Найти тему

10 советов по экономии топлива

Цены на горючее в России продолжают расти уже несколько десятилетий подряд, вне зависимости от колебаний цен на нефть. Из-за этого вопрос экономии топлива становится все более актуальным с каждым годом. Существует несколько простых способов значительно снизить расход бензина или дизеля, а следовательно, сэкономить деньги.

1. Плавное вождение Наибольшее количество топлива автомобиль расходует во время резвых стартов с места. Для разгона тяжелого автомобиля используется наиболее невыгодный с точки зрения экономии режим: высокие обороты двигателя в сочетании с низкими передачами. В этой ситуации нагрузка на двигатель значительно выше, чем при поддержании равномерной скорости или при плавном разгоне. Полное резкое ускорение для обгона также сжигает лишнее топливо. Отказавшись от лишних резких маневров, можно снизить расход топлива на один-два литра на 100 километров. Также стоит избегать резких маневров с резкими остановками. Постарайтесь соблюдать дистанцию и двигаться так, чтобы как можно реже приходилось замедляться из-за впереди идущего автомобиля. Например, в плотном потоке с небольшой скоростью старайтесь поддерживать такой ритм движения, чтобы не приходилось каждый раз нажимать на тормоз, когда перед вами загораются стоп-сигналы. Проезжая накатом чуть больше, можно снизить расход топлива.

2. Правильное переключение передач В случае с автоматической коробкой передач немногое, но все же что-то зависит от водителя. А вот у автомобилей с механической коробкой передач открываются хорошие возможности для экономии топлива. Независимо от типа трансмиссии общая теория такова: нужно двигаться на максимально возможной передаче, насколько позволяет скорость. Некоторые современные автоматические коробки передач сами переключаются на повышенную передачу при любом подходящем случае, и использование возможности ручного выбора передач не требуется. Главное - не переключать в спортивный режим и не делать резкого нажатия на акселератор, так как это приводит к использованию высоких оборотов двигателя и нивелирует все экономические преимущества. На автомобиле с механической коробкой водитель сам должен почувствовать максимально ранний момент для переключения на следующую передачу. Например, не следует после первой передачи сразу же переключаться на пятую. При неторопливом движении обороты выше 2000 уже являются сигналом для переключения на следующую передачу. Также стоит отметить, что автомобиль с механической коробкой передач по умолчанию является экономичнее, чем автомобиль с автоматической коробкой передач. В последней больше трансмиссионных потерь мощности, она также тяжелее, и лишние килограммы ведут к дополнительным затратам топлива. Аналогичным образом автомобиль с задним приводом потребляет меньше топлива, чем автомобиль с полным приводом.

3. Отключение второй оси у полного привода (если возможно) Здесь ситуация двоякая: в некоторых случаях полный привод тратит больше топлива, а в других - экономит его. В данном случае речь идет об автомобилях с подключаемым полным приводом, что характерно для большинства современных кроссоверов и внедорожников. На асфальте режим 2WD, при котором трансмиссия не задействует узлы, передающие тягу на вторую ось, может быть предпочтительнее, поскольку это позволяет снизить расход топлива, хотя и незначительно. Однако на бездорожье или зимой режим 4WD может быть предпочтительнее не только с точки зрения безопасности, но и с экономической точки зрения из-за отсутствия пробуксовок. Кроме того, в режиме 2WD при застревании автомобиля в грязи или снегу потери как топлива, так и времени будут намного больше.

4. Когда автомобиль стоит и работает на холостом ходу, расход топлива минимален — меньше литра в час. Но по меркам на километр потребление будет максимальным, ведь вы не проезжаете ни метра. Топливо просто бесцельно исчезает в воздухе! Неудивительно, что большинство автопроизводителей оснащают новые модели системами start/stop, которые при любой короткой остановке на светофоре выключают двигатель.

У большинства российских автомобилистов такой системы нет, но можно поступить так же, как она — выключать двигатель вручную около минуты.

В автомобилях с системой рекуперации энергии двигатель автоматически отключается даже при торможении со скоростью около 20 км/ч. Но делать это вручную ни в коем случае нельзя, так как это может повлечь отключение вакуумного тормозного усилителя и гидроусилителя руля. Если же система рекуперации у вас имеется, то таких проблем не будет. Основной задачей этой системы является использование энергии, выделяющейся при торможении, для зарядки аккумулятора, а это, в свою очередь, положительно сказывается на экономичности использования топлива, так как меньше задействуется генератор. Кроме того, меньше изнашиваются тормозные колодки и меньше используется двигатель. В общем, не выключайте систему рекуперации (если она есть).

5. Внимательно следите за давлением в шинах\nЧем ниже давление, тем больше сопротивление качению и, значит, увеличивается расход топлива. Недокачанные шины — настоящие враги экономичного водителя. Однако перекачивать покрышки до предельных значений не рекомендуется (это не безопасно). Давление должно соответствовать указанным в инструкции по эксплуатации характеристикам (часто они также дублируются на наклейке в дверном проеме передней двери или на крышке бензобака).

Кстати, модель покрышек также оказывает сильное влияние на расход топлива. Немецкий автомобильный клуб ADAC провел серию испытаний и выяснил, что шины с меньшим сопротивлением качению могут сократить расход топлива на 0,5 литра на 100 километров. Производитель обычно обозначает такие шины как экономичные. Деньги, вложенные в их покупку (как правило, они более дорогие), могут окупиться за счет уменьшения расхода топлива.

6. Избавьтесь от лишнего баласта\nЛишний груз в автомобиле увеличивает расход топлива. В какой степени? Клуб ADAC предоставляет следующие данные: каждые 100 кг груза увеличивают расход топлива на 0,3 литра на 100 километров.

В первую очередь подумайте о порядке в багажнике. Канистры с моющими жидкостями, инструментами, лопатами и щетками и так далее — все это значительно добавляет вес вашему автомобилю. Некоторые вещи вам не понадобятся в летний сезон и их можно временно убрать из машины. Другие предметы (например, антифриз) нужны лишь время от времени и спокойно могут храниться за пределами автомобиля в течение всего года.

Особый случай представляет собой запасное колесо. Рекомендовать полностью избавиться от него из багажника не будем, ведь мы все-таки живем в России, где на дороге может произойти что угодно. Однако если вы ездите только по городу, знаете все шиномонтажи и водите аккуратно, может стоит его убрать? Ведь запасное колесо — это дополнительные 20-25 килограммов, которые постоянно перевозите с собой. На Западе запасное колесо, как правило, не входит в оснащение завода.

7. Выключите кондиционер и музыку
Из вспомогательного оборудования самый дорогой энергопотребитель в машине — кондиционер. Для его работы требуется как механическая энергия (компрессор кондиционера приводится в движение с помощью ремня двигателя), так и электрическая. Поэтому нет ничего удивительного в том, что кондиционер существенно увеличивает расход топлива — примерно на 0,5–1 л/100 км. Интересно, что климат-контроль оказывается экономичнее обычного кондиционера, поскольку с помощью датчиков температуры в салоне система лучше дозирует использование кондиционера. Для максимальной экономии топлива кондиционер нужно в любом случае принудительно выключить — не важно, какого он у вас типа.

В целом же любой энергопотребитель в автомобиле — ваш враг, поскольку увеличивает нагрузку на генератор, что, как следствие, ведет к увеличению расхода топлива. Так что выключаем аудиосистему тоже. Что же касается фар — если вы едете днем, а ваш автомобиль оснащен дневными ходовыми огнями, лучше пользоваться ими, а не ближним светом.

8. Улучшите аэродинамику
Первый и очень легкий способ сделать обтекаемость машины лучше — просто закрыть окна. На скорости встречный поток воздуха, попадающий в открытые окна, создает завихрения и дополнительное аэродинамическое сопротивление. Чем выше скорость, тем оно больше. Как следствие, растет и расход топлива. Чтобы в салоне была комфортная температура, перед началом поездки лучше просто проветрить автомобиль, открыв все двери нараспашку и дав машине постоять некоторое время.

Также заметно ухудшает аэродинамику багажник на крыше, да и любые выступающие элементы вроде дополнительной светотехники, нештатных «брызговиков», воздухозаборников и прочего. Тюнинговый аэродинамический обвес тоже чаще всего не улучшает обтекаемость, а вредит ей. Даже если его разрабатывали «по уму», испытывая в аэродинамической трубе, то скорее всего конструкторы стремились увеличить прижимную силу на высоких скоростях, а это обязательно увеличивает коэффициент лобового сопротивления, а вместе с тем и потребление горючего.

Автогонщики еще используют такой прием, касающийся аэродинамики: стараются держаться максимально близко к впереди идущей машине, попадая в так называемый «аэродинамический мешок» — зону разреженного воздуха за автомобилем. Там сопротивление воздуха меньше — удается поддерживать высокую скорость, расходуя меньше топлива. Так часто делают в американских гонках NASCAR. Чисто теоретически этот прием можно применить на обычном шоссе, если держаться близко за фурой. Но мы не рекомендуем так поступать. Несоблюдение дистанции опасно!

9. Спускайтесь на передаче
Этим лайфхаком можно пользоваться на автомобилях с механической коробкой передач. Когда машина движется под уклон, не надо ехать на выжатом сцеплении или переходить на нейтраль. Это не только небезопасно, но и неэкономично. Дело в том, что когда машина катится вниз на передаче, происходит интересный эффект: при отпущенной педали газа мотор начинает расходовать меньше, чем на холостых оборотах! Это связано с тем, что при торможении двигателем возникает ситуация так называемого принудительного холостого хода, когда подача топлива в камеру внутреннего сгорания прекращается.

10. Обслужите/отремонтируйте автомобиль
Вы давно не меняли воздушный и топливный фильтры, масло и свечи? Будьте уверены, что расход топлива у вас будет выше, чем если бы вы обслуживали автомобиль как полагается. Не стоит пренебрегать всем списком регламентных работ по ТО и ремонтом, если он необходим.

Сколько можно сэкономить?

По самым скромным подсчетам, при соблюдении простых приемов, о которых мы рассказали, расход топлива можно уменьшить примерно на 15% (конкретный показатель сильно зависит от модели машины и стиля вождения). Допустим, заправка до полного бака вам обходится в 2000 рублей, а заправляетесь вы раз в неделю. Это означает, что каждую неделю вы можете сэкономить порядка 300 рублей. За год ваша экономия может составить примерно 15 642 рубля. Это стоит того, чтобы немного изменить свои автомобильные привычки!