Поиск причины того, почему один человек причиняет страдание другому, создает надежду, что как только причина или объяснение будут найдены, ситуация изменится, и в дальнейшем ничего плохого не повторится.
На такой поиск тратится много времени и теми, кто причинил вред другим, и теми, кто от этого пострадал. Если же найти точное объяснение или причину не удается, обе стороны испытывают замешательство, непонимание и тревогу.
Сам по себе поиск объяснений ни хорош ни плох. Вопрос в том, что мы с этими объяснениями делаем. Рассмотрим, где могут быть размещены объяснения тех или иных действий (например, насильственных, агрессивных, жестоких по отношении к другим), и каковы возможные неполезные последствия поиска единственного истинного объяснения произошедшего.
Объяснения могут быть размещены:
- в самом человеке, например, в его характере, в его «плохости», «неадекватности», «агрессивности» и т.п.
- в истории человека, например, в его «плохом», «тяжелом» детстве;
- во взаимодействии с другими людьми, которое может быть проинтерпретировано как «дисфункциональное», «созависимое»;
- в социокультурном и историческом контексте, который делает насилие, встроенным в саму структуру общества.
В насилии всегда виноват тот, кто совершает насилие
Алан Дженкинс в своей книге «Приглашение к ответственности» говорит, что все люди хотели бы обращаться с другими бережно и уважительно, только некоторым из них что-то мешает. Полезные объяснения помогают человеку принять полную ответственность за свои действия, указывают ему на решения и возможность компенсации причинённого вреда. В противном случае, поиск единственного истинного объяснения, становится ограничением, мешающим принять ответственность за свои поступки, предлагает смотреть на объяснения насилия как на что-то, что его вызывает и оправдывает бессилие что-либо изменить.
Ограничивающие объяснения
Ограничивающие объяснения можно разбить на четыре группы. Они очень похожи на то, где размещаются объяснения, за тем исключением, что ограничивающие объяснения — это не то, что является причиной насилия, это то, что мешает человеку принять ответственность за свои поступки.
- Индивидуальные ограничения. Например, если источником насилия признается болезнь или дефект характера, то это позволяет человеку приписать вину за свои действия какой-то собственной «дефектности», а ответственность за исправление переложить на плечи психолога или другого эксперта, призванного этот дефект в нем исправить. А людям, страдающим от насильственных действий, предлагается терпеть, понимать и брать на себя ответственность за него.
- Ограничения, вытекающие из личной истории человека. Перекладывание ответственности за собственные насильственные действия на людей, которые «это с ними делали в прошлом». Например, человек может оправдывать свое жестокое обращение с ребенком тем, что его родители были с ним жестоки, тем самым снимая с себя вину и ответственность. Такой взгляд лишает человека свободы выбора. То, каким родителем быть – это выбор, который человек делает каждый день, изо дня в день. Никто не обречен быть тем, кем он не хочет быть, какой бы ни была история его жизни.
- Взаимодействия, ограничивающие уважительное и доброе обращение с другими. Насилие как оправданная форма исправления другого, может быть частью «воспитательного процесса», ощущением себя «в праве» на что-то. Например, на то, что твой партнер должен слушаться или подчиняться. Насилие оправдывается и объясняется как поведение, которое спровоцировано пострадавшим («она это начала, спровоцировала»).
- Социокультурные ограничения. В современной культуре «узаконены» многие формы насилия, от идей об индивидуальном стремлении к статусу, власти и успеху безотносительно к последствиям и влиянию на других (таких, например, как «идти по головам», манипулировать и использовать других ради достижения своих целей, быть агрессивным, напористым и т.д.) до идей, продвигающих высшие и благородные цели, используемые в борьбе за продвижение различных политических идеологий, причинения добра и т.п.
Остановить насилие может только тот, кто его совершает
Чем больше ответственности переложено на поступки других людей, внешние причины, тяжелую судьбу, психологические или медицинские нарушения, которые человек не может или не хочет контролировать, тем меньше ответственности за прекращение повторного насилия берет на себя сам человек.
Про прощение
Прощение хорошо только в случае, если ситуация больше никогда не повторится. Извинения, если посчитаете это для себя возможным, нужно принимать только единожды. Дальше — это попытка переложить на вас ответственность — не человек что-то меняет, а вы должны сделать с собой что-то, чтобы понять и простить, и перестать чувствовать то, что вы чувствуете.
Поблагодарить автора можно тут.