Не однократно, как в жизни, так и в работе, сталкиваюсь с тем, что люди обращаются за решением своих личностны вопросов к блогерам, астрологам, гадалкам, ясновидящим и т.п., a так же покупают курсы всевозможной «скоропомощи». Был и у меня в юности период попадание под чары людей с «сакральными» знаниями, знающих простые ответы на сложные вопросы.
Удивительно, что людей, обладающих «сокровенными знаниями» можно обнаружить в совершенно различных сферах: нам предлагают легко и просто поправить, а то и вернуть, здоровье, отношения, наладить легкий заработок, исполнить все наши желания. А СМИ считают себя в праве определять для нас систему нравственных ценностей и диктуют правильные, приемлемые, общепринятые стили жить нашу жизнь.
Почему людям свойственно выбирать именно такие «предложения» окружающего мира для ответа на вызовы своей жизни? Почему конвенциональная мудрость или мнение в какой-либо области принимаются человеком в целом как верные?
Хотя самым простым примером того, что конвенциональная мудрость не обязательно верна может служить доказательная медицина, где конвенциональные знания пытаются заменить научными знаниями.
Конвенциональные (общепринятые, обывательские, традиционные) знания – это пассивное получение важной или захватывающей информации без приложения интеллектуальных усилий. В такой информации конвенциональные допущения преобладают над индивидуальными суждениями, a жизненные и человеческие сложности отрицаются.
Суждения человека – это форма мышления. В психологии обычно рассматривают следующие качества мышления: самостоятельность, глубину, широту, гибкость, критичность, быстроту.
Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть новую проблему и поставить новый вопрос, а затем решить задачи своими силами. Это способность принимать решения и действовать в соответствии с собственными взглядами, не поддаваясь посторонним влияниям.
Глубина мышления характеризует степень проникновения в сущность явления, процесса.
Широта мышления дает возможность человеку постоянно держать под своим контролем большое количество связей между предметами, явлениями, использовать при решении задачи различные предметные знания.
Гибкость мышления характеризуется умением изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет тем условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи. Благодаря этому качеству мышления человеку удается найти 'новый подход, новые действия, новые способы решения, наиболее полно отвечающие требованиям задачи.
Критичность мышления характеризуется способностью человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную деятельность, при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, больше отвечающий условиям деятельности. Основой для развития критичности мышления являются глубокие знания и большой опыт.
Современный мир перенасыщен огромными объемами информации. И все большее и большее количество людей «черпает знания» из средств массовой информации. А здесь мы, помимо конвенциональной мудрости и мнений, сталкиваемся с таким явлением, которое получило название «Теория дефицита информации».
Это одна из теорий массовой коммуникации. Далее процитирую из Википедии: «…теория основанная на предположении, что увеличение информации в информационном пространстве увеличивает разрыв между различными слоями общества. Согласно теории информационного дефицита, люди из разных социальных групп, по-разному используют средства массовой информации, что и приводит к расслоению общества.
Согласно теории информационного дефицита, люди с разным уровнем образования и достатка, с различным положением в обществе по-разному используют возможности, которые предоставляют средства массовой информации. Традиционно считается, что люди с более высоким уровнем подготовки предпочитают печатные СМИ (более информационно насыщенные) другим средствам информации. Менее образованная часть населения не всегда готова к восприятию сложной информации, это приводит к тому, что они смотрят телевидение, где акцент с получения информации смещен на получение эмоциональной разгрузки. Люди с хорошим образованием часто обращаются к первоисточникам, в то время как для менее образованных слоев общества это не свойственно. Хотя огромное количество полезной информации находится в открытом доступе, не все ее используют.
В данной тенденции можно выделить 2 основные причины: неготовность менее образованных слоев населения воспринимать сложную, научную информацию и их нежелание делать это. Стоит отметить, что средства массовой информацию не всегда целенаправленно используют примитивный контент. Чтобы оставаться популярными, они вынуждены подстраиваться под свою целевую аудиторию и отвечать ее потребностям, уровню образованию и профессиональной подготовке. В некоторых СМИ существуют специальные кодексы, согласно которым нельзя публиковать материал, если его содержание не способен понять подросток 12 лет.
В результате люди, которые изначально более образованы, развиваются дальше, а остальные не имеют такой возможности. Таким образом массовая коммуникация не делает всех людей одинаково образованными, а напротив все больше способствует информационному разрыву между разными слоями населения.
Наше медиапространство перенасыщено различной информацией. Информационный дефицит — это нехватка необходимой информации, а не информации вообще. В огромном информационном потоке люди не могут найти знания, которые бы способствовали их развитию. Огромное количество СМИ буквально преследует людей, препятствуя получению важной и нужной информации. Таким образом, корректной передовой информацией обладает лишь ограниченный круг элит.»
В заключение хочу сказать, что степень доступности качественного образования прекрасный инструмент в руках любого государства для сегрегации своих граждан.
#клинический психолог_Шашкова