Найти в Дзене
PRO ИКОНЫ и искусство

Иконоборческое учение и ответ на него Церкви

А вы знали, что ответ, данный на иконоборчество Церковью в VIII-IX столетиях, и по сей день сохраняет все свое значение. Иконоборческий период был и политической стратегией и попыткой выделиться императорам на фоне других, но не ограничивался только официальными гонениями иконы и еретические течения борьбы с иконой вспыхивали помимо официальных течений. А начиналась вся эта история, изначально, благородной идеей - исправить недопонимение в отношении к иконам. То есть борьба с недопониманием икон правратилась в ужаснейшую борьбу с самой иконой. По всей видимости иконоборчество и существовало и существует постоянно в разных видах, и в таком случае ответ данный на него до сих пор актуален. Течения в иконоборчестве В иконоборчестве было несколько различных течений. В начале позиция иконоборцев была достаточно примитивной, а упрекали они приблизительно в том же, что и упрекают протестанты - идолопоклонство к материалам, из которых изготовлено изображение. Затем наметилось два основных течен
Оглавление

А вы знали, что ответ, данный на иконоборчество Церковью в VIII-IX столетиях, и по сей день сохраняет все свое значение.

Иконоборческий период был и политической стратегией и попыткой выделиться императорам на фоне других, но не ограничивался только официальными гонениями иконы и еретические течения борьбы с иконой вспыхивали помимо официальных течений. А начиналась вся эта история, изначально, благородной идеей - исправить недопонимение в отношении к иконам. То есть борьба с недопониманием икон правратилась в ужаснейшую борьбу с самой иконой.

По всей видимости иконоборчество и существовало и существует постоянно в разных видах, и в таком случае ответ данный на него до сих пор актуален.

Течения в иконоборчестве

В иконоборчестве было несколько различных течений.

В начале позиция иконоборцев была достаточно примитивной, а упрекали они приблизительно в том же, что и упрекают протестанты - идолопоклонство к материалам, из которых изготовлено изображение. Затем наметилось два основных течения.

Сторонники первого требовали полного уничтожения священных изображений, иногда отрицали почитание мощей и даже почитание Богородицы и святых.

Сторонники второго течения были более лояльными, они допускали изображения в Церкви, но не были согласны с отношением верующих к этим изображениям. Здесь тоже были разногласия, одни отрицали почитание икон полностью, другие признавали только икону Спасителя, третьи признавали только икону Воскресения.

При первых же дуновениях недопонимания икон, защитники православия становились на твердую догматическую позицию, обосновывая существование иконы. Изначально, еще до начала иконоборческого периода, христологическое обоснование существования образа было выражено Пято-Шестым Собором.

Сам факт существования иконы основан на воплощении второго Лица Святой Троицы, в то же время и наоборот, реальность воплощения подтверждается и доказывается иконой. Другими словами - если Господь наш Иисус Христос родился, жил на земле, то Он изобразим. Отрицание иконы в глазах Церкви выглядело равносильно отрицанию самого Боговоплощения.

Эта статья является продолжением заметок по книге Л. Успенского "Богословие иконы Православной Церкви"

Таким образом, Церковь защищая икону как вероучительную и эстетическую составляющую, в первую очередь, защала и саму основу христианской веры - догмат воплощения Бога.

Аргументы иконоборцев

Один из каверзных вопросов иконоборцев о том, какую природу изображают изображая Иисуса Христа в иконе, ведь Его Божественную невозможно, а человеческую в отдельности от Его Божественной - неправильно. Икона изображает не природу, а личность, разъясняет преподобный Феодор Студит. Изображая Спасителя, мы не идображаем ни Его Божество, ни Его человечество, но Его Ипостась, непостежимо соединяющую в Себе эти две природы "неслиянно и нераздельно". А "честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу", - говорят Отцы Седьмого Вселенского Собора.

Кроме аргументов богословского характера, иконоборцы прибегали к аргументам Священного Писания, основанных на Ветхозаветном запрете образа. Важно понимать, что этот момент относится именно к Ветхому Завету и невозможности изображать того, кого мы не видели. Кстати говоря, Бога Отца изображать и сейчас нельзя, хоть и существуют иконографические изводы, но они не признаны каноническими.

Седьмой Вселенский Собор

Согласно Седьмому Вселенскому Собору, иконы полны благодати и святости по самому своему наименованию "святые иконы" и по присутствию в них Божественной благодати.

Седьмой Вселенский Собор, которым закончился первый иконоборческий период состоялся в Никее в 787 году. Отцы Собора заключили, что суждение об иконоборчестве - это ересь и заблуждение.

На соборе обсуждались вопросы, связанные с выяснением истинного православного учения об иконопочитании, основываясь на Священном Писании, обсуждали вопросы того, как именно допускается почитать иконы.

Последние два заседания Собора были посвящены редактированию догмата о почитании икон.

Отцы Церкви несколько раз ссылаются на Предание. Церковное Предание - правила веры, передаваемые Святыми Отцами и хранимые Церковью. Это различные формы передачи: образ, жест, обычай.

Таким образом, Священное Предание - это то, на чем основывается существование икон и их почитание, а не на Священном Писании, (на отсутствие доказательств в котором ссылались иконоборцы). Само Священное Писание - это записанное Священное Предание, а в первые десятилетия своей жизни Церкось жила только Преданием, так как Писания ещё не существовало.

Можете предствить, времена, когда Священное Писание формировалось - существовало?! Пишите ваши эмоции на этот счет в комментарии

Современное протестанство видит Откровение Церкви только в Священном Писании, но, как говорит определение Собора, истины Откровения, сообщаемые Духом Святым в Предании Церкви, не исчерпываются лишь передачей письменной. Дело, содеянное Христом, не ограничивается, тем, что передано нам в Писании.

Таким образом, иконописание является одним из преданий Церкви. Если Предание мы можем передавть текстом, песнопением, то почему же нам его не передавать посредством красок и изображения. Отказываясь от одного из Преданий, Церковь таким образом искажала само Священное Предание. Церкви.

В глазах Церкви икона - не просто иллюстрация Священного Писания, - это язык, который соответсвует богослужебным текстам. В честь установленного иконопочитания Церковь устанавливает праздник Торжества Православия, который празднуется в первое воскресение Великого Поста.

Другие статьи по теме здесь:

Богословие иконы | PRO ИКОНЫ и искусство | Дзен