Привет, киноманы!
Отсмотрела еще пачку отечественных фильмов, которые появились онлайн. Чтобы найти что-то стоящее, перелопатить нужно огромное количество материала. Это не самые худшие или лучшие фильмы 2023 года. Только часть из большого списка увиденного, которая займет свое место в большой подборке «От худшего к лучшему». Не переключайтесь!
1.«Неестественный отбор» (2023), Россия
Моя оценка на КП 2/10
Рейтинг КП 5.3
Если каждый может снять фильм, то почему не каждый зритель может его ругать? После этого фильма захотелось не только бросить отсматривать все картины прошедшего года, но и отечественное кино в принципе. Дебютная работа ранее продюсера Татьяны Ярмак, а нынче режиссёра и сценариста, может похвастаться только присутствием Михаила Пореченкова в касте. Но на его фильмографии картина ставит жирное черное пятно, но пока еще не крест. Завлечь актера в проект могли или крепкая дружба с создателем картины, или высокий гонорар. Третий вариант - неразборчивость агента актера. Потому что на стадии знакомства со сценарием можно было распознать полный провал и позор для репутации.
Автор решил объять необъятное и запихать в полтора часа все, что приходило на ум на словосочетание «криминальный триллер». Винегрет такой, что устанешь пересказывать все сюжетные линии и истории героев. А какая игра актеров! Невозможно смотреть, как русские актеры выдают корявый акцент у иностранных героев, как девушки изображают алкогольное опьянение и эротические попытки соблазнить сильных мира сего. Пошло, похабно, вульгарно, халтурно, бесталанно, непритязательно, скверно, топорно, некачественно, низкопробно, безвкусно, грубо и дубово, примитивно и просто ужасно.
2.«Пять процентов» (2023), Россия
Моя оценка на КП 4/10
Рейтинг КП 6.1
Смешная история получилась с этим фильмом. Я его посмотрела, а на следующий день села писать отзыв. Но не могла вспомнить, чем же эта комедия закончилась! Включила еще раз на моменте, где Стоянову привиделся огромный нарисованный великан, досмотрела до конца. Поняла, что фильм я посмотрела два раза, но ничего запоминающегося и выдающегося снова не увидела. Думаете, сейчас можно вспомнить, что же там было? Нет!
Комедия ради фарса или фарс ради комедии. В воспоминаниях остался разве что актерский состав: Стоянов, Сухоруков, Лысенков в эпизоде. Те самые выдающиеся работы, из-за которых весь сыр-бор: картины и скульптуры в студии художника. И, пожалуй, банда мордоворотов, которые терроризируют классика соцреализма и демонстрируют своим поведением, манерами и речью отсутствие извилин в голове.
В остальном, это погоня за деньгами и славой, до которых многие решили дотянуться, не вспоминая дедулю до этого годами. Набор шуток абсолютно не сравним с актерским талантом Стоянова и Сухорукова. Подача материала устарела и это произошло далеко не из-за возраста персонажей. Чтобы обыграть тему с наследством, неожиданным кладом, найденными ценностями по-новому, нужны свежие идеи, а не приемы, с которых смахнули пыль и подали как гениальную задумку.
3.«Человек ниоткуда» (2023), Россия
Моя оценка на КП 4/10
Рейтинг КП 5.9
Ким (расшифровывается, как коммунистический интернационал молодежи) Кириллов полетел в космос в 1960 году, но его космический корабль потерпел крушение еще до выхода на орбиту. Очнулся он в 23 году. Ему предстоит вспомнить, кто он, узнать, как попал в будущее, и принять новую реальность.
Это не триллер и не фантастика, это чудо-комедия, которые у нас снимают и подают, как достижение киноискусства. Абсолютно не стесняясь называть в фильме картины, на которые ориентируются создатели. «Игра» Финчера упоминается героями несколько раз, чтобы зритель, который ни разу не смотрел фильм, все-таки до него дотянулся. И понял, что есть шедевры жанра, а есть подобия!
Есть более выдающиеся картины о космосе: «Гравитация», документальный «Аполлон-11», «Интерстеллар». Или примеры шпионских триллеров, по которым можно учиться снимать погони, допросы, игры с обманутыми героями, которые теряют память: все части про Борна. Как снимать прошлое и будущее, тоже показано во многих известных и популярных картинах. И даже есть отсылка к фильму «Адреналин». Но наши продолжают рубить топором корявых Буратино.
Прошлое и будущее на экране отличается только цветокоррекцией и аккуратно расставленными в кадре вещами и предметами из прошлого. Их немного: ретро автомобили и трамвайчики, проводные телефоны, черно-белые снимки в старых фотоальбомах, спортивный костюм и характерный для того времени дизайн платьев, музыка, играющая на пластинке, за кадром. Съемки запуска космического корабля и полета с видом на планету Земля остались на уровне: стоим на фоне верблюда и ракеты и ждем, когда она начнет совершать полет вокруг земного шара. Спасибо, что предмет не летит на фоне плаката или видео изображения космического пространства. Закрытая больница-лаборатория с заложенными кирпичом окнами вызывает много вопросов: проработка и детализация на минималках. Сценарий, работа художника-постановщика и художника по костюмам, операторская работа - по верхам, старались глянцево, но если развернуть, то находишь пустоту внутри.
Попытка создать шпионский триллер, личную драму, фантастику о космосе и перемещении во времени одновременно и запустить новый жанр для покорения отечественного зрителя свершилась, но осталась на уровне слизывания идей с зарубежных фильмов.
4.«МаскЕрад» (2023), Россия
Моя оценка на КП 5/10
Рейтинг КП 5.8
За идею перенести драму Лермонтова на современный лад - пятерка. За реализацию - твердая тройка!
К заявленным жанрам «триллер» и «мелодрама» смело можно добавить «музыка», ведь артисты периодически уходят в рок-поп-исполнение композиций. Уточнить, что есть откровенные, обнаженные сцены, тогда и «эротика» подойдет к описанию происходящего. А отдельные эпизоды смело можно отнести к фантастике. Такая гремучая смесь не подкрепляется гениальной актерской игрой, шикарными декорациями и выдающимися режиссерскими находками. Фильм не идет ни в какое сравнение с известными похожими фильмами, например «Ромео и Джульетта». Диск с музыкой из фильма не выйдет, диалоги героев на цитаты не разойдутся, пересматривать точно не будешь. Ознакомиться с первоисточником или вернуться к школьной программе по литературе не захотелось. Вряд ли подобная постановка привлечет внимание современных школьников к чтению классики.
5.«Слежка» (2023), Россия
Моя оценка на КП 5/10
Рейтинг КП 6.3
Триллер о необычных развлечениях молодежи скатывается в кроваво-мясной ужас о маньяке, скрывающемся за маской обычного мужика среднего возраста. За чем здесь интересно наблюдать?
Во-первых, избалованная молодежь, пресыщенная всеми видами удовольствий, в погоне за адреналином и новыми ощущениями, начинает сталкерить людей. Преследовать везде, снимать на камеру и доставать компромат, обнародовать его и выводить на чистую воду. Подростков с благими мотивами скоро будут изучать не только психиатры, но и криминалисты. Явление пугающее. Отвечая на поднятый ранее вопрос: актеры-подростки хорошо справляются с ролями. Типажи интересно исследовать, копаться в их истории, выяснять, что ими движет, хочется докопаться до истоков.
Но здесь есть большие огрехи в сценарии и самом сюжете: почему они организовали клуб? Если мотивация одного героя вскрывается в финале, то что заставило других молодых людей прильнуть к такому роду занятий? История с маньяком не проработана. Исход скатывается в банальщину и тупое кромсание на куски. Возможно эта сюжетная линия не была центральной, поэтому ее раскрутили слишком быстро, даже не пытаясь создать интригу. Но маньяк стал главной целью членов клуба и причиной внутренних конфликтов. Если доработать вторую часть фильма, то триллер выйдет напряженным и сосредоточенным не только на цепочке «слежка-маньяк», а глубже раскроет боли персонажей и сделает их портреты проработанными.
Фильм или предвосхищает, или уже отражает новое веяние среди молодежи. Стоит уже обратить внимание на данный вид деятельности, который несет в себе много негативных последствий для людей по обе стороны камеры.
6.«Синдром» (2023), Россия
Моя оценка на КП 5/10
Рейтинг КП 5.6/IMDb 4.7
Начали за здравие, кончили за упокой.
Оксана Акиньшина и Кирилл Кяро в лихо закрученном триллере по ходу действа сначала уходят в драму, а затем теряют нить, на которой держался сюжет. На экране начинается безумие, которое снижает баллы фильму и впечатления от увиденного. При этом, сначала любопытно узнать, что же случилось до, во время и после страшной автомобильной аварии, после которой кто-то явно начал сходить с ума, а кто-то блефует, что ничего серьезного не произошло. И здесь сценаристу, режиссеру, актерам можно развернуться и привнести что-то новое в тему потери сознания после сильного стресса и потрясения, добавить интриги, шире раскрыть персонажей, поработать над драматизмом, но сюжет все чаще и чаще поворачивает не туда. Твистов слишком много, что с развязкой сбрасываешь эту картину со счетов в ранг средних и легко забываемых.
7.«Лунатики» (2023), Россия
Моя оценка на КП 6/10
Рейтинг КП 6.1
Боюсь проспойлерить, так как секрет главных героев и разгадка следствия - это и есть главная интрига и задумка фильма. Иначе смотреть будет, ну, совсем неинтересно.
Отмечу лучше, что мне понравилось в картине. Первое - это социальная подоплека сюжета. Проблемы отцов и детей, сложности воспитания, отношения родителей между собой, которые оказывают влияние на ребенка, «шалости» выросшего ребенка, его восприятие себя в обществе и общение со старшим поколением. Сколько семей, столько и историй. Нет правильного и однозначного рецепта, как воспитывать детей, что нужно дать и можно получить от воспитания, образования, окружения ребенка. И уж точно не может быть осуждения методов, способов, действий, которыми руководствуются родители, когда зло пришло в дом. Это может коснуться каждого. Неважно богат или беден, живешь в столице или в провинции, с высшим образованием или без него, в полной семье или нет.
Что не понравилось? Вернее - чему я не поверила?! Как раз тому методу борьбы. К сожалению, слишком много примеров в ближайшем окружении, когда все было гораздо хуже, но никакие инсценировки с похищениями не помогли бы. Показалось из разряда вымысла - применение компьютерных технологий для психокоррекции личности (эти заявлено в синопсисе, поэтому не является спойлером). Тем не менее, актерски сыграно хорошо - придраться не к чему. Веришь в проблемы героев, их эмоциональность или, наоборот, безучастность от безысходности или равнодушия. Хочется помочь матери в ее борьбе, но не знаешь, как.
Актерский состав как аргумент к просмотру: Исакова, Филимонов, Чеботарев, Розин, Агранович и др.
8.«Сон нам только снится» (2023), Россия
Моя оценка на КП 6/10
Рейтинг КП 5.1
Альманах из нескольких историй (короткометражек) про подростков, которые вступают на порог взрослого мира и переживают разные эмоции. У каждого из ребят свои проблемы, переживания, чувства, ожидания от будущего. Кто-то боится оборвать нить с детством. Кто-то отчаянно раз за разом пытается построить дом мечты. Кто-то испытывает этот мир на прочность, ступая по тонкой поверхности. Другие, наоборот, бегут от проблем, разрывая тишину воздуха громким криком.
Каждая история хоть и короткая, но яркая на эмоции. При этом, с мрачным и депрессивным визуалом. Режиссерам удалось отобразить на экране разные настроения, но сохранить основу историй. В центре - молодежь, в которой многие подростки смогут найти себя.
9.«Хоккейные папы» (2023), Россия
Моя оценка на КП 7/10
Рейтинг КП 8.4
Возвращаемся к истокам - хоккейным коробкам в каждом дворе. А ведь были времена, когда катки и мини хоккейные поля заливались каждой зимой. У детей, подростков и взрослых была возможность приобщиться к спорту, не отходя далеко от дома. Не нужно никаких физкультурно-оздоровительных комплексов за деньги, чтобы привить любовь к здоровому образу жизни и физической активности. Но, увы, традиции были утрачены. Мало где сейчас встретишь это достижение советского прошлого! И когда я увидела в фильме матч на обычной уличной коробке, подумала: фильм заслуживает внимания, похвалы и поддержки. А дальше больше.
Семейные ценности здесь стоят превыше всего. Подача и реализация на экране не выглядит очередным заказом для галочки, а выходит искренней, честной и благородной. Папы заступились за детей, у которых хотят отобрать стадион. Они собирают команду и выходят на лед, чтобы отстоять спортивную площадку. Противостояние обычных пап и алчного бизнесмена, который покусился на дворец спорта ради очередного бизнес-центра, смотрится реалистично и правдоподобно, а не утрировано и притянуто. Ведь злодей мог быть карикатурным персонажем, но здесь было важно создать антигероя, чьи действия не расходятся с амплуа в целом и не выглядят смешными и комичными со стороны.
Папы и попавшие в команду - все как на подбор: Пореченков, Кравченко, Обласов, Вахрушев и другие актеры. Даниилу могли бы выделить и побольше экранного времени, все-таки парень уверенно стоит на коньках и роликах в реальной жизни. Но акцент правильно сделан на возрастных героях, для которых выход на лед - настоящий подвиг. Преодоление страхов, приобретение новых навыков, отработка забытых финтов и приемов - именно папы в фильме должны показать мастер-класс, как заступаться за детей и честно побеждать в споре.
Отмечу, что при большом количестве героев, создателям удалось раскрыть каждого персонажа. Ведь это удается далеко не в каждом фильме. И часто история получается скомканной, сумбурной и поспешной. Но здесь все разложено по полочкам и соответствует каждому этапу достижения цели. Папы проходят сложный путь от принятия решения выйти на лед, затем поиска ресурсов и возможностей поддержать команду и выезд на соревнования. Не обойдется и без неожиданных ЧП и козней соперников. Хорошо показано предательство и исправление отдельных героев - ведь нужны и такие характеры в спорте. Для драмы отведено экранное время - семейный раскол, поиск родителями себя и воссоединение как поддержка близких и важный фактор победы!
Возможно, двухчасовой хронометраж картины отпугнет совсем юных зрителей. Но детям постарше и их родителям я точно рекомендую фильм для семейного просмотра. Хорошо подобранная музыка, игра актеров, динамика на ледовом поле во время тренировки и соревнований, яркие персонажи, понятные зрителям проблемы героев - это и многое другое делает фильм достойным и попадает в список спортивных драм, обязательных к просмотру!
10.«Край надломленной луны» (2022), Россия
Моя оценка на КП 8/10
Рейтинг КП 6.6
Наталья Мещанинова, как сценарист, исследует жизнь, характеры и внутренний мир трех героинь. Перед нами предстают женщины трех возрастов: мать, старшая и младшая дочери. У каждой из них абсолютно точно есть личные проблемы вне этого треугольника отношений. Но объединяют их как раз не только родственные узы, а непроговоренные обиды, проблемы, страхи. Если долго замалчивать, проглатывать или делать вид, что их не существует, то однажды прорвет так, что накроет с головой, еще и заденет мимо проходящих или рядом живущих.
И Мещанинова (тут и всегда должное хочется отдать именно ей) с присущей ей деликатностью и осторожностью раскрывает перед нами каждую героиню, обнажает ее душу, исповедует и лечит на наших глазах. Удачное женское трио: Толстоганова-Шепелева-Лобанова перечисляю по возрастному рангу героинь. Актрисам удается не перетягивать одеяло на себя, пользуясь возрастом, опытом или местом в сюжете. Каждой из них отведена своя роль: от истерики до излечения. Выходит жизненно, близко по настроению, больно и одновременно с чувством любви. Хочется обнять каждую женщину, понять ее и простить. Но пока они не сделают этого сами между собой, тонкая связь со зрителем не будет найдена.
Атмосферы сюжету добавляет уединенность места и внешнее спокойствие Финского залива. У героинь всегда есть берег, где можно спрятаться от других, но при этом чувствовать себя свободно как нигде. Локация выбрана идеально. Краски вокруг только помогают сюжету: успокаивают разряженную атмосферу, умиротворяют, нужные моменты делают уютнее, а героинь красноречивее.
Фильм получился терапевтическим. Под него можно поплакать, вспомнить и отпустить обиды к родителям, простить себя за ошибки, остановиться на мгновение и взглянуть в ближайшее будущее, в котором не будет травм, обид и страхов.
***
Что из перечисленного смотрели?
Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.