Найти тему
162,9K подписчиков

Испытывал сексуальное влечение к Гитлеру: безумные факты о Сальвадоре Дали, после которых жизнь уже не будет прежней

210 прочитали

23 января 1989 года на своей родине, в испанской Каталонии, скончался Сальвадор Дали — художник, которому всю жизнь удавалось балансировать на грани гениального безумства и безумной гениальности (и которому очень повезло, что в XX-м веке никто еще не слышал про культуру отмены). 35 лет спустя решили вспомнить самые необычные факты из жизни сюрреалиста, ставшего лучшим примером того, почему черный пиар — это все еще пиар.

23 января 1989 года на своей родине, в испанской Каталонии, скончался Сальвадор Дали — художник, которому всю жизнь удавалось балансировать на грани гениального безумства и безумной гениальности (и...

Родители Дали были уверены, что их сын — реинкарнация его умершего старшего брата

Сальвадор Дали появился на свет всего через девять месяцев после того, как его старший брат умер от острой желудочной инфекции, не дожив до своего третьего дня рождения. Когда художнику было пять лет, родители отвели мальчика на могилу и сказали, что считают его реинкарнацией их старшего сына. Имя будущему художнику дали соответствующее: до него Сальвадором в семье Дали звали первого ребенка.

На протяжении всей своей жизни Дали размышлял о своих отношениях с братом. Хотя они никогда не были знакомы, а сам Сальвадор-старший умер задолго до того, как смог бы проявить зачатки любого таланта, художник говорил: «Мы с братом, такие разные, походили друг на друга как две капли воды. Лицо его тоже отметила печать гениальности — ее ни с чем не спутаешь».

Сальвадор Дали «Портрет моего покойного брата»
Сальвадор Дали «Портрет моего покойного брата»

Миф о призраке родственника, позволившего ему быть дважды рожденным, стал для Дали (конечно, эксцентрика) наваждением — и вдохновением. В 1963 году он написал картину «Портрет моего покойного брата», в которой выложил из черешен лицо Сальвадора-предшественника.

Дали заставлял себя галлюцинировать, чтобы изучать собственное подсознание

Хотя при слове «галлюцинации» в голове непроизвольно возникает неизбежная ассоциация «психоделики», Дали наркотики не употреблял. Вместо этого он разработал метод доступа к своему подсознанию, который с гордостью именовал «параноидально-критическим» (или документальным реконструированием сновидений). Чтобы войти в состояние, подобное сну, он подолгу смотрел на объекты — до тех пор, пока они постепенно не трансформировались, меняя формы. Отрицание действительности и восприятие иррационального сквозь призму своего необузданного воображения — как раз то, что впоследствии стало визитной карточкой сюрреалиста (и выбор им такого художественного направления тогда совсем неудивителен).

Сальвадор Дали «Сон»
Сальвадор Дали «Сон»

Дали так и не закончил Академию искусств

Сальвадор Дали был исключительно одаренным художником, но далеко не всегда прилежным учеником. В 1923 году за участие в студенческом протесте его временно исключили из Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо. И хотя позднее художник вернулся в учебное заведение, надолго он там не задержался: в 1926 году, как раз перед выпускными экзаменами, его снова выгнали — на этот раз за высокомерие (то есть одну из основополагающих черт его характера). В автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» он заявил: «Я бесконечно умнее этих трех профессоров, и поэтому отказываюсь от экзаменов у них. Я слишком хорошо знаю этот предмет». А насколько Дали удалось это доказать, судить уже вам.

Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо
Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо

Дали работал с Альфредом Хичкоком, Уолтом Диснеем и модными журналами

В 1945 году знаменитый режиссер Альфред Хичкок попросил Дали стать художником-постановщиком эпизодов сновидений для фильма «Завороженный» с Ингрид Бергман и Грегори Пеком в главных ролях. Работы сюрреалиста, как обычно, полные потайных смыслов (которые, кажется, иногда являются загадкой и для их создателя), стали ключом к разгадке основной сюжетной интриги.

Кадр из фильма «Завороженный»
Кадр из фильма «Завороженный»

В середине 1940-х годов Дали также работал с Джоном Хенчем, дизайнером Disney, над анимационным фильмом «Судьба». Для него художник написал двадцать две раскадровки, и, хотя проект не удалось закончить из-за бюджетных ограничений, в 2003 году он был выпущен как шестиминутная короткометражка.

Кроме того, Дали, который явно не разделял мнения о том, что творец должен оставаться голодным, нередко брал коммерческие заказы. За свою многолетнюю карьеру он успел посотрудничать с журналами Vogue и Town and Country, компанией Chupa Chups, а также такими крупными брендами, как De Beers, S.C. Johnson & Company, Gap и Datsun.

На творчество художника серьезно повлияли теории Зигмунда Фрейда

Любители картин Дали давно в курсе, что их создатель был ярым поклонником работ Зигмунда Фрейда о подсознательном. В юности, когда он учился в Мадриде в начале 1920-х годов (и когда его еще не выгнали из Академии), Сальвадор прочитал книгу «Толкование сновидений» и оказался настолько вдохновлен концепцией самоинтерпретации, что тут же решил, что обязан использовать ее в своем творчестве.

В 1938 году Дали даже посчастливилось встретиться с Фрейдом в Лондоне, куда знаменитый психоаналитик бежал от нацистской власти. Это была далеко не первая попытка художника увидеться с кумиром: до этого он несколько раз ездил в Вену, но с идолом тогда ему так и не удалось пересечься. После встречи в Британии, на которой Дали показал ему недавно законченную картину «Метаморфозы Нарцисса» и свое «психоаналитическое эссе», посвященное полотну Жана-Франсуа Милле под названием «Анжелюс», Фрейд воскликнул: «Я никогда не видел более полного примера испанца. Каков фанатик!».

Сальвадор Дали «Метаморфозы Нарцисса»
Сальвадор Дали «Метаморфозы Нарцисса»

Одержимость Дали диктаторами привела к тому, что он рассорился с другими сюрреалистами

В то время как многие другие художники сюрреалистического направления считали себя приверженцами коммунистического движения, Дали питал страсть к диктаторам. В картине 1933 года, названной «Загадка Вильгельма Телля», в образе главного героя он изобразил Владимира Ленина — притом в весьма сомнительном антураже (а еще с оголенной частью чуть пониже спины), что не могло не вызвать возмущения со стороны других сюрреалистов. Помимо этого, Дали не раз встречался с Франциско Франко, публично высказывался в его поддержку и в принципе был не особо против жесткой политики каудильо.

Сальвадор Дали «Загадка Вильгельма Телля»
Сальвадор Дали «Загадка Вильгельма Телля»

Последней каплей, переполнившей чашу терпения его более демократически настроенных коллег, стало увлечение художника Гитлером. Хотя Дали не разделял фашистской идеологии, интерес к масштабным историческим личностям заставил его в конце 1930-х годов написать полотно «Загадка Гитлера» и окончательно разорвать отношения с Анри Бретоном — французским поэтом и писателем, которого нередко называют основоположником сюрреализма.

Сам Дали описывал свою обсессию так: «...Лично я был им настолько заворожен, что буквально бредил Гитлером, который почему-то постоянно являлся мне в образе женщины... Я был совершенно зачарован мягкой, пухлой спиной Гитлера, которую так ладно облегал неизменный тугой мундир. Всякий раз, когда я начинал рисовать кожаную портупею, которая шла от ремня и, словно бретелька, обнимала противоположное плечо, мягкая податливость проступавшей под военным кителем гитлеровской плоти приводила меня в настоящий экстаз, вызывая вкусовые ощущения чего-то молочного, питательного, вагнеровского и заставляя сердце бешено колотиться от редкостного возбуждения, которое я не испытываю даже в минуты любовной близости».

А как вы относитесь к Сальвадору Дали и его творчеству? Делитесь мнением в комментариях!