Дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с праздником Входа Господня в Иерусалим. Вы знаете, что этим входом Господь предварил Свои крестные страдания. Как вы знаете, Он въехал в Иерусалим на ослёнке. Почему именно на нем? Почему не на коне, который, казалось бы, более приличествует? Как объясняют святые отцы, на коне цари въезжали, когда отправлялись в военные походы или возвращались с военного похода, а осла использовали тогда, когда дело касалось мирной процессии. Вот почему Господь, принесший на землю самый главный мир – между человеком и Богом, - избирает не коня, а ослёнка.
Евангелист подчёркивает, что это необъезженный ослёнок, то есть на нём никто не ездил. Как вы, наверняка, слышали, ослы – упрямые животные, гораздо более упрямые, чем лошади. И нередко бывает затруднительно заставить осла делать то, что нужно. Тем не менее и они поддаются обучению. Однако этот ослёнок не был никем обучен, и то, что Господь избирает его, символизирует всех, кто приходит ко Христу извне. Святые отцы говорили, что, с одной стороны, этот ослёнок символизирует обратившихся из язычников, которые не были приучены к закону Божию, а с другой стороны символизирует каждого из нас. И мы тоже должны прийти и стать тем, кто окажется достоен смирить себя под иго Христово, стать христоносцем.
Еще здесь интересный момент, который вы и в других местах Евангелия могли замечать. Потому что что Господь выбирает вещи, которые сразу отсекают гордых людей. В другом месте Он сравнивает Себя с пастухом, а Своих последователей с овцами; а здесь вот Его последователи уподобляются ослёнку – не самые почетные животные. Человеку гордому это не нравится: «Что это я осёл? Что это я овца?» Если бы его сравнили со львом или волком, с каким-нибудь гордым хищником, то тогда бы он ещё такое сравнение потерпел. Но в том-то и дело, что к Иисусу никто не приходит, как гордый хищник. Гордым хищникам нет места среди стада Христова, среди Его последователей.
Но тем, кто подобен мирным и незлобивым животным, послушным – место есть. В случае овцы послушание естественно для неё, в случае ослов послушание для них неестественно, однако же этот осленок был послушен и потому был избран, чтобы дать надежду всем, кто не был изначально послушен заповедям Божии, но стал таким ради Христа. И они могут преобразиться и оказаться избранными Христа, чтобы послужить Ему.
Нужно сказать немного и о той толпе, которая встречала с криками «Осанна!» Господа. Она символизирует, по объяснению святителя Николая Сербского, то, как мы встречаем Господа в свою душу, наши добрые чувства, с которыми мы принимаем веру во Христа. Но впоследствии подступают искушения и подталкивают нас на тот или иной грех. А каждый наш грех – это соучастие в том бремени, которое легло на плечи Господа Иисуса Христа на Кресте, когда Он взял грехи всего мира. Каждый грех – наш позорный вклад в эту ужасную ношу.
Об стоит напоминать себе, когда мы слышим помыслы, подталкивающие ко греху, – это все равно что крики той же иерусалимской толпы: «распни, распни Его!» Написанное в Евангелии касается не только тех, кто жил две тысячи лет назад. Эти люди давно умерли и отправились на суд Божий, а мы ещё нет. Так что пусть сегодняшний праздник пусть будет для нас напоминанием, что мы можем поступить иначе, чем та толпа. Мы можем сделать так, чтобы наши чувства внутри нас только восхваляли Господа, воздавали осанну, и не было бы отпадения во зло, не было бы криков «распни!», не было бы нашего соучастия в бремени грехов сего мира, которое легло на плечи Господа нашего Иисуса Христа.
Ну и также хотел бы пожелать всем нам оставшуюся седмицу провести максимально угодным Богу образом. Вот сейчас, оглядываясь на то, как прошел наш пост, оцените: всё ли удалось, что хотелось достичь во время поста? Если не всё, то вот ещё есть несколько дней собраться с силами, привести себя в чувство и встретить Господа всё-таки не в расслабленном состоянии, но хотя бы немножко достойными Его любви к нам и Его жертвы за нас.