В предлагаемой вашему вниманию статье, размещенной на портале Upstream, сделана попытка разобраться, как Казахстан сделал ставку на нефть в надежде справиться с поставками российского газа в Азию
Казахстан продвинулся вперед в обеспечении поставок нефти через территорию России международным клиентам и получил дополнительные выгоды от более тесных связей с Москвой, несмотря на угрозу вторичных санкций со стороны Запада. В прошлом году транзит казахской нефти висел на волоске, поскольку Запад ввел обширные санкции против России и ее корпораций, что побудило Москву искать варианты.
Эти варианты очень не понравились глобалистам. Кремль ответил сокращением мощностей Каспийского трубопроводного консорциума, который управляет ключевым трубопроводом, по которому транспортируется около 80% казахстанской нефти (в основном с западных месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак) на плавучий терминал вблизи российского черноморского порта Новороссийск.
Россия неоднократно угрожала и вовсе прекратить работу, поскольку Каспийскому трубопроводному консорциуму пришлось столкнуться с неожиданными решениями суда и предупреждениями о соблюдении технических требований. Однако в прошлом году трубопровод стал работать без сбоев, завершив масштабную модернизацию мощностей в ожидании увеличения добычи на месторождении Тенгиз, которым управляет международный консорциум во главе с американской компанией Chevron.
Более того, несмотря на звучавший в Астане призыв к диверсификации маршрутов экспорта нефти, Казахстан отправил еще больше топлива по трубопроводу Атырау-Самара, для доставки в Германию и российские порты Усть-Луга и Новороссийск. К тому же в прошлом году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев часто встречался с президентом России Владимиром Путиным для обсуждения взаимного сотрудничества, несмотря на растущую изоляцию России на международной арене.
Дипломатия Токаева принесла свои плоды. В ноябре 2023 года во время своего визита в Астану Путин начал встречу с президентом Казахстана с заявления, что эти страны являются «ближайшими союзниками». Токаев высоко оценил торговые отношения между двумя странами, которые укрепились в минувшем году. А Путин прогнозировал ежегодный рост взаимной торговли на 7%.
Токаев приветствовал сотни российских компаний, которые перевели свой бизнес в Казахстан, чтобы уменьшить бремя международных ограничений, введенных с февраля 2022 года, и сказал, что еще больше российских компаний собираются переехать в ближайшее время. Международный валютный фонд тут же отреагировал на это высказывание казахстанского президента и повысил прогноз роста ВВП страны до 4,8% с 4,6%.
Рост обусловлен нефтяным и ненефтяным секторами, в то время как влияние войны на Украине остается ограниченным. Инфляция снизилась с момента своего пика в 21% в феврале 2023 года и, по прогнозам, к декабрю должна была составить около 10%, - говорилось в заявлении МВФ .
Энергетические связи
В минувшем году энергетические сделки оставались на первом месте в повестке дня необходимого Астане сотрудничества: Россия согласилась построить новые газовые электростанции в Казахстане, который неоднократно страдал от отключений электроэнергии, влияющих на добычу нефти и газа. Казахстан также расширил свою роль в качестве транзитной страны для потоков российского природного газа в Центральную Азию и Китай, а газовый гигант «Газпром» заключил контракт на инвестиции в реверсирование устаревшей трубопроводной сети.
Эта сеть, известная как Центральная Азия-Центр, позволит России транспортировать свой газ через Казахстан в Узбекистан, Туркменистан и другие бывшие советские государства в Центральной Азии. Первоначальная модернизация этой системы прошлым летом позволила "Газпрому" начать поставки в Узбекистан примерно 2,8 миллиарда кубометров газа в год.
Теперь «Газпром» согласился инвестировать в дополнительную модернизацию сети «Средняя Азия-Центр», чтобы еще больше увеличить ее пропускную способность в реверсном режиме до конца 2025 года. Кроме того, Казахстан обсуждает с «Газпромом» крупный проект по поставкам газа в северные и северо-восточные регионы Казахстана.
Астана надеется, что поставки российского газа по сниженной цене станут более эффективным решением для страны вместо инвестиций в прокладку внутренних трубопроводов из богатых газом провинций на западе. Пока Казахстан обсуждает условия импорта российского газа, Астана также призывает «Газпром» инвестировать в дальнейшую модернизацию трубопроводов, чтобы позволить российскому гиганту транзитировать часть поставляемого газа в Китай.
Москва рассматривает Китай как основной рынок для сбыта газа после потери спроса со стороны Европы. Астана также присматривается к российскому производителю «Лукойл» в качестве партнера нефтегазового холдинга «КазМунайГаз» в разведке и разработке морских блоков Каспийского моря. «КазМунайГаз» также объединился с российской региональной нефтедобывающей компанией «Татнефть» для освоения глубоких пластов наземного месторождения Каратон.
Казахстан обратился к России и Китаю, который не осудил войну на Украине, после того, как Астана столкнулась с нежеланием западных нефтяных компаний инвестировать в долгосрочную разведку и разработку нефти и газа в Казахстане из-за сосредоточенности на проектах возобновляемой энергетики в других местах. .
Западные компании по-прежнему реализуют три крупнейших нефтегазовых проекта в Казахстане – Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, но Астана ожидает, что они постепенно уедут из страны. Имея на руках всего две сделки по разведке и добыче с «Лукойлом» и «Татнефтью», Казахстан переключил свое внимание на проекты средней добычи по переработке природного и попутного газа, а также производству полимеров и химикатов, ища инвестиции и опыт для этих планов в России и Китае.