Если вы впервые увидите это, вы, скорее всего, предположите, что перед вами персонаж из научно-фантастического фильма:
Ну, вспомните:
Ой, не то))
Вот:
Или вот:
Или вот:
Или даже вот так:
Очень интригует, верно?
Быть может, это и в самом деле или изображения инопланетян, или пришельцев из будущего?
Однако, учёные утверждают, что, на самом деле мы имеем дело с древнеегипетскими скульптурами, созданными около 4500 лет назад.
В 1894 году во время раскопок недалеко от древнеегипетского города Мемфис была обнаружена первая голова. В последующие годы были найдены другие, и большинство из них были датированы коротким периодом 4-й династии, охватывающим правления Хуфу и Хафры.
Давайте разбираться?
Итак, типичный пример - это статуя в натуральную величину (или чуть больше), изображающая только голову, шею, без плеч:
Обычно статуя вырезана из известняка, у нее плоское основание, чтобы она могла стоять вертикально.
Голова лысая или показана очень тщательно выбритой (возможно, это очень тугой тонкий чепец):
Да, на иных египетских статуях есть примеры таких чепцов:
Почти в каждом примере встречаются странные увечья, такие как намеренное удаление ушей у статуи:
Иногда невозможно сказать, перед нами мужчина или женщина, но, без сомнения, ясно, что скульптуры обладают всеми чертами индивидуальных портретов:
Безмятежный взгляд вдаль направлен слегка вверх, что придает этим произведениям странное, неподвластное времени магическое очарование.
31 из известных в настоящее время 36 голов были найдены на кладбищах комплекса пирамид в Гизе, все из элитных захоронений либо важных чиновников, либо людей, имеющих семейные связи с фараоном Хуфу.
Итак, подчеркнём, что головы обладают очень странными характеристиками, и египтологи на протяжении многих лет пытались найти им разумное объяснение. Основные проблемы заключаются в следующем.:
- В некоторых случаях скульптуры намеренно изуродованы. Удаление ушей является обычным делом, а в некоторых случаях на черепе вырезаны глубокие линии. Неясно, зачем это было сделано.
- Изображение отделенных частей тела крайне необычно в египетской культуре по причинам религиозного характера.
- Статуи найдены только в избранном количестве могил. Не у каждой могилы одного и того же периода в одном и том же месте есть такая " голова". Кроме того, ни в одной из гробниц с запасными головами не было найдено других скульптур умерших.
Так с какой целью головы были помещены в гробницу?
Почему не во всех элитных гробницах этого периода помещены резервные головы?
В чем причина нехарактерной незавершенности (только головы) этих скульптур?
За последние 12 десятилетий было выдвинуто множество гипотез о том, в чем могла заключаться их функция, но все они, так или иначе, очень слабы.
1. Запас
Это, якобы, "резервные головы". Они должны были заменить оригинал на случай, если он будет утерян или уничтожен.
2. Статуя Ка
Другое объяснение заключалось в том, что головы выполняли ту же функцию, что и статуи Ка, которые мы обычно находим в сердабе. Статуя Ка должна была дать приют душе умершего, а благодаря небольшому отверстию в сердабе она могла выходить наружу и передвигаться.
3. Модель для скульпторов
Третье предположение состояло в том, что головы служили моделями для скульпторов.
Ни одна из этих теорий не выдерживает критики. Первые две не объясняют увечья, как и неполноту. Третью также можно легко отбросить. Зачем создавать модель, если вы не собираетесь создавать скульптуру?
В 2011 году вышла статья Массимилиано Нуззоло "Гизехские головы": некоторые замечания об их функции и значении".
Статья хорошо иллюстрирует, в каком глубоком упадке ныне находится египтология. Увы, как и вся историческая наука в целом...
Нуццоло помещает "головы" в контекст новой религиозной доктрины, которая отождествляет Хуфу с богом солнца Ра, изменяя природу царствования.
Новый культ подчеркивал божественность царя. Нуццоло утверждает, что намерение голов состояло не в том, чтобы помочь умершему возродиться в загробной жизни, а скорее наоборот: отделенные головы должны были гарантировать, что умерший не сможет быть воскрешен без явного вмешательства фараона. Только Хуфу мог воскресить своих сановников, волшебным образом прикрепив головы к телу и восстановив физическую целостность тела умершего. Ритуальное удаление ушей, возможно, служило для того, чтобы владелец не мог слышать формул жертвоприношения. Это серьезно подорвало бы возможность перехода умершего в мир иной, и таким образом возрождение умершего стало бы полностью зависеть от готовности царя оказать им такую милость.
Этот бред...с восторгом поддержали египтологи!!!
Один из них пишет:
"Итак, с этим тезисом мы получаем ответы на ранее открытые вопросы. Теперь у нас есть назначение скульптур. Увечья могут быть (частично) объяснены. Мы можем понять, почему головы предназначались исключительно для высших должностных лиц, и аномальная неполнота больше не является необъяснимой."
Другой подпевает:
"Доказательства этой теории весьма убедительны. Нет сомнений в том, что царь Хуфу пытался изменить природу царствования. Есть доказательства того, что царь препятствовал прямым отправлениям культов в частных гробницах. Ограничения, которые он наложил на украшения в этих гробницах, которые помогли бы воскресению, указывают на контроль, осуществляемый царём. Похоже, разрешена только сцена подношения на каменных плитах, но это могло пригодиться владельцу могилы только после того, как фараон волшебным образом собрал тело заново".
Дополнительные доказательства находят аж в "Текстах пирамид". Там ведь есть много упоминаний об отрубленных головах:
"Поднимись, Тети, ибо ты получила свою голову, твои кости собраны для тебя, твои конечности собраны для тебя, земля с твоей плоти очищена от тебя, и ты получила свой нетающий хлеб и нетронутое пиво".
"... пробудись, Тети, восстань! Прими свою голову, собери свои
кости и смахни свой прах".
Итак, Хуфу занимался ритуальной расчленёнкой?
И это - лучшая гипотеза на сегодняшний день?
Твою же пирамиду...