За последние четыре с лишим года от волко-собачьих гибридов в Алтайском крае погибли 170 косуль. Нанесенный тем самым ущерб оценивается в 6,8 млн рублей. Об этом ИА «Банкфакс» сообщили в Управлении охотничьего хозяйства Алтайского края в ответ на запрос. Ранее в пояснительной записке к закону об отнесении волкособов к охотничьим ресурсам, принятому алтайскими депутатами, утверждалось, что урон составляет не менее 4,8 млн рублей ежегодно.
26 января 2023 года депутаты Алтайского Заксобрания приняли закон, который относит к охотничьим ресурсам волко-собачьих гибридов, чтобы регулировать их популяцию с помощью отстрела. С такой законодательной инициативой выступил комитет по аграрной политике, природопользованию и экологии. В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что проблема с волкособами в крае стоит очень остро, хотя прежде она не обсуждалась в публичном поле. По поводу численности «опасных» хищников никакой конкретики не было.
Вскоре тему сдержанно прокомментировал начальник Управления охотничьего хозяйства по Алтайскому краю Максим Катернюк. Отвечая на вопрос ИА «Банкфакс» о том, будут ли подлежать отстрелу все гибриды, обитающие на территории охотничьих хозяйств, Катернюк заявил, что решение о регулировании численности будет приниматься ведомством по итогам зимнего маршрутного учета, когда станет известно, сколько вообще волкособов в регионе. «Я не исключаю, что эти гибриды будут только в отдельных районах», - допускал Катернюк. Впоследствии выяснилось, что фактически учет волкособов зимой 2023 года не проводился.
23 января агентству пояснили в управлении, что учет пройдет в 2024 году. Ведомство же пока дает только оценку численности, актуальную еще на 1 апреля 2023 года. Речь идет о 125 особях. По информации управления, за прошлый год совместно с охотпользователями и представителями АлтГУ были установлены случаи гибридизации волков с собаками на территории 11 районов: Алтайского, Краснощековского, Красногорского, Тогульского, Солонешенского, Смоленского, Солтонского, Заринского, Кытмановского, Целинного и Чарышского.
Что касается ущерба, который наносят волкособы охотничьему хозяйству региона, то здесь управление озвучило «Банкфаксу» следующие цифры: в 2020 году от волко-собачьих гибридов и одичавших собак погибли 93 косули (ущерб составил 3,72 млн рублей), в 2021 году - три косули (120 тысяч рублей), в 2022 году - 34 косули (1,36 млн рублей), в 2023 году - 36 косуль (1,44 млн рублей), по данным на 19 января 2024 года - четыре косули (160 тысяч рублей). Следовательно, за четыре с лишним года волкособы загрызли 170 косуль, причинив ущерб на 6,8 млн рублей. Хотя ранее в законопроекте со ссылкой на неназванных специалистов утверждалось, что в связи с истреблением косуль волкособами ежегодный ущерб охотничьему хозяйству региона составляет не менее 4,8 млн рублей.
Напомним, профессор кафедры зоологии и физиологии Института биологии и биотехнологии АлтГУ, доктор биологических наук Сергей Снигирев в беседе с «Банкфаксом» предполагал, что волкособов в регионе «ничтожное число». На Алтае, по мнению ученого, у волков «нет необходимости гибридизироваться» с собаками, потому что у этих хищников все в порядке с популяцией - «кормовая база достаточная, поголовье есть». А гибридизация происходит, когда популяция разрушается.
Также Снигирев указывал, что волкособы наносят гораздо меньший ущерб охотничьим ресурсам, чем обычные бродячие собаки. «Основной ущерб, и немалый, наряду с волками наносят бродячие собаки. Поэтому вторым пунктом я предложил отнести к охотничьим ресурсам домашних собак, кроме охотничьих пород, находящихся в границах охотничьих угодий. <…> Я предложил, они - законодатели: «Ой, не надо. Иначе об этом прослышат зоозащитники. Будет скандал». Везде лезут зоозащитники. Понятно, почему они лезут. Потому что рынок зооуслуг - миллиарды долларов», - уверял представитель АлтГУ.
Некоторые депутаты в обсуждении тогда не скрывали, что конечной целью инициативы может быть отстрел собак - известно, что органы власти не справляются с возложенными полномочиями по обращению с бродячими животными, и, возможно, инициатива родилась, чтобы вовсе снять с них это бремя.
Параллельно Алтайское краевое Заксобрание лоббировало вопрос с умерщвлением безнадзорных собак. Согласно профильному федеральному закону, животное может быть легально умерщвлено только по единственному основанию - с целью прекращения его страданий при нежизнеспособности. Алтайские депутаты предлагали ввести второе основание для усыпления в отношении бездомных животных - «в случае необходимой обороны либо в состоянии крайней необходимости при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица». А попавших в приют животных они допускали убивать, если они получили острые травмы, несовместимые с жизнью, при проявлении ими немотивированной агрессии и признаков бешенства в течение десяти дней с момента поступления в приют. И самое главное, депутаты настаивали на усыплении животных из приютов, если им не найдены новые владельцы в течение шести месяцев с момента поступления.
К слову, умерщвлять после 11 дней пребывания в пунктах временного содержания разрешили в Республике Алтай. Законопроект приняли в Госсобрании Республики Алтай на последней в 2023 году сессии 19 декабря. Противники законопроекта даже устроили пикеты у здания парламента, но это мало повлияло на решение народных избранников.