Ежели верить графу А.К.Толстому и братьям Жемчужниковым, незабвенный Козьма Петрович Прутков говаривал: «Специалист подобен флюсу, полнота его одностороння», что, в общем, близко к правде. Человек, «заточенный» на техническое творчество, очень редко умеет зарабатывать деньги. Нет, исключения, конечно есть, но они редки, и встречаются гораздо реже, чем принято считать, ибо среди «исключений» часто встречаются те, кто удачно «слизал» идею у кого-то менее удачливого.
«Зарабатывание денег» почти всегда вступает в конфликт с «техникой», и ежели поставить по главе проекта бухгалтера, на нем (проекте) можно сразу ставить крест. С другой стороны, если дать волю техническому творчеству, на всей фирме можно ставить крест, ибо для технаря, не ориентирующегося в экономике, деньги не важны, а, важен красивый проект, ибо «лучшее- враг хорошего».
Как правило, в коммерческой фирме «технического гения» коммерсанты терпят лишь до той поры, пока он нужен, потом от него стараются избавиться. Почему? Потому, как это мешает бизнесу. В связи с тем, что Джон Ф.Холланд с 1901 года более не стоял «у руля» компании, а являлся ее наемным работником (причем, со срочным контрактом на 4 года), «Holland torpedo-boat company» начала активно продавать разработки патенты, зарабатывая деньги (не только она). Как?
Прежде всего, строились подводные лодки для американского флота. Помимо купленного на 150 тыс. долларов "Plunger-III" ("Holland № 8") построенной на верфи субподрядчика "Crescent S.Y." в городе Элизабет (Нью Джерси). Что за верфь такая? Она была основана двумя бывшими сотрудниками фирмы Крампа Артуром Бушем и Льюисом Никсоном (последний часто указывается автором этого проекта). Верфь строила подводные лодки на субподряде у «Holland torpedo-boat company» до 1904 года. В 1904 году она была выкуплена компанией «Bethlehem steel», после чего производство подводных лодок было перенесено на вновь созданную верфь Исаака Райса. Лодка "Plunger-III", построенная на этой верфи, вошла в состав флота под названием «Holland», позже, получившего название USS-1.
После этого, американский флот у фирмы «Holland torpedo-boat company» заказал еще пять подводных лодок, затем еще две (всего семь). Их принято относить к «типу А» (или „Adder»): Стоимость каждой лодки была определена в 257 тыс. долларов. При этом, если разбираться в документах, получается достаточно интересная схема.
Верфь строила металлический корпус, но цена его была относительно невелика, всего, около 52 тыс. долларов. Львиную долю заказа получали компани Исаака Райса «Electric Storage Battery» (за аккумуляторы), и Electric Launch Company (ныне Elko) за электродвигатели и поставку керосиновых моторов «Отто-Дойц». Около 50 тысяч получала «Holland torpedo-boat company» за «инжиниринг». Условия были кабальными для верфи, но заказов у нее было мало, потому, она и бралась за этот заказ (что и привело ее к финансовым проблемам, и к последующей покупке «Вифлеемской сталью»).
На верфи "Crescent S.Y." были построены:
1. "Plunger" (Submarine torpedo boat № 2, с 17 ноября 1911 A 1), позже, SS 2 была заложена на верфи "Crescent S.Y." в г.Элизабет 21 мая 1901, и спущена на воду 1 февраля 1902, вступила 19 сентября 1903. Сдаточные испытания подводной лодки затянулись до 1905 года. После сдачи подводной лодки 22 августа 1905 года, на ней побывал тогдашний (26-й по счету) президент США Рузвельт. Нет, не Франклин, Теодор, хотя, тоже Рузвельт, и дважды дальний родственник 32-го президента США. С одной стороны, он сам был родственником, с другой стороны жена Франклина – Элеонора, являлась племянницей Теодора Рузвельта. Президент смотрел лодку 2 часа, смотрел, как она погружалась, был впечатлен, но…
3 ноября 1905 по 23 февраля 1907 лодка числится в резерве, и активной деятельности не ведет. После непродолжительного ввода в строй, лодка переводится в разряд учебных. В 1909 году на ее борт поднимается ее новый командир, (техасец немецкого происхождения). Звали его Честер Нимитц (тот саамы Нимитц, в честь которого авианосец назвали). В январе 1909 года он начал преподавать в Первой флотилии подводных лодок ( The First Submarine Flotilla). В мае того же года он был назначен на должность командующего флотилией и одновременно командиром подводной лодки «Plunger». Но командовал он ей недолго (менее года). В принципе, более ничем лодка и не прославилась. Она была исключена из состава флота 24 ноября 1913, с 29 августа 1916 стала экспериментальной целью "Target E", а 25 августа 1921 была выставлена на продажу, и 26 января 1922 продана на слом. Скажем так, не сильно долгая и не сильно продуктивная служба (что, в принципе, было ожидаемо). Ощущение такое, что строительство подводных лодок было просто… «пролоббировано», потому, как реальных сфер их применения, объективно говоря, не наблюдалось. Но, может, у других судьба была иной?
2. "Adder" (Submarine torpedo boat № 3, с 17 ноября 1911 A 2), позже SS 3 так же была заложена
заложена на верфи "Crescent S.Y." 3 октября 1900, спущена 22 июля 1901, вступила 12 января 1903, 26 июля 1909 выведена в резерв. Но в «биографии» этой лодки есть разнообразие. Она была частично разобрана, и 1 октября 1909 перевезена морским транспортом на Филиппины. Там она была вновь введена в строй 10 февраля 1910. Служила она до 12 декабря 1919 выведена в резерв, с 24 сентября 1920 цель, исключена из состава флота 16 января 1922.
3. "Moccasin" (Submarine torpedo boat № 5, с 17 ноября 1911 A 4), позже SS 5 (с 17 июля 1920) была третьей лодкой, построенной этой верфью. Она была заложена 8 ноября 1900, спущена на воду 20 августа 1901, вступила 17 января 1903. В 1909 году выведена в резерв и 1 октября 1909 переведена
на Филиппины, вновь введена 10 февраля 1910, 12 декабря 1919 выведена в резерв, и использовалась как цель. Исключена из состава флота 16 января 1922.
4. "Porpoise" (Submarine torpedo boat № 7, с 17 ноября 1911 A 6) четвертая лодка этой серии была заложена там же на "Crescent S.Y." 13 декабря 1900, спущена 23 сентября 1901, вступила 19 сентября 1903, 21 апреля 1908 выведена в резерв и в июле 1908 переведена на Филиппины, вновь введена 20 ноября 1908, 12 декабря 1919 выведена в резерв, с июля 1921 цель, исключена 16 января 1922. Биография почти такая же.
5. "Shark" (Submarine torpedo boat № 8, с 17 ноября 1911 A 7) была заложена 11 января 1901 спущена 19 октября 1901, вступила 19 сентября 1903, 21 апреля 1908 выведена в резерв и в июле 1908 переведена
на Филиппины, вновь введена 14 августа 1908. На подводной лодке вследствие выхода из строя батарей, произошел взрыв водорода и пожар, в результате чего 24 июля 1917 лодка выбросилась на берег. Снята с мели и 1 апреля 1918 приведена на верфь "Cavite N.Y.", для ремонта, но 12 декабря 1919 выведена в резерв, с 1921 цель. Исключена из состава флота 16 января 1922 и разделана на металл.
Еще две лодки строились другим субподрядчиком. Почему? Они строились не на Атлантическом, а на Тихоокеанском побережье. Но судьба их была похожей.
6. "Grampus" (Submarine torpedo boat № 4, с 17 ноября 1911 A 3) позже SS 4 (с 17 июля 1920) была
заложена на верфи "Union I.W." в Сан-Франциско 10 декабря 1900, спущена 31 июля 1902,
вступила 28 мая 1903, с 28 ноября 1906 по 13 июня 1908 в резерве на заводе "Mare Island N. Yd."
в Вэлледжо, в 28 июня 1912 выведена в резерв и 26 марта 1915 переведена на Филиппины, вновь введена 17 апреля 1915, 25 июля 1921 выведена в резерв и использовалась как цель, исключена 16 января 1922.
7. "Pike" (Submarine torpedo boat № 6, с 17 ноября 1911 A 5) позже, SS 6 (с 17 июля 1920) тоже была заложена "Union I.W." в Сан-Франциско 10 декабря 1900, спущена 14 января 1903, вступила 28 мая 1903, с 28 ноября 1906 по 8 июня 1908 в резерве, c 28 июня 1912 в резерве на "Puget Sound N.Y." и 26 марта 1915 переведена на Филиппины, вновь введена 17 апреля 1915, 15 апреля 1917 затонула в результате течи в главной балластной цистерне на заводе "Cavite N.Y.". Лодка была поднята 19 апреля 1917 и вновь введена в строй, 25 июля 1921 выведена в резерв и использовалась как цель, исключена 16 января 1922.
Все? Отнюдь нет.
«Holland torpedo-boat company» тайно начала сотрудничать с англичанами. Почему тайно? Ну, потому, как против этого сотрудничества резко выступал Джон Ф. Холланд, который еще работал на фирме в качестве «главного инженера» (по фату это была синекура, т.к. фактически, после ряда конфликтов, его функции передали Лоренсу Спиру, который стал главным конструктором).
По официальной версии, британское Адмиралтейство вело секретные переговоры с Элиу Фростом из «Holland torpedo-boat company» с целью покупки лицензии на лодку Холланда из политических соображений. В реальности, на момент проведения переговоров Холланд еще не знал, что его разработки уже не его собственность. Ситуация «всплыла», когда на фирме появился британский представитель Реджинальд Бэкон, ответственный за приемку документации. Естественно, у Холланда (который был, в принципе, против сотрудничества с британцами) возник конфликт с руководством фирмы. Но, документацию на «Фултон» (будущий русский «Сом», он же «Холланд-9» с бензиновым двигателем в 180 л.с.) передали фирме Виккерс (и в этом процессе тоже поучаствовал небезызвестный Бэзил Захарофф).
Конфликт с руководством фирмы продолжался, а, потому, 1 апреля 1904 года «Holland torpedo-boat company» попрощалась со своим создателем Джоном Ф.Холландом (просто не перезаключив контракт на следующий срок).
Виккерс начал строить подводные лодки на верфи Барроу-ин-Фернесс, но… (не очень удачно). Лодки строились в эллинге с надписью «Яхтенный сарай», а корпусные детали изготавливались под шифром «понтон».
Корпус у них был приличным. Перед спуском на воду на стапеле каждый корпус лодки испытывали гидравлическим давлением. В носовой части субмарины присутствовал люк, через который в разобранном виде загружали торпеды и аккумуляторные батареи. Погружение или всплытие осуществлялось за счёт горизонтальных рулей и небольших дополнительных цистерн. Для успешного погружения под воду, балластные цистерны размещали в прочном корпусе, в средней части находилась, между 18-35 шпангоутами, главная балластная цистерна, емкостью в 14 тонн. Система балластировки имела цистерну быстрого погружения, которая позволяла «держать на поверхности» только рубку, а при необходимости, быстро "нырнуть". Цистерна быстрого погружения стала с тех пор стандартным устройством подводных лодок.
В нижней части корпуса размещалась вспомогательная цистерна, весом в 4,5 тонн, с правого бока средняя в 0,5 тонн. Дифферентные цистерны – в носу весом 0,9 тонн и корме - 0,45 тонн. При такой компоновке цистерн была возможность продувать систему сжатым воздухом на предельной глубине, а также откачивать воду при помощи двух электрических и одной ручной помпы.
Для погашения остаточной плавучести использовали 6 уравнительных цистерн (с каждого борта по 3 шт., емкость каждой 0,24 тонны). Главная, вспомогательная и средняя цистерны заполнялись через кингстоны и продувались воздухом высокого давления (3,2 кг/см2), уравнительные и дифферентные цистерны заполнялись через магистраль, продувались воздухом низкого давления (0,64 кг/см2).
Проблемы были с энергетической установкой. Ненадежным был и бензиновый двигатель, выбранный для этой подводной лодки и аккумуляторные батареи. Проблемы были и с 74-сильным электромотором.
На испытаниях первых трех лодок в «заплыве вокруг острова Уайт» все три лодки вышли из строя, пройдя менее 4 миль. На «Холланд-1» произошел взрыв водорода, «Холланд-2» имел проблемы с двигателем, а, «Холланд-3» так и не смогли сдать до 1911 года, когда лодка утонула в процессе очередных испытаний.
В связи с этим, было принято решение внести изменения в конструкцию лодок 4 и 5 (которые еще только строились). Таким образом, Британия к 1904 году условно имела 4 подводные лодки (или имела 4 подводных лодки с определенными проблемами и 5-ю в ремонте).
Судьба их была похожей. 24 октября 1904 года, после Гулльского инцидента (инцидента у Доггер-банки) все 4 исправных лодки вышли топить русскую эскадру, но, выйдя на рейд, вовремя получили приказ вернуться. Их списали перед Первой Мировой. Холланд-1, проденный всего за 410 фунтов фирме Вард, затонул в 1,5 милях от маяка Эддистоун во время буксировки к месту разделки на металл. В том же 1913 году разделали на металл и второй «Холланд». Третья затонула в 1911 году. Холланд 4 в 1905 году при достройке получил нормальную рубку. 3 сентября 1912 года лодка затонула, но была поднята, и использовалась в качестве мишени для артиллерийских стрельб (во время которых и была потоплена в 1914 году). Пятый «Холланд» тоже затонул из-за открытого торпедного аппарата в 1912 году во время буксировки для разделки на металл. Лодка обнаружена в 2005 году, но лежит на дне. Повезло только Первому Холланду, которого нашли в 19081 году, отреставрировали, и поставили в музей.
В общем, «первый блин» у англичан «вышел комом». И к 1904 году в торговле подводными лодками у американцев наметился застой. В принципе, рассматривая английские и американские "Холланды", нужно признать, что эти подводные лодки были достаточно... "сырыми". И не просто так они были достаточно быстро списаны.
Но, тут началась русско-японская война (на которой все попытались заработать), и фирма снова начала зарабатывать деньги. 1 апреля 1904 года фирма уволила Джона Ф.Холланда, а 28 апреля 1904 года руководство фирмы начало «зарабатывать деньги», заключив контракт с Невским заводом, правление которого приобрело у право на постройку подводных лодок конструкции Д.Ф.Холланда сроком на 25 (!) лет (но об этом «проекте» чуть позже). Русские купили тот же проект («Фултон»), что еще три года тому назад был продан англичанам.
Японцы тоже закупили в Америке пять лодок. На этой же войне попытался заработать сам Джон Ф.Холланд (уже не работающий в фирме), который продал свой новый проект японцам, и по его новому проекту японцы тоже строили лодки (но все это тоже тема отдельного рассказа).