Хан Хубилай сменил своего старшего брата Мунке (Менгу) на посту великого хана Йеке Монгол улус (Великой державы монголов) в 1260 году. Если считать Монгольскую империю в то время в целом, его власть простиралась от Тихого океана до Черного моря, от Сибири до северной Индии.
Но в обширности монгольской империи таились и предпосылки ее распада.
Реальная власть Хубилая, как основателя монгольской династии Юань в Китае, была ограничена Китаем и Монголией, хотя как великий хан он все еще имел влияние в Иране, управляемой монгольскими ильханами и, в значительно меньшей степени, в Золотой Орде.
После смерти Мунке в 1260 на пост великого хана было два основных претендента, его младшие братья - Хубилай, стоявший с большим войском в Северном Китае и его самый младший брат Ариг-Буга, сидевший с столице, Каракоруме.
Ариг-Буга, как младший сын, был наследником имущества отца четырех братьев - Мунке, Хулагу, Хубилая и Ариг-Буги - сыновей младшего сына Чингисхана Тулуя, и поддерживался сторонниками родовых традиции монгольской аристократии. Хубилая же не поддерживало большинство нойонов и он мог рассчитывать только на свою сильную армию.
Имперское войско умершего Мунке-кагана занимало выжидательную позицию. Очень важно было на чьей стороне окажутся хан Золотой Орды, Берке, и владыка Ирана, ильхан Хулагу, каждый из которых возглавлял очень большие армии. Своего часа ждали и обойденные Мунке Чагатаиды и Угедеиды.
В мае 1260 года, узнав, что Ариг-буга готовит курултай в Каракоруме, Хубилай, заручившись поддержкой Хулагу и Берке, а также Чагатаидов и Угедеидов открыл в городе Кайпинфу на границе Китая и Монголии свой собственный курултай, на котором его провозгласили великим ханом.
Этот курултай был абсолютно нелегитимным и вопиющим нарушением Ясы Чингисхана, но военная сила была на стороне Хубилая. Понимая, что речь идет о его жизни или смерти, Ариг-буга также не спасовал и немедленно открыл свой курултай в Каракоруме. И Йеке Монгол улус получил двух великих ханов.
Все решилось на поле боя. Закаленные в боях ветераны Хубилая в начале 1261 года легко разгромили разношерстные войска Ариг-буги и заняли столицу империи Каракорум. На сторону Хубилая перешел новый владыка улуса Чагатая - Алгуй, поставленный во главе этого улуса Ариг-бугой.
Хубилай купил также и поддержку Хулагу, дав ему ярлык на управление всеми завоеванными им в Иране Ираке, Сирии и в Закавказье землями. Чем вызвал недовольство Берке, претендовавшего по завещанию Чингисхана из земель ильхана Хулагу хотя бы на часть Армении и на иранский Азербайджан с богатым торговым городом Тебриз.
Чингисхан плохо знал географию и завещал потомкам своего старшего сына Джучи, то есть в том числе и Берке, все земли расположенные южнее Аму-Дарьи. И Берке согласно завещанию "потрясателя вселенной" требовал свою долю от земель ильхана в том числе и как плату за участие золотоордынских войск в завоевательном походе Хулагу в Иран и в Закавказье.
В конце 1261 года Ариг-буга, собрав достаточно сил, наносит Хубилаю ответный удар и вновь занимает Каракорум, воспользовавшись тем, что основная, опытная и многочисленная армия Хубилая завязла в войне с китайской империей Сун в Центральном Китае.
В 1262 году союзник Хубилая, Чагатаид Алгуй, наносит тяжелое поражение войскам Ариг-буги, но того от окончательного разгрома спасает внук Угедея - Хайду - владыка восстановленного Ариг-бугой Угедейского улуса. Но в следующем году уже сам Хайду разбит Алгуем, а Хубилай начинает теснить Ариг-бугу с востока.
Оказавшись между двух огней, в начале 1264 года Ариг-буга сдается на милость победителей и в Монгольской империи остается только один великий хан - Хубилай. Его власть теперь вынуждены признать и в Золотой Орде, где продолжает править Берке.
Но в 1266 году - новая напасть - умирает верный союзник Хубилая, Чагатаид Алгуй. Власть в Мавераннахре, в западной части улуса Чагатая, захватывает его внук, Борак, пока лояльный Хубилаю. Но Борак, имея ярлык великого хана только на Мавераннахр, решил объявить себя ханом всего Чагатайского улуса.
Чтобы призвать Борака к порядку, Хубилай направляет в Центральную Азию армию под командованием Коюнчи. Но зарвавшийся Борак разбил войска Коюнчи и выгнал законного наместника, поставленного Хубилаем, из Восточного Туркестана.
Опять завязнув в Китае, Хубилай не смог немедленно наказать мятежного Борака. И тогда, почувствовав слабину Хубилая, застрявшего с войском в Южном Китае, на самой окраине Монгольской империи, на сцену вступает главный зачинщик общемонгольской смуты - внук Угедея Хайду...
Продолжение следует...