Найти тему
Моменты жизни ღ

Почему именно пальчиковая гимнастика запускает речь, а прогулки на свежем воздухе развивают детский мозг? Ответы мед.профессора-невролога.

Чем глубже вникаю в азы невропатологии, тем больше нахожу для себя ответов, из которых и складываются мои лайфхаки логопеда. Например, следующие два, которые я услышала от мед.профессора по неврологии Эдгара Кафарова. Перечислю их в форме вопросов/ответов.

ПОЧЕМУ ДЛЯ ЗАПУСКА РЕЧИ И ЧЁТКОЙ ДИКЦИИ РЕКОМЕНДУЮТ РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ?

А всё просто, потому что артикуляционные отделы мозга расположены в нижней лобной извилине, которая в свою очередь находится под средней лобной извилиной. Средняя лобная извилина - это конечная точка нейронной цепочки, идущая от конечностей рук. Двигая пальчиками рук в теле человека включает среднюю лобную извилину мозга, а она в свою очередь уже тормошит и будит нейронные участки, участвующие за артикуляцию речи. Ещё среднюю извилину мозга будят повороты шеи в одну сторону, а глаз в другую сторону. Хотите красивый почерк у детей? Отдайте их в спорт, где часто крутят шеей и глазами. Или займите их творчеством, где активно участвуют пальчики и ладошки обоих рук: замес теста, чистка овощей или лепка пластилином. Я вот вообще подумываю, что было бы классно придумать синергию артикуляционной гимнастики с пальчиковой нейрогимнастикой. Короче, радуюсь тому, что есть ещё над чем подумать.

КАК УВЕЛИЧИТЬ СКАЧОК РАЗВИТИЯ МОЗГА?

В извилинах мозга одновременно живут чувствительные и двигательные нейронные цепочки. Мы либо идём куда-то, либо чувствуем что-то. А вот если объединить движения с чувствами, то значительно укрепятся и сами нейронные цепочки, и сформируется ещё больше новых нейронных соединений, а значит произойдёт очередной скачок в развитии мозга. Например, непросто купать ребёнка в ванной, а чередовать там то холодную, то тёплую воду. Непросто играть с ребёнком в догонялки, а чередовать с нагрузкой на его тела и с ощущениями. Например, бегать в носках, наполненные фасолью. Ходить с бутылками воды по 5 литров, а не с пустыми руками. Бегать голышом, бегать в шубе. И т.д. А лучше ходить с детьми в термы, где и движения, и ощущения. Два в одном. Даже обычная прогулка на свежем воздухе уже пробуждает мозг от спячки, потому что двигательная нейронная цепочка просыпается от движений, чувствительная цепочка просыпается от температуры воздуха, от ветра, от запахов, от ощущения в стопе: твёрдая или мягкая поверхность, а лучше обе сразу. Короче, хотите живой, любопытный мозг у ребёнка, то гуляйте с ним по тротуарам, по лужам, по сугробам или, на самый крайний случай, ходите пешком к логопеду, а не на машине. Логопед успокоит психику родителей, пешая прогулка до логопеда сама активизирует и наладит работу центров речи в голове. Вы можете мне не верить, но статистика неговорящих детей сейчас и в годы детства эпохи СССР говорит сама за себя.

Ещё узнала, что таланты мозга прячутся над мозолистым телом, но как до них добраться я ещё изучаю. Кстати, все мои лайфхаки логопеда действуют, как с детским мозгом, так и со взрослым. Берите, внедряйте и чувствуйте счастье от того, что ваше тело и ваш мозг почувствовал что-то новое и с аккумулировал новую нейронную цепочку.

--

Яна Терентьева, детский логопед, влюблённый в нейропсихологию. Автор 11 книжек с лайфхаками для мам и пап на ЛитРес. Например, последняя книжка "Мама, малыш-молчун и не хочу в детский сад".