Найти в Дзене
ABBAS DJUMA

Город, где нет войны: воспоминания о Бенгази

Май, 2019 год. Чего только не видели эти грязные и вонючие улочки за последние восемь лет. Протесты, стрельбу, разрушения, кровь. Не только ливийскую. В 2012-м в Бенгази растерзали американского посла Кристофера Стивенса, который, судя по записям, найденным в его дневнике, прекрасно понимал, как местные относятся к США и к нему лично. С тех пор много воды утекло, однако Штаты по-прежнему ненавидят во всем регионе. Помню, Бенгази в месяц Рамадан показался мне вымерший пустыней. Припятью, где мы - репортеры РИА ФАН - были единственными кого волновало как Ливия докатилась до такой жизни и что ее ждет. ПРИ КАДДАФИ БЫЛО ЛУЧШЕ В священный для мусульман месяц Рамадан Бенгази напоминает Зомбилэнд или пустыню из фильма «Безумный Макс». Особенно северо-запад города. Большее количество кафе и ресторанов тут закрыто на месяц - до окончания поста. Улицы переполнены мусором, выцветшими билбордами с фотографиями погибших на войне солдат, разбитыми автомобилями и граффити на обшарпанных стенах домов

Май, 2019 год.

Чего только не видели эти грязные и вонючие улочки за последние восемь лет. Протесты, стрельбу, разрушения, кровь. Не только ливийскую. В 2012-м в Бенгази растерзали американского посла Кристофера Стивенса, который, судя по записям, найденным в его дневнике, прекрасно понимал, как местные относятся к США и к нему лично. С тех пор много воды утекло, однако Штаты по-прежнему ненавидят во всем регионе.

Помню, Бенгази в месяц Рамадан показался мне вымерший пустыней. Припятью, где мы - репортеры РИА ФАН - были единственными кого волновало как Ливия докатилась до такой жизни и что ее ждет.

ПРИ КАДДАФИ БЫЛО ЛУЧШЕ

-2

В священный для мусульман месяц Рамадан Бенгази напоминает Зомбилэнд или пустыню из фильма «Безумный Макс». Особенно северо-запад города. Большее количество кафе и ресторанов тут закрыто на месяц - до окончания поста. Улицы переполнены мусором, выцветшими билбордами с фотографиями погибших на войне солдат, разбитыми автомобилями и граффити на обшарпанных стенах домов. Нередко попадаются и антикаддафийские карикатуры. Что неудивительно - именно в Бенгази в 2011-м вспыхнули бурные протесты, переросшие впоследствии в гражданскую войну. Хотели свободы, равенства, новых возможностей. Теперь живут по уши в демократии. 

-3

Неподалёку от нашей гостиницы мы все-таки нашли несколько работающих магазинов и большой супермаркет. А в 10 минутах езды даже наткнулись на шашлычную, возле которой уже выстроилась очередь. Примечательно, что товаров с надписью «made in Libya» тут днём с огнём не сыщешь. Кроме нефти страна практически ничего не производит. 

- При Каддафи все было иначе, - закатывая глаза говорит наш водитель . - Мусор убирали ежедневно. Все вокруг было зелёным, цветущим. Деньги были. Нас уважали, боялись. А теперь чего? Пять лет без боевых действий, а Бенгази все ещё не пришёл в себя.

Мы проезжаем огромную свалку возле детской площадки. Порядка дюжины африканцев в голубых спецовках делают вид, что разгребают мусор. 

-4

Всем этим Ливия сильно отличается от той же Сирии или Палестины. В этих, тоже весьма неблагополучных странах, великий пост - не столько испытание, сколько праздник духа и, как ни парадоксально это звучит, живота. После захода солнца Левант оживает, ликует, блестит и переливается. 

В Бенгази царит атмосфера недавно прошедшей войны.

- И чего этим людям не хватало?

- А чего не хватало сирийцам?

На этом наша небольшая обзорная экскурсия подошла к концу. как дальше будут развиваться события - неизвестно. Любимое слово местных силовиков - «завтра» и «ИншаАллах». Вот завтра и поглядим ИншаАллах.