Найти тему
Марьяна Паршина

Спасение в молитвах или иллюзия веры?

Блокада Ленинграда - это событие, произошедшее вовремя Второй мировой войны, когда город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) был окружен войсками нацистской Германии и их союзников с сентября 1941 года по январь 1944 года. Эта осада стала одной из самых длительных и трагичных в истории. Город был полностью изолирован от остальной части Советского Союза, подвергнут крайней нехватке продовольствия, медикаментов и топлива. Население Ленинграда столкнулось с ужасающими условиями жизни, и город быстро превратился в арену смертельной борьбы за выживание. Одной из ключевых особенностей блокады был голод. Люди вынуждены были употреблять даже самые невероятные продукты, а смертность от истощения и болезней резко возросла. В эти трудные времена налицо была выдающаяся выдержка и солидарность жителей Ленинграда, которые стойко сопротивлялись трагедии. Спустя многие месяцы страданий и потерь, блокада Ленинграда была поднята с войсками Советского Союза пробившими коридор, соединившим Ленинград с остальной территорией страны. 

Религия представляет собой сложную систему, объединяющую разнообразные структурно взаимосвязанные элементы. Не все эти элементы одинаково пригодны для обеспечения ресурсов в период войны. В религиозных учениях и практиках миротворческие направления также не уступают по значимости военным. Более склонны к поддержке военных инициатив те религиозные организации, которые, своей структурой, частично соответствуют государственным институтам и готовы использоваться в государственных целях, включая военные.

Религиозные общины стали важным источником поддержки для людей во время блокады. Религиозные обряды, молитвы и участие в церковных общинах стали неотъемлемой частью повседневной жизни, помогая поддерживать мораль и духовную силу населения. Религия играла значительную роль в трудных ситуациях, выполняя различные функции для верующих и сообществ. Религия предоставляла верующим их уникальный источник надежды и утешения в моменты кризиса. Вера в божественную справедливость может служить опорой, даже когда окружающая ситуация кажется безнадежной. Религиозные убеждения предоставляли моральные ориентиры в трудных ситуациях. Религиозные общины предоставляли место для взаимодействия и поддержки. Время кризиса помогало укрепить связь между членами церковной или религиозной общины, создавая солидарность и взаимопомощь. Религия могла помочь в создании смысла из трагических событий. Вера в более высокую цель или план помогла людям преодолеть страдания, находя глубокий смысл в своем опыте. Однако важно отметить, что роль религии различалась в зависимости от индивида и его интерпретации веры. Некоторые люди могли находить в религии опору, тогда как другие могли прибегать к другим источникам поддержки исключительно в сложных моментах.

Примером религии как опоры в блокадном Ленинграде может послужить крестный ход на Неве. Благословенный крестный ход, совершенный в пасхальную ночь с 4 на 5 апреля 1942 года в осажденном Ленинграде, представляет собой историческое событие, которое, несмотря на свою малую известность, имело огромное значение в борьбе с врагом во Второй мировой войне. В то время как пасхальные крестные ходы были запрещены после Октябрьской революции, с началом войны советское правительство изменило свое отношение к религиозным традициям. В апреле 1942 года, в честь Пасхи, крестные ходы были разрешены в крупных городах страны. Это разрешение было связано с знаменательной датой - 775 лет со дня победы святого Александра Невского над тевтонскими рыцарями. Впервые в блокадном Ленинграде проводились крестные ходы для поднятия боевого духа и укрепления веры в победу над фашистскими захватчиками. В пасхальную ночь был даже отменен комендантский час, и фотографы фиксировали пасхальные богослужения, создавая уникальные документы о вере в трудные времена блокады. Храмы, включая Князь-Владимирский собор, стали свидетелями атак вражеской авиации. Впрочем, это не помешало верующим собираться в святой плащанице. Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) отмечал, что великая суббота и Пасха не оставили город в покое - налеты фашистов были жестокими. Именно благословенный крестный ход стал символом духовного сопротивления и героизма Ленинграда в трудные годы блокады. Многие свидетельства, включая отчеты протоиерея Николая Ломакина, участвовавшего в событиях и свидетельствовавшего на Нюрнбергском процессе, подчеркивают не только религиозное значение этого события, но и его важность в общей истории героизма блокадного Ленинграда.

Говоря о влиянии веры на психологическое состояние людей, активное участие Церкви в жизни блокадного Ленинграда не только формировало моральные основы общества, но и оказывала важное влияние на духовный и психологический статус его граждан, способствуя единству в борьбе за выживание. Духовенство в Ленинграде не только было источником утешения молитвами для оставшихся прихожан, но и активно поощряло их к самоотверженному труду, внушая веру в неизбежную победу над врагом. Священнослужители, выступая в своих проповедях, не только освещали духовные аспекты, но и разоблачали антихристианскую и античеловеческую сущность фашистской идеологии. Эта духовная борьба на уровне идей стала неотъемлемой частью борьбы за выживание в блокадном Ленинграде. Ежедневные молитвы за победу русского оружия находили горячий отклик в сердцах верующих, создавая единство в стремлении к общей цели. Кроме того, Церковь принимала на себя ответственность за формирование моральных норм и ценностей в сложных условиях войны. В проповедях и посланиях осуждалось дезертирство, сдача в плен и сотрудничество с оккупантами, что способствовало укреплению духовной стойкости среди верующих. Эти духовные усилия не только изживали пораженческие настроения, которые могли распространиться в первый период войны, но и создавали "нравственные условия победы". Эти условия оказались важным фактором, влиявшим на ход военных действий и формирование коллективного духа общества в блокадном Ленинграде.Однако несмотря на значимость молитв и проповедей, Церковь внесла свой вклад и в практическую сторону поддержки. По предложению митрополита Алексия уже с 23 июня приходы Ленинграда начали активный сбор пожертвований на оборону. Владыка поддержал решение верующих отдавать из храмов запасные суммы, что в некоторых случаях были значительными. Сбор средств на нужды обороны получил широкое распространение среди приходов города с июля 1941 года. Особенно активно проявлялось желание помогать запрещенной с 1918 года благотворительной помощью, вспоминая опыт Первой мировой войны, когда многие приходы организовывали госпитали. С конца июня 1941 года храмы стали заметно заполняться народом, горожане с приходили помолиться за своих близких, и это стало общим явлением в условиях нарастающей войны. Бурное проявление религиозных чувств, начиная с 22 июня 1941 года, свидетельствует о том, как великой беды объединились люди в стремлении к духовной поддержке и силе в Церкви. Перед лицом надвигавшейся беды люди лишились страха перед репрессиями за посещение храмов, что можно считать первой победой над воинствующим безбожием. Тяжелые испытания войны также стали причиной заметного увеличения религиозности в стране. Представители разных слоев населения искали и находили в Церкви моральную опору и утешение, создавая своеобразную психологическую нишу в обществе.

Исследования о религиозности в советском обществе вызывают разногласия между церковной общественностью и секулярными учеными. Свидетельства, описывающие религиозные переживания военного времени, сталкиваются с недоверием и критикой. Исследования о спасительных знамениях и чудесных спасениях в последние годы собрали значительный документальный материал, включающий воспоминания, дневниковые записи и эпистолярное наследие. Однако, при ближайшем рассмотрении выявляется, что большинство этих свидетельств имеют несовершенный, порой наивный характер, вызывая критическое отношение со стороны как православно-церковной общественности, так и секулярного академического сообщества. Ученые из обеих идеологических лагерей - православного и секулярного, сталкиваются с недоверием и критицизмом к подобным свидетельствам. Первые не приемлют идеи о религиозности в "сталинской России", а вторые отрицают влияние религиозности на народ и исход военных событий.Основной дискуссионный момент кроется в том, что военный советский народ, обращавшийся к вере в Христа и Божию Матерь, не терял своей преданности советской Родине. Эта несовместимость взглядов является фундаментальной и непримиримой для историков-либералов и части церковных публицистов. Тем не менее, остается факт, что советский народ, обратившийся к религиозным устремлениям, одновременно продолжал оставаться преданным своей Родине, что нашло поддержку в словах первого патриарха ХХ века, святого Тихона (Беллавина), выраженных в его предсмертном завещании.

Проявления патриотизма Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны представляли собой разнообразные формы. Сотни священников, в том числе те, кто восстановил свободу после срока в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в армию. Некоторые из духовенства, лишившись своих храмов и паствы, принимали активное участие в обороне Ленинграда и служили в Ленинградской епархии. К примеру, будущий митрополит Калининский и Кашинский, Алексий (Коноплев), служил священником до призыва в армию в октябре 1941 года, где он воевал пулеметчиком на Ленинградском фронте. Вернувшись в священное служение в 1943 году, он украшен медалью «За боевые заслуги». Наместник Псково-Печерского монастыря, архимандрит Алипий (Воронов), преодолел все четыре года войны, был ранен и награжден орденами. Некоторые духовные лидеры, такие как протоиерей Стефан Козлов и протоиерей Тихвинской церкви Георгий Степанов из села РоманшиноЛужского района, также проявили личное мужество и были удостоены военных наград за службу. 

Будущий архиепископ Пермский Никон (Фомичев), служивший начальником военно-восстановительного поезда Октябрьской железной дороги в период блокады, был рукоположен в диаконы сразу после окончания войны. При подведении итогов к 40-летию победы в Ленинградской епархии в 1985 году был составлен список священнослужителей-участников войны, в который вошло 23 человека, включая архиепископа Мелитона (Соловьева), протоиерея Петра Лебедева, протодиакона Виктора Комарова, диакона Николая Одар-Боярского и протоиерея Виктора Сашина.

В блокадном Ленинграде обращение к Церкви не просто являлось массовым, а приобретало формы активного взаимодействия с верующими, несравненно более значительные, чем во многих других регионах страны. Религиозный фактор оказывал существенное воздействие на оборону города, становясь неотъемлемой частью моральной и духовной поддержки ленинградцев. Храмы, действовавшие в течение всего периода блокады, не только служили местом молитвенного общения, но и стали фактором активизации материальной и духовной мобилизации жителей. Городские власти, осознавая вклад Церкви, уже на ранних этапах меняли свое отношение к ее роли в обществе. Православная Церковь в блокадном Ленинграде не только пережила, но и динамично возродилась, приобретая новый уровень авторитета и расширяя свое влияние в сложных условиях военных испытаний.