Найти в Дзене

Крымские кулибины

Небольшое предприятие: ангар, ржавые старые суда, вытащенные на берег, новенькие разноцветные пластиковые кораблики, в очертаниях которых угадываются болиды «Формулы-1». Это место находится под Судаком, здесь экспериментируют, изобретают и спускают на воду легкие и не очень прогулочные суда, которые поставляются на экспорт за пределы России. О предприятии мы услышали на форуме «Время для экспорта», на котором выступил руководитель Сергей Троицкий. Вначале не поверили, что в Крыму возможно производство такого уровня, чтобы им заинтересовались, скажем в странах Ближнего Востока и Южной Европы и не только. Решили съездить и посмотреть своими глазами и пощупать своими руками. С чего начиналось Сергею чуть больше 40 лет, он закончил Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского (ныне Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского), менеджер. Более 20 лет занимается прокатом гидроциклов, легких моторных судов, прогулочных водных аттракционов. Говорит, что к необходимо

Сергей Троицкий
Сергей Троицкий

Небольшое предприятие: ангар, ржавые старые суда, вытащенные на берег, новенькие разноцветные пластиковые кораблики, в очертаниях которых угадываются болиды «Формулы-1». Это место находится под Судаком, здесь экспериментируют, изобретают и спускают на воду легкие и не очень прогулочные суда, которые поставляются на экспорт за пределы России.

-2

О предприятии мы услышали на форуме «Время для экспорта», на котором выступил руководитель Сергей Троицкий. Вначале не поверили, что в Крыму возможно производство такого уровня, чтобы им заинтересовались, скажем в странах Ближнего Востока и Южной Европы и не только. Решили съездить и посмотреть своими глазами и пощупать своими руками.

С чего начиналось

Сергею чуть больше 40 лет, он закончил Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского (ныне Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского), менеджер. Более 20 лет занимается прокатом гидроциклов, легких моторных судов, прогулочных водных аттракционов.

-3

Говорит, что к необходимости собственного производства пришли около пяти лет назад. Столкнулись с тем, что из-за санкций многие детали и узлы в Крым не поставлялись, а позже и в целом в Россию.

- Существенно выросли цены на импортные двигатели для наших катеров, комплектующие, смазку и так далее. Мы начали понемногу кулибничать (так он называет изобретательство по имени русского мастера-механика, изобретателя Ивана Кулибина, жившего в XVIII-XIX вв.- Прим. автора).

Лучше, чем Тесла

Санкции подтолкнули к развитию собственного производства. Нашли свое решение. За основу взяли двигатель одного из мировых брендов мощностью 200 кВт и усовершенствовали, за ненадобностью удалив лишние узлы, дающие большую мощность. В результате получился компактный мотор, себестоимостью порядка 50-100 тыс. рублей, вместо импортных, цена которых доходила до 3-4 млн рублей.

-4

Апробировали и все получилось. Далее была поездка в Тольятти, где на заводе договорились о выпуске таких аналоговых отечественных двигателей для крымских судостроителей. – Это будет совершенно другой двигатель, на базе российского изобретения и производства. У нас все готово к этому и тогда мы сможем переоборудовать все наши катера электромоторами, - отмечает Троицкий.

Вначале рождается эскиз. Это творческий процесс, который занимает иногда много времени. Затем появляется форма, или матрица, которая станет основой для будущих судов, катеров, гидроциклов, катамаранов…И эту линейку можно продолжать.

В год выпускается, или сходит со стапелей, если придерживаться уж совсем морской терминологии, порядка 30 единиц морской техники.

-5

Заказы есть не только из Крыма, но и других регионов России. Недавно начались поставки в ряд зарубежных стран, которые из-за санкций, мы не станем перечислять.

В цеху, большом ангаре, работает всего восемь человек. На кране-балке свисает причудливая форма, похожая на водный велосипед. Это такой механизм для передвижения по воде: два сиденья и педали, которые вращают лопасти. Крутишь-едешь, не крутишь, стоишь на месте если не снесет волной. Водный велосипед от крымских изобретателей и не велосипед вовсе, а выполнен в форме гоночного болида со специальными обозначениями по бортам. Кресла тоже точь-в-точь как гоночные. Вот только движется он не по специальным трассам, а по воде, ну и скорость, разумеется не столь высока как на «Формуле-1». Движется он на электрической тяге, заряда аккумулятора хватает на 6 часов, развивает скорость до 12 км/ч.

Солнечный корабль

Сергей и его команда единомышленников, очень увлеченные люди. Не стоят на месте. Присутствие журналиста с фотокамерой их нисколько не смущает. Они занимаются своим делом по ходу давая короткие комментарии.

— Борисыч, ты пока не пили, а то ничего не слышно, - говорит Сергей, обращаясь к своему коллеге, который включил станок и начал увлеченно подгонять какую-то деталь. После паузы продолжил.

- Вот смотрите, это изделие от этой матрицы, говорит предприниматель и тянет меня это самое изделие посмотреть. С трудом пробираемся через стоящие в цеху корпуса будущих и настоящих судов-катамаранов, катеров.

– Вот он какой, можете пощупать, - смеется он. Сергей берется за механизм и с крана-балки на землю опускается верхняя часть пластикового корпуса. Раскрашенная в яркие цвета.

- И что это будет? - спрашиваю я

- Это будет катамаран, - говорит Сергей

В узкой гондоле (вот что это напоминает!), с трудом угадывается будущий катамаран. Прошу посмотреть на уже готовый. Чтобы составить себе четкое представление.

Изобретатель подводит к готовому катамарану, который уже прошел ходовые испытания.

Но катамаран не простой. Он будет двигаться при помощи солнечных батарей. По задумке судостроителей, катамаран предназначен для прогулок по морю вблизи берега. Это своеобразный плавающий столик-беседка для пикника. На борту мангал, магнитофон с колонками и весь набор для отдыха на воде включая холодильник. Сверху крыша-тент, на который крепятся солнечные панели. Они-то и будут двигать катамаран и давать электричество для других потребностей. Скорость до 15 км/ч. Хорошая мореходность и устойчивость. Удаленность от берега порядка 5 км.

Новые задумки

Испытательный электрический катер длиной 7 метров. Первый и единственный в России, по словам крымских изобретателей. Мощность двигателей по 15 кВт, которые позволяют развивать скорость до 20 км/ч, или по-морскому порядка 10,8 узлов. Это очень приличная скорость. Выпуск планируется в ближайшее время.

Впервые, по крайней мере в Судаке будет внедрен и морской каршеринг, когда любой желающий сможет взять напрокат небольшой пятиместный электрокатамаран, который не нужно регистрировать и обладать специальными правами для управления. Своеобразный электросамокат, если брать по сухопутной аналогии. Но, лихачам на нем не место. В бортовой компьютер закачивается специальная программа, которая будет ограничивать скорость и удаленность от берега, район плавания. Вплоть до принудительного возвращения катамарана к берегу в случае внезапного ухудшения погодных условий.

В кооперации с партнерами из Екатеринбурга в Судаке планируют начать выпуск первых в России электрогидроциклов, на производство которых уже есть заказы.

Помощь государства

Помощь в выходе на международные рынки оказал Южный региональный центр поддержки экспорта в рамках реализации нацпроектов «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство».

– Они нам очень помогли. Я был приятно удивлен. Это реальная помощь. Они оплатили 80% наших затрат на выставку в Екатеринбурге. Участие в выставке это был большой шаг вперед для нас так как мы нашли партнеров для развития нашего производства, - отмечает Сергей.

Галера-драккар

Занимается предприятие выпуском не только небольших судов, замахнулись и на большое, восемнадцатиметровое, похожее и на драккар викингов, и на классическую весельную галеру. Венчает судно голова коня, как символа выносливости и скорости. Используется как прогулочный, ресторан или кафе. Вместимость до 90 человек. Двадцать два весла. Причем весла не бутафорские, при желании, можно опускать в воду, посадить гребцов и командовать: «Весла разобрать, отваливай, и-раз!» Вперед!

Дорогу новому проложит идущий

Рядом с ангаром стоят старые прогулочные катера, которые были произведены еще во времена СССР, они оснащались танковыми двигателями. Используются разработки 50-60 летней давности. Они работают до сих пор, хотя уже не отвечают современным требованиям по дизайну, не говоря уже о комфорте. Сейчас в России время новых идей и новых возможностей. От каждого зависит будущее страны, в первую очередь экономическое будущее.

Остро стоит вопрос с производством собственных двигателей для маломерных судов, рыболовецкого флота, который тоже глобально не обновлялся с 1970-х годов, а то и раньше.

На приколе

Проблеме с развитием рыболовецкого флота не один год. Власти страны пытаются решить этот вопрос, но воз и ныне там, на причале. Нет новых траулеров, сейнеров, мелких судов для каботажного лова.

Острая потребность в таких судах для Сахалина, Арктики, Крыма. Есть нужда в прогулочных катерах небольшой вместимости для перевозки туристов, организации экскурсий, других целей. Возможно есть необходимость в разработке программы и мер поддержки для загрузки малых предприятий, подобных существующему в Судаке?

Сергей Павлив, Симферополь-Судак-Симферополь. Фото автора