Найти в Дзене

Неплюевы в Тургиново (1813-1861 гг.). Объединение Тургиново и Никольского Городища. Тургиново после отмены крепостного права

Объединение поместий Тургиново и Никольское Городище После Федора Васильевича Самарина следующей владелицей Тургиново стала его сестра Наталья Васильевна (1777-1836). Она была замужем за Иваном Николаевичем Неплюевым (1752-1823). Род Неплюевых был древним дворянским родом, ведущим свое происхождение от Андрея Кобылы, и бывшим в дальнем родстве с Романовыми. Самым известным представителем рода был Иван Иванович Неплюев – дипломат, адмирал, основатель Оренбурга. Иван Николаевич Неплюев приходился ему внуком. В «кратких родословных сведениях о потомках Ив.Ив. Неплюева по прямой линии» о муже Натальи Васильевны говорилось, что «он был генерал-адъютантом при императоре Павле Петровиче, минским генерал-губернатором, сенатором и членом Государственного Совета… имел ордена Св. Александра Невского, Св. Владимира Большого Креста и Св. Георгия Победоносца…» (В.Н.Витевский «И.И. Неплюев, верный слуга своего отечества, основатель Оренбурга и устроитель Оренбургского края», 1891 г.). Сама Наталья Ва
Оглавление

Объединение поместий Тургиново и Никольское Городище

После Федора Васильевича Самарина следующей владелицей Тургиново стала его сестра Наталья Васильевна (1777-1836). Она была замужем за Иваном Николаевичем Неплюевым (1752-1823). Род Неплюевых был древним дворянским родом, ведущим свое происхождение от Андрея Кобылы, и бывшим в дальнем родстве с Романовыми. Самым известным представителем рода был Иван Иванович Неплюев – дипломат, адмирал, основатель Оренбурга. Иван Николаевич Неплюев приходился ему внуком. В «кратких родословных сведениях о потомках Ив.Ив. Неплюева по прямой линии» о муже Натальи Васильевны говорилось, что

«он был генерал-адъютантом при императоре Павле Петровиче, минским генерал-губернатором, сенатором и членом Государственного Совета… имел ордена Св. Александра Невского, Св. Владимира Большого Креста и Св. Георгия Победоносца…» (В.Н.Витевский «И.И. Неплюев, верный слуга своего отечества, основатель Оренбурга и устроитель Оренбургского края», 1891 г.).

Сама Наталья Васильевна была статс-дамой, то есть принадлежала к группе придворных дам русского императорского двора по статусу ниже фрейлин. Она была пожалована в кавалерственные дамы ордена Св. Екатерины малого креста. Постоянно жила в родовом имении своего мужа в селе Поддубье Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии.

Владелицей Тургиново была именно Наталья Васильевна. Ей поместье принадлежало в 1813-1833 гг., но неизвестно, принимала ли она сама участие в управлении. В 1813 году Н.В. Неплюева написала доверенность, в которой перепоручала управляющему, крепостному дворовому человеку Степану Николаевичу Ляху, имение Тургиново со всеми движимыми и недвижимыми угодьями в полное его «распоряжение и предохранение» для сохранения и умножения;

велела «назначаемые правительством казенные повинности… в точности выполнять; к приращению имения… где выгодно окажется крестьян с землями и прочими их имуществами покупать…»

После 1821 года Тургиново и Никольское Городище стало единым владением, принадлежащим помещикам Неплюевым. Весной 1821 года Никольским Городищем еще владели Гедеоновы, а весной 1822 года в исповедной ведомости церкви Николая Чудотворца села Никольское Городище владельцем этого села и деревень уже назван действительный тайный советник Иван Николаевич Неплюев. С 1823 года владелицей уже значилась его жена Наталья Васильевна.

С 1824 года в объединенном поместье начинаются положительные изменения. Именно в этом году в Тургиново были переведены 10 семей из деревень, ранее принадлежавших Гедеоновым: 3 семьи из Балаково, 2 семьи из Сосновки и по одной семье из деревень Манушкино, Кайково, Пастбище, Улыбышево и Верховье. 1 семья была переведена из Иванцево. Переведенные семьи были похожи: в каждой из них – достаточно молодой мужчина с большим количеством сыновей.

В том же 1824 году были укрупнены и несколько тургиновских деревень за счет деревень Никольского Городища.

Тогда же произошли изменения и среди дворовых людей, живших в имении Неплюевых. Пятерых молодых дворовых отдали в рекруты, многих дворовых отпустили «на крестьянство» в разные деревни. В то же время, в середине 1820-х годов было набрано новых дворовых из крестьян, куплено или переведено из других владений Неплюевых 10 семей.

Пока неясно, кто был инициатором покупки Никольского Городища, были ли упомянутые изменения проведены самой Н.В. Неплюевой, или это была инициатива управляющего. Тем не менее, это пошло на благо села Тургиново и деревень.

Иван Иванович Неплюев

После 1833 года владельцем Тургиново и Никольского Городища уже был сын Натальи Васильевны и Ивана Николаевича, «лейб-гвардии гусарского полка ротмистр и кавалер» Иван Иванович Неплюев (1800-1858).

«Он воспитывался в Пажеском корпусе, … в 1823 году из камер-пажей поступил в лейб-гусарский полк корнетом», состоял адъютантом у И. И. Дибича-Забалканского и «дослужился до чина полковника» (В.Н.Витевский «И.И. Неплюев, верный слуга своего отечества, основатель Оренбурга и устроитель Оренбургского края», 1891 г.).

Еще он был известен тем, что в 1834 году

«продал родовой дом в С.-Петербурге под Училище Правоведения принцу Ольденбургскому» (В.Н.Витевский «И.И. Неплюев, верный слуга своего отечества, основатель Оренбурга и устроитель Оренбургского края», 1891 г.).

Иван Иванович вышел в отставку в 1848 году. Был женат на баронессе Берте Васильевне Дибич (1794-1869), дочери барона Василия Ивановича фон Дибича, племяннице фельдмаршала графа Ивана Ивановича Дибича-Забалканского. У них было шестеро детей.

В Архангельском музее изобразительных искусств хранится картина кисти художника французского происхождения Бенуа-Шарля Митуара (1782-1832) «Портрет И.И. Неплюева, адъютанта графа И.И. Дибич-Забалканского, с женой и тремя детьми», датированная 1830-1831 гг.

Эти Неплюевы, вероятно, редко бывали в Тургиново. Берта Васильевна с 1840 года постоянно проживала за границей. С 1848 года жила в Париже, купила имение в Пикардии. В 1864 году переехала в Баварию.

Иван Иванович в 1839 году учредил Поддубский майорат (имение, целиком наследуемое старшим мужчиной в роду или семье) на базе дедовского имения, но про Тургиново не забывал.

В 1835 году в Тургиново возвели новую каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы, деньги на которую выделили Неплюевы. В 1876-1887 гг. по проекту архитектора В. И. Кузьмина храм был расширен двумя приделами (Троицы и Страстной иконы Божией Матери), также были надстроены два яруса колокольни.

В Никольском Городище в 1845 году «тщанием помещика Ивана Ивановича Неплюева и прихожан» была построена каменная Никольская церковь с тремя престолами: главный – Святителя Николая, правый - Святой мученицы Параскевы, левый – Святых мучеников Адриана и Наталии. Левый престол был освящен в честь святых покровителей матери И.И. Неплюева, Натальи Васильевны, и его младшего брата Адриана.

В 1847 году стараниями священников и при содействии И.И. Неплюева были устроены школы грамотности в Тургиново и Никольском Городище. О первой тургиновской школе можно прочитать в моей статье "Первый тургиновский учитель".

Дмитрий Иванович Неплюев – последний владелец Тургиново. Отмена крепостного права

В 1858 году владельцем Тургиново становится младший сын И.И. Неплюева, двадцатилетний Дмитрий Иванович (1838-1867). Он закончил Училище правоведения, был коллежским pегистpатоpом, то есть чиновником, обладавшим низшим гражданским чином 14-го класса в Табели о рангах.

Это был последний владелец тургиновских крестьян.

19 февраля (по старому стилю) 1861 года императором Александром II был подписан Манифест об отмене крепостного права.

Крестьяне перестали считаться крепостными, а стали временно-обязанными. Крестьянские дома, постройки и движимое имущество было признано их личной собственностью. Крестьяне стали объединяться в сельские общества.
Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, но были обязаны предоставить в пользование крестьянам придомовый участок и полевой надел. Надел предоставлялся в коллективное пользование сельскому обществу. За пользование наделом крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Размеры полевого надела и повинностей фиксировались в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.
Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались. Крестьяне, выкупившие надел, именовались крестьянами-собственниками. Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить. При наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.
Государство выступало в качестве посредника, предоставляя крестьянам выкупную ссуду, которая погашалась крестьянами в течение 49 лет ежегодными взносами, выкупными платежами. Крестьяне не имели права сами требовать у помещика выкупа земли. Если помещик по каким-либо причинам не мог совершить выкупную сделку с крестьянами, эта обязанность возлагалась на мирового посредника.

О числе уставных грамот, представленных помещиками Тверской губернии, и утвержденных выкупных сделках между помещиками и крестьянами сообщалось в «Тверских губернских ведомостях» в 1861-1863 годах.

Для совершения выкупной сделки между Д.И. Неплюевым и тургиновскими крестьянами в 1863 году понадобился посредник. Крестьяне не подписали уставную грамоту и подали в Губернское по крестьянским делам присутствие прошение о снижении повинности. Они были недовольны землями, которые были им отведены в надел. Поля были расположены довольно далеко от некоторых деревень. Земли были не очень хорошего качества, при этом количество неудобных земель в уставной грамоте было занижено. На крестьянских землях находилось множество рек и ручьев, а также мосты через них. Именно крестьяне были обязаны поддерживать мосты в хорошем состоянии и своевременно их ремонтировать. По уставной грамоте лес крестьянам не принадлежал, а Д.И. Неплюев отказался предоставлять бесплатно топливо и лесоматериалы. Ранее расходы на ремонт лежали на помещике. Крестьяне просили уменьшить платежи на сумму ежегодного ремонта мостов. В этом крестьянам Тургиново с деревнями было отказано. Отмечалось также, что крестьянам не предоставлено «права требовать разверстаний мирских угодий с господскими».

По уставной грамоте № 322 за крестьянами в количестве 769 ревизских душ было утверждено 2673 дес. 1354 кв. саж. удобной земли. Величина повинности составила 5660 рублей. Впоследствии было образовано несколько сельских обществ: Тургиновское, Мелечкинское, Зареченское и др.

Неуступчивость и жесткость молодого Неплюева в земельных вопросах с крестьянами могли объясняться влиянием его брата. Николай Иванович, как старший сын И.И. Неплюева, в 1858 году унаследовал село Поддубье (6000 десятин земли) и местечко Ямполь (30000 десятин).

Чтобы вернуть недоимку, накопленную крестьянами, Н.И. Неплюев отрезал у них землю.

Последовали крестьянские волнения. После отмены крепостного права выкупной акт был заключен, а уставная грамота между помещиком и крестьянами Поддубья были подписана, только в 1866 году.

Дмитрий Иванович Неплюев умер в 1867 году в Венеции, но был перевезен на родину и похоронен в родовом склепе в Тургиново.

Дмитрий Иванович был женат на Александре Ивановне Шмитд. У них было две дочери и сын.

Об Александре Ивановне известно очень немного. Она была дочерью Ивана Ивановича Шмидта, который был действительным статским советником, служащим в Московском Опекунском совете, и его жены Софьи Владимировны, урожденной княжны Шаховской. Внучатым племянником Александры Ивановны был известный советский поэт Константин Михайлович Симонов. Его бабушка со стороны матери, княжна Дарья Ивановна Оболенская, приходилась Александре Ивановне родной сестрой.

Александра Ивановна долгое время жила в Италии. Ее сын, Николай Дмитриевич Неплюев, воспитывался в Венеции и Риме, женился на итальянке.

При Неплюевых Тургиново разрасталось. С 1816 года по 1858 год численность дворовых людей в селе увеличилась более, чем в 2 раза, а крестьян – в 1,8 раза.

Вероятно, в Тургиново не очень любили Неплюевых. В 1900 году в газете «Тверские губернские ведомости» было напечатано:

«25 минувшего мая в Тургинове Тургиновской волости в имении гжи Неплюевой сгорел запертый и необитаемый дом со всею обстановкой и библиотекой, принадлежащий гже Неплюевой. Заявлено подозрение в поджоге из мести. Злоумышленник для совершения поджога проник в дом, причем надо полагать, облил керосином пол и стены. Дом был застрахован в губернском земстве на 18000 руб., мебель же и разные вещи – в 3000 руб. Убытку причинено на 40000 руб.».

Окрестности села Тургиново. 1982 г. Фото: А.Синицын
Окрестности села Тургиново. 1982 г. Фото: А.Синицын