Найти тему
Дети. Книги. Любовь

Чего недостает талантливым неудачникам

Источник фото: Яндекс картинки
Источник фото: Яндекс картинки

Читаю сейчас “Жизнь в балете” Азария Плисецкого. Это воспоминания брата Майи Плисецкой, который и сам был выдающимся танцовщиком и хореографом. В мире он известен как создатель современного кубинского балета.

Конечно, меня в книге больше всего занимают детские воспоминания Азария. Детство в лагере для жен изменников Родины (казахстанский АЛЖИР), потом в ссылке, московское отрочество, время, проведенное с матерью, братом и сестрой (отца расстреляли через несколько дней после его рождения). Налицо лишения и трудности, которые приходилось преодолевать. Так и хочется воскликнуть: “Вот прямое доказательство, что талант и работоспособность откроют любые двери!”. Так-то это так, да не так. Никакие двери никому не открылись бы, если бы уникальная семья Плисецких была уникальна только талантами своих детей.

Отличная книга. Всем рекомендую. Источник фото: Яндекс картинки
Отличная книга. Всем рекомендую. Источник фото: Яндекс картинки

Дело в том, что мать Азария и Майи происходила из большой артистической семьи Мессереров. К моменту рождения великой балерины в ней уже насчитывалось три (!) выдающихся танцовщика балета. Да и они не возникли на пустом месте. Дедушка Майи Плисецкой был образованным человеком, знал восемь языков. Работал он стоматологом. И судя по тому, что ему удалось вывезти всю свою семью за черту оседлости, он считался очень хорошим специалистом. (Кому интересно, почитайте, как в царское время евреям было трудно выехать за черту оседлости).

Иными словами, история Майи Плисецкой и ее братьев (все трое в разное время были премьерами Большого театра) — наглядная иллюстрация того, как работает социальный капитал. Как образованность и профессиональные успехи человека коррелируют с тем, в какой семье он родился. Появись великая Майя на свет в семье рабочих, пошла бы она вообще заниматься балетом? А если бы пошла, кто бы ей подсказал, где лучше и эффективнее заниматься, у каких педагогов. Мне кажется, путь ее был бы тернист и вряд ли бы ее карьера была настолько лучезарна.

Похожие мысли вызывают и воспоминания младшей сестры нашего великого поэта Марины Цветаевой — Анастасии. Их отец был профессором Московского университета, основал Музей изобразительных искусств имени Пушкина, мать — переводчица и прекрасная пианистка. Дети были окружены интересными образованными людьми, книгами и музыкой. Идеальная питательная среда для будущего поэта, если он с рождения обладает выдающимся талантом.

Долгое время, кстати, с этой точки зрения для меня был загадкой Сергей Есенин. Простой парень из деревни, талант просто сшибает с ног, язык невероятный. А потом я послушала интервью его матери (она сильно пережила сына и умерла в 1955 году). Аудиозапись беседы сохранилась. Она, кстати, выложена на Youtube (кому интересно, послушайте). У простой крестьянки Рязанской губернии оказался чистый и правильный русский язык. Откуда? Загадка.

В общем, к чему я это все. А к тому, что отдельные таланты, конечно, способны пробиться сквозь любые трудности, но в целом в нашем мире работает закон социального капитала. Культурный уровень семьи, ее образованность и связи влияют на учебные и будущие профессиональные успехи ребенка не меньше, чем его таланты и работоспособность. Еще имеет смысл добавлять в это уравнение деньги. А именно высокий (но не заоблачный) достаток семьи, достаток, в котором живут уже, как минимум, два ее поколения. Иными словами, старая история про три высших образования — одно у деда, второе у отца, а третье у сына — все еще остается актуальна.

P.S. Кстати, в моей статье про школьное неравенство, о которую было сломано так много копий, высокий достаток фактически подразумевал социальный капитал. Но многие комментаторы, к сожалению, этого не считали.