В сегодняшнем чтении из Книги Притч мы слышали призыв искать знание. Какого именно знания призывает нас искать Священное Писание? Не бессмысленного знания о вещах, которые нисколько не приближают нас к спасению, а знания о нашем Господе. И не случайно мы это слышим в начале Великого поста, потому что во время поста мы должны:
1) ограничивать себя в пище ради Господа,
2) усилить как личную молитву, так и участие в богослужениях,
3) больше делать добрых дел,
4) изучать нашу веру, - то, что Господь нам открыл о Себе Самом через Священное Писание и Священное Предание Православной Церкви.
И это естественно, - если мы любим Господа, то кто не захочет узнавать больше о Том, Кого он любит?
Откуда именно узнавать о Боге? Конечно, из проверенных Церковью источников. В частности, хорошо было бы прочитать Катехизис святителя Филарета Московского или святителя Николая Сербского для того, чтобы узнать и напомнить себе истину о нашем Боге. И если кто-то скажет: «Я уже читал катехизис, мне хочется чего-то посложнее», – пожалуйста, есть пятитомник «Догматического богословия» святителя Сильвестра Малеванского. Хочешь более глубоко – читай его.
Не случайно я указываю творения именно святых отцов. Потому что многие предпочитают читать современных авторов, это легче, но не всё, что легче, правильно. В частности, тот же совет даёт преподобный Амвросий Оптинский: «Читая духовные книги, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мнения. Опасение ваше весьма основательно. Поэтому… не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православной Церковью за твердо известные и без сомнения назидательные и душеспасительные».
Святые отцы – это уже проверенные Церковью источники вероучения. Что касается современных авторов, ещё не прославленных, то среди них есть как хорошие, так и сомнительные. Но не приставишь же к каждому человеку кого-то, кто будет отвечать: а можно ли этого автора читать? А что у него можно читать, а чего не стоит? – вот, есть святые отцы, можно их читать, Церковь одобрила.
И конечно, чтение духовной литературы – это труд. Многие могли это заметить. Читать какие-нибудь детективы интересней. Об этом и в древнем патерике есть рассказ, про старца, беседовавшего со своими учениками-монахами. И когда он говорил им о Боге, они засыпали, а когда стал говорить про вещи мирские, те сразу проснулись, взбодрились, включились, сразу стало интересно. И старец обратил на это их внимание, сказав, что таким образом действует лукавый. Когда мы хотим что-то доброе изучить, он на нас наводит скуку. А когда мы хотим что-то пустое или душевредное – тогда наоборот, это всё легко.
Не надо бояться духовного труда, который мы совершаем ради Господа.
И читая эти книги святых отцов, хорошо бы помолиться Богу, чтобы Он вразумил нас понять то, что Ему угодно; и помолиться этому святому автору, чью книгу вы читаете, чтобы он тоже помолился о вас и помог все правильно понять. И таким образом мы узнаем о нашем Господе больше.
Также в Книге Притч в сегодняшнем чтении мы слышали, что это знание о Боге привлечёт в нашу душу страх Божий. А без страха Божия мы, конечно, не можем преуспеть. Страх Божий это не тот страх, который Адам имел после согрешения, желая спрятаться от Бога и не получить наказания, а тот страх, который имеет любящий сын к отцу, боясь его оскорбить каким-то своим недостойным поступком.
Но как именно знание о Боге привносит в нашу душу страх Божий? Ведь не все, кто читали те же самые книги, обрели его. Святитель Феофан Затворник объясняет, что нужно читать с полной верой, написанные истины воспринимать с доверием, и тогда они приведут в нашу душу страх Божий, и это станет основанием нашего изменения, помогая спастись.
Так что желаю вам благополучно и душеполезно провести время этого Великого поста, узнать больше о нашем Господе и стать ближе к Нему.