Мастер Хирам – это символическая фигура, присутствующая в масонских и некоторых иных оккультных традициях. В этих традициях он связан с понятием умирающего и воскрешающего божества. В различных культурах и религиях Мастер Хирам может иметь разные имена и обличия. В египетской мифологии он может быть символически ассоциирован с Осирисом, в христианстве – с Иисусом Христом, в древнегреческой мифологии – с Дионисом или Адонисом.
В древнеегипетской мифологии Осирис – это бог, который был предательски убит своим братом Сетом. Затем его жена и сестра Исида воскрешает его, и он становится властелином загробного мира.
Адонис – это древнегреческое божество, которое также связано с понятием умирания и воскрешения. В мифах Адонис умирает и воскресает каждый год, символизируя смерть и возрождение природы.
Дионис, известный также как Вакх или Бахус, являлся древнегреческим богом виноделия, веселья, религиозного экстаза, плодородия и природы. Его культ был широко распространен в Древней Греции и Римской империи. Дионис представлял собой синтез умирания и воскрешения в различных аспектах: от духовного состояния экстаза через мифологическую историю его рождения и возрождения, до символического отображения циклов природы.
В религиях Древнего Востока Таммуз (или Думузи) – бог плодородия и растительности, символизирующий циклические природные процессы. В древней традиции считается, что каждый год Таммуз умирает и затем воскресает, отражая смену времен года – смерть и возрождение природы. Это мифологическое представление имеет глубокие корни в поклонении природе и было распространено в различных древних культурах Ближнего Востока, включая Шумер.
Христос – это центральная фигура христианской религии, которая также ассоциируется с умиранием и воскрешением. Христос представлен как Бог, который умирает на кресте и затем воскресает из мертвых, чтобы спасти человечество от грехов.
Продолжение масонской легенды о Мастере Хираме отличается разнообразными интерпретациями. Есть также разные вариации легенды о пятнадцати Мастерах. Общий же смысл заключается в следующем. До Соломона дошли сведения о том, что два скрывавшихся подмастерья-убийцы Хирама, по всей видимости, погибли в земле Геф в области города Капула (Кабула). Царь Древнего Израиля и Иудеи продолжил строительство Храма, назначив его руководителями девять Избранных Мастеров. О проделанной работе они обязаны были докладывать ему ежедневно. Впоследствии количество Избранных Масонов выросло до двенадцати – по числу колен (племен) Израилевых, упомянутых в Библии. Соломон вручил двенадцати Мастерам украшение – перевязь с вышитым Пылающим Сердцем – символом любви к братьям.
Оказалось так, что спустя шесть месяцев после убийства Хирама в Иерусалиме узнали о том, что беглые злодеи найдены живыми. Вновь появился неизвестный чужеземец, на этот раз назвавшийся по имени – Периньян. Он заявил, что, работая, нашел скрывавшихся подмастерьев в пещере, находившейся неподалеку от Горящего Куста. К тому времени преступники дошли до последней стадии нужды и нищеты. Периньян пожалел их и дал хлеба, но ослушаться приказа царя Соломона не мог и сообщил о месте нахождения беглецов одному из Распорядителей Строительством, приехавшему в землю Геф.
Князь Гефсский был вассалом Соломона, поэтому царь приказал ему доставить двух уцелевших подмастерьев в Иерусалим, где их и казнили. Непосредственно перевозку осуществляли пятнадцать Избранных Мастеров, в число которых вошли и девять ранее выбранных. Они были отправлены в Геф с письмом от царя. Эту часть масонской легенды надо понимать иносказательно: Бог всегда находит злоумышленника, поэтому нет спасения от Его правосудия.
Для степеней посвящения Избранных Мастеров характерна богатая символика. Отметим лишь некоторые символы:
двенадцать светильников – Избранные Мастера;
урна – сосуд, в котором сохранили сердце Хирама;
надгробие – символ трагически погибшего Мастера;
семисвечник – семь огней Святого Духа, оберегающего нравственность людей;
Ковчег Завета – образ Храма Соломона;
пальмы – херувимы, покрывающие крыльями Ковчег;
Золотой Сундук – вместилище очищенных добрыми делами сердец, угодных Богу;
череп, пронзенный кинжалом, – напоминание об участи трех оступившихся подмастерьев.
Мастер Хирам прочно ассоциируется с идеей бессмертия души. Его история служит напоминанием о бессмертии души и возможности преодоления смерти. Мастер Хирам в масонской традиции символизирует идеи умирающего и воскрешающего божества, которые можно найти в разных религиозных и мифологических традициях. Этот образ позволяет масонам размышлять о цикличности жизни, достижении вечной жизни, идее возрождения, а также о собственной моральной и духовной трансформации.
История Мастера Хирама служит напоминанием о вечном цикле жизни и смерти, о возрождении и обновлении. Она учит нас о преодолении темных моментов и восходе к новой светлой фазе. Этот символ и архетип помогает нам найти внутренние силы для преодоления трудностей и нахождения новых возможностей. Итак, Мастер Хирам – символ вечного движения и преодоления, воплощение космической силы, которая восходит и заходит, умирает и воскрешает, всегда продолжая свой непрерывный круговорот.