов поменьше, в том числе был сожжен дотла и Троицкий монастырь. После этого, в 1422 году, здесь был сооружен белокаменный Троицкий собор. Храм расписывали выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, а знаменитая икона Андрея Рублева «Троица», хранящаяся сейчас в Третьяковской галерее, была написана им здесь для этого собора.

Фото автора.
Фото автора.

В 1530 году здесь крестили будущего первого русского царя Ивана IV Грозного. Эту обитель он посещал многократно и подолгу проводил здесь время, к тому же, при нем здесь стали возводить каменные стены, в 1550-е годы они были построены, монастырь превратился в мощную крепость, и территория приобрела существующие ныне размеры. При нем также был заложен большой Успенский собор, но достроили его уже при Федоре Иоанновиче в 1585 году. К концу того века монастырь стал крупнейшим в России.

Фото автора.
Фото автора.

И не зря его так отстраивали. В Смутное время, в 1608-1610 годах, монастырь выдержал полуторагодовую осаду войсками польско-литовских интервентов, им так и не удалось захватить обитель и сломить дух защитников крепости. На этом историческом факте я пока остановлюсь, а об остальных знаменательных событиях буду рассказывать по ходу нашего посещения лавры. Итак, вспоминая историю, и пройдя мимо памятника Сергию Радонежскому, установленному здесь в 2000 году, мы подходим к главным воротам лавры в Красной башне.

Заходим в Лавру.

Красная башня – это центральная входная башня Троице-Сергиевой Лавры. Башню почти полностью перестроили к коронационному визиту в лавру императора Александра II. Пройдя под аркой ворот этой башни, через небольшой дворик, мы попадаем в следующую арку надвратной церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи, построенную в 1699 году на средства Строгановых. Своды этой арки очень красиво расписаны, проходя здесь, голова так и поворачивается во все стороны.

Пройдя под аркой надвратной церкви, мы оказываемся внутри лавры и перед нами возникает целый архитектурный ансамбль, составляющие части которого строились на протяжении нескольких веков. Кстати, с 1993 года Троице-Сергиева лавра занесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а Сергиев Посад, именно из-за находящейся здесь лавры, единственный город Подмосковья, который входит в знаменитый туристический маршрут «Золотое кольцо России».

Трапезная палата и Михеевская церковь.

Окинув взглядом все, что от этого взгляда не укрылось, начнем рассматривать все это поближе, а начнем с большого, богато украшенного, здания слева, это Трапезная палата с церковью преподобного Сергия Радонежского. Она является, как говорят специалисты, одной из архитектурных доминант, а также одним из лучших образцов «московского барокко». И действительно, выглядит это длинное здание очень нарядно, но это мы еще не подошли ко входу.

Но перед тем, как подойти ко входу в Трапезную, перед ней мы видим другую небольшую церковь Явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами преподобному Сергию Радонежскому. Вот такое у нее длинное официальное название, но есть еще и другое, короткое, – Михеевская церковь, так как она воздвигнута в 1734 году над местом погребения Михея Радонежского.

А мы все-таки идем в Трапезную. Основной зал трапезной и церковь размещаются на втором этаже, и чтобы зайти туда, нужно подняться по двум маршам лестницы на террасу под навесом, который удерживают очень красивые резные колонны. Терраса эта в старину называлась гульбищем. А вообще, здание это появилось после того, как за стенами монастыря укрылся от очередного Стрелецкого бунта молодой царь Петр I в 1689 году. Правда начали его строить еще в 1686 году, но закончили в 1692 году, после того как Петр уехал отсюда в Москву уже полновластным правителем. И надвратная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, которую мы уже видели, построена в те же годы.

Поднявшись по двум маршам лестницы и пройдя по гульбищу, мы заходим внутрь. Здесь перед нами предстают великолепные живописные работы, описывающие библейские сюжеты, которыми украшены стены и своды небольшого зала, но это еще не основной зал трапезной, а только преддверие к нему. А все росписи, которые мы сейчас видим, здесь и в основном зале, были сделаны в XIX веке.

Затем мы проходим в основной зал, украшенный богатым декором, его площадь составляет около 500 кв. м., а предназначался он для торжественных приемов. Зал перекрыт полуциркульным сводом высотой почти 10 метров, украшенным рельефными вставками с растительным орнаментом, а также живописными работами. В 1946 году патриарх Алексий I освятил заново Трапезный храм преподобного Сергия Радонежского, бывший закрытым для богослужения с 1921 года. А резной позолоченный иконостас XVII века из разрушенного московского храма Николы «Большой крест» был установлен здесь в 1948 году.

Колокольня.

Вдоволь налюбовавшись красотой Трапезного храма, мы выходим из него, и с его же гульбища перед нами открывается великолепный вид, особенно привлекает внимание к себе высоченная пятиярусная колокольня (высота ее вместе с крестом более 87 метров, она на 6 метров выше колокольни Ивана Великого в Москве). Эта колокольня считается одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII века, а также она прославила елизаветинский период правления, хотя строилась она по проекту Дмитрия Ухтомского почти тридцать лет (1741-1770 годы) и построена была уже после смерти этой императрицы.

А вообще, после восшествия на престол Елизаветы Петровны наступил новый период расцвета монастыря. Сначала, в 1742 году, здесь была открыта духовная семинария, а в 1744 году Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула лавры, главой лавры утверждался Митрополит Московский. В ее честь первый ярус колокольни украшен вензелями императрицы Елизаветы и памятной надписью.

Кроме того, что это было одно из самых высоких зданий в России того времени, для новой звонницы прямо на территории монастыря был отлит царь-колокол весом в 4065 пудов (65 тонн), а в нулевые годы уже нашего века на колокольню были подняты новые колокола, взамен утраченных в советские времена, в их числе царь-колокол весом 72 тонны. В 1784 году на третьем ярусе колокольни были установлены часы с курантами, созданные тульским мастером Иваном Кобылиным. Часы исправно работали до 1905 года, пока монастырское руководство не приняло решение заменить их более новыми.

Фото автора.
Фото автора.

От барокко возвращаемся к древностям.

Теперь мы вновь возвращаемся в глубь веков, а именно в первую четверть XV века, тогда, как я уже отмечал, здесь был построен белокаменный Троицкий собор на месте деревянного одноименного храма. Это самое древнее сооружение в лавре, сохранившееся до наших дней и один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV—XV веков. Собор построен преемником основателя монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, а заложен в год прославления последнего во святых.

Фото автора.
Фото автора.

Внутрь собора мы тоже зашли, но в это время там проходила служба, и я, естественно, снимать ничего там не стал. Но о внутреннем убранстве все-таки немного расскажу. В настоящее время иконостас собора состоит из пяти ярусов, причем 40 икон, размещенные в средних ярусах, сохранились со времен сооружения храма, а про икону Андрея Рублева «Троица» я уже упоминал. А оригинальные росписи стен и сводов были сбиты еще в 1635 году, в дальнейшем росписи неоднократно поновлялись, но при реставрации удалось обнаружить и сохранить росписи именно XVII века.

В соборе находится рака с мощами Сергия Радонежского, скрытая под сенью, она выполнена в XVI веке по повелению Ивана Грозного. С юга к Троицкому собору примыкает бесстолпная одноглавая Никоновская церковь, построенная в 1552 году над могилой преемника Сергия, игумена Никона Радонежского.

История двадцатилетней давности.

От Троицкого собора мы направляемся к Успенскому, но перед ним сначала зайдем в небольшую часовню для того, чтобы набрать немного святой воды. Это, так называемая, Надкладезная Успенская часовня, потому что построена она в конце XVII века над колодцем (кладезем). С этим местом у нас связана одна семейная история.

Лет двадцать с лишним назад мы отдыхали в одном ведомственном доме отдыха в Подмосковье и оттуда поехали на экскурсию в Сергиев Посад. Наш сын, тогда еще дошкольник, в автобусе начал страшно чихать и кашлять, вроде бы даже температура поднялась. Мы уже были в панике, не зная – что делать, то ли бежать в первую попавшуюся аптеку, то ли звонить в скорую. Но почему-то, доехав до лавры, мы все-таки пошли туда вместе со всей экскурсионной группой. Зайдя в лавру, первым делом подошли к этому святому источнику. Сына немного окропили этой водой (лоб, щеки и подбородок), ну и перекрестили, конечно. И тут мы обнаружили, что сын то наш абсолютно здоров! Я много слышал таких рассказов и раньше, но пока это не случилось с нами, относился к этому очень скептически. В общем, как говорится, хотите - верьте, хотите - нет!

Фото автора.
Фото автора.

Еще два древних храма, усыпальница и обелиск.

Набрав немного святой воды, мы устремляем наши взоры к Успенскому собору. Я уже упоминал, что он был заложен при Иване Грозном, а достроен уже при его сыне Федоре Иоанновиче в 1585 году. Тогда в Успенском соборе был устроен придел Феодора Стратилата и Святой Великомученицы Ирины, которые являлись святыми покровителями царской четы Федора и Ирины (Годуновой). Сейчас часть внешних стен и куполов собора укрыта строительными лесами, видимо идет реставрация. Внутрь мы тоже зашли, но, как и в Троицком соборе, снимать не стали. А внутри, кроме всего прочего, хранится деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского (в нем до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия).

Фото автора.
Фото автора.

Слева от входа в собор расположена Усыпальница Годуновых: могилы Бориса Годунова и его семьи.

Фото автора.
Фото автора.

Второй по возрасту в лавре – это храм Сошествия Святого Духа на Апостолов или просто Духовский, он воздвигнут в 1476 году. По свидетельствам московских летописцев, храм был возведен зодчими из Пскова. Вход в него был огорожен, поэтому мы туда не зашли, а лишь мельком запечатлели снаружи.

Фото автора.
Фото автора.

А еще на площади между этими всеми храмами и рядом с колокольней находится обелиск, установленный в 1792 году в память о славных делах и событиях, бывших в обители. Еще там есть очень симпатичная сень над чашей с крестом.

Идем дальше. Заключительный отрезок.

Дальше мы проходим между Успенским собором и колокольней по дорожке. За колокольней открываются нашему взору еще два храма, вблизи западной стены лавры за казначейскими и больничными палатами, церковь Соловецких Зосимы и Савватия – это единственный шатровый храм монастыря. За храмом – Крепостная и Келарская палаты XVI-XVII веков.

Фото автора.
Фото автора.

Другое сооружение построено в XVIII веке – это восьмигранная Смоленская церковь или церковь Одигитрии, построенная в стиле барокко в 1746-1748 годах на средства графа А.Г. Разумовского, ближайшего друга императрицы Елизаветы и, по неподтвержденным данным, ее тайного мужа. Иконостас в Смоленской церкви перевезен сюда из уничтоженной московской церкви Параскевы Пятницы, что была на Пятницкой улице.

Фото автора.
Фото автора.

Затем мы поворачиваем направо и идем вдоль ограды, за которой расположилось большое здание бывших Царских чертогов, построенных во второй половине XVII века у северной стены лавры на месте деревянных покоев, в которых жил царь Алексей Михайлович во время своих приездов в монастырь. В 1814 году здесь разместилась Московская Духовная академия, а перед этим здание перестроили, оно утратило гульбище и лестницы, такие же, как у здания Трапезной.

Здесь, осмотрев почти все, что можно было увидеть в лавре, я понял, что мороз начинает брать верх, даже недолгие посещения храмов уже перестают согревать, да и камера начала снимать через раз. Поэтому отсюда мы и направились на выход тем же путем, что и пришли. На этом мой сегодняшний рассказ я и заканчиваю. Надеюсь, Вам было интересно!

Оставляйте свои отзывы об этом!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!