Вязкость
Вязкость - это мера внутреннего трения. При воздействии на жидкость внешних сил она сопротивляется течению благодаря этой характеристике. Значение этого показателя измеряется и/или рассчитывается в различных условиях в зависимости от задач.
Фиксированный объем жидкости, помещенный в специальное лабораторное устройство - капиллярный вискозиметр, двигаясь самотеком, в зависимости от внутреннего трения, преодолевая этот капилляр за определенное время, дает сведения о т.н. кинематической вязкости. Суть метода заключается в определении сопротивления потоку под действием силы тяжести.
В системе СИ измеряется кинематическая вязкость в сантиметрах квадратных в секунду [см2/c], а также есть более широко известная единица измерения как Стокс [Ст], в СИ 1Ст=1см2/c. Чаще всего кинематическую вязкость в лабораторных условиях определяют при температурах 40°С и 100°С.
Динамическая вязкость или еще ее называют абсолютной - это тангенциальная сила, приложенная к поверхности определенной площади, для того чтобы сдвинуть эту плоскость относительно другой, на определенное расстояние, при этом поверхности разделены определенной толщиной жидкости при определенной температуре. Говоря проще это отношение силы сдвига к скорости сдвига в зависимости от температуры.
Если более детально, то в системе СИ динамическая вязкость измеряется в Ньютонах в секунду на сантиметр квадратный [Н*с/см?]. У динамической вязкости также есть более широко узнаваемая единица измерения - Пуаз, он составляет 0,1 Н*с/см}, но чаще используют сантипуаз [Сп], 1Сп=0,01 Н*с/см}, ввиду того что значения динамической вязкости смазочных материалов имеют крайне малые величины.
ИНДЕКС ВЯЗКОСТИ
Вне зависимости от способа определения и единиц измерения, важно, что с изменением температуры вязкость изменяется обратно пропорционально. С ростом температуры вязкость снижается, а при понижении температуры вязкость стремительно растет.
Следует понимать, что в зависимости от состава, у разных масел изменение вязкости будет происходить с разной скоростью, для чего стоит обратить внимание на то как этот показатель отличается для, ІI и I групп базовых масел. Идеальным для автопроизводителей являлось бы масло с постоянным значением вязкости во всем диапазоне рабочих температур, от холодного запуска до максимальной рабочей температуры. Но, это утопия, тем не менее к этому стремятся.
Для определения степени изменения вязкости при изменении температуры была введена безразмерная величина - индекс вязкости.
Она определяется расчетным путем при использовании значения кинематической вязкости при температурах 40°С и 100°С. Вязкостные характеристики масла, обладающего высоким индексом вязкости слабее подвержены колебаниям температуры, такой продукт способен обеспечить надежность вязкостных свойств в очень широком температурном диапазоне. И наоборот, масло с низким индексом вязкости имеет высокую зависимость вязкостных характеристик от изменения температуры, вследствие чего температурный диапазон применения такого масла узок.