Найти тему
Солнце Севера

Мёртвая зона философов-релокантов: о чём пишут покинувшие Родину мыслители

Манихейская пропагандистская машина Института философии РАН и сбежавших с Родины философов оказалась бесплодной. Философы-релоканты, обличая «российское зло», не смогли посмотреть дальше своего носа, обзор на котором загородили интерсекциональность, гендерная и квир-тематика.

Член-корреспондент РАН Юлия Синеокая, претендующая на роль объединителя философов-эмигрантов, сбежавших из России после начала СВО, организатор соответствующей ассоциации «Независимый институт философии» (IPHI), написала из Парижа разбор «конфликта в среде российских интеллектуалов».

Последний виток конфликта был связан, напомним, с увольнением из Института философии РАН за поддержку СВО историка русской философии, кандидата философских наук
Анатолия Владимировича Черняева. Он оказался единственным сотрудником института, активно поддержавшим СВО, посетившим Донбасс и участвовавшим там в философской конференции. Ряд российских коллег А.В. Черняева публично заступились за него после увольнения, по горячим следам в ТАСС прошла пресс-конференция «Суверенитет российской философии».

На ней выступили философы
Ольга Зиновьева, вдова философа, логика, писателя Александра Зиновьева, профессор-исследователь НИУ ВШЭ, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Леонид Поляков, профессор департамента гуманитарных наук Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Винник и сам Анатолий Черняев. Они призвали к ревизии государственной политики в области социально-гуманитарного знания и к тому, чтобы реорганизовать Институт философии РАН как оплот философов-западников.

После этого последовал ответ Юлии Синеокой, которая долго готовилась к тому, чтобы стать одним из лидеров российской философии, и сколачивала себе команду единомышленников через проекты «Лаборатория», «Анатомия философии», «Реплики», «Философская мастерская». Теперь
эти люди стали основой «Независимого института философии».

К слову, целей своей деятельности Юлия Синеокая совсем не скрывает.

«Наша международная ассоциация ученых-гуманитариев создана в ноябре 2022 года российскими философами, покинувшими Российскую Федерацию из-за несогласия с политикой российского руководства, приведшей к гуманитарной катастрофе вследствие военной агрессии против Украины.

Война положила конец свободному интеллектуальному поиску и критическому философскому высказыванию в России: в научной среде, ориентированной российскими властями на изоляцию от мира, культивируются доносительство и жесткая самоцензура», - такой манифест встречает посетителей сайта IPHI Юлии Синеокой, на котором призывают вступать в ассоциацию исследователей, которые являются противниками вторжения России в Украину.

К слову, там же сообщается, что в ассоциации состоят не только эмигранты, но и их коллеги, остающиеся в России, - только имён их не сообщается.

Сама Синеокая, о чём уже много писали, связана с британской закулисой. Она проходила стажировку в Центре по изучению России и стран Восточной Европы Бирмингемского университета Великобритании под руководством Джулиана Купера, который консультирует королевский двор Великобритании по вопросам российской оборонной сферы и принимает участие в разработке антироссийской стратегии на Украине для Великобритании. Другие факты и подробности о ней и её покровителях за рубежом и в России рассказывается в статье «Кроты глобализма» Алексея Гончарова в газете «Завтра».

В связи с широкой деятельностью Синеокой более чем уместно звучит 
законодательная инициатива  Вячеслава Володина, которую приняли сегодня в Государственной думе РФ, о лишении почётных званий специалистов, поддерживающих врага и выступающих против России. Закон также предлагает у таких «деятелей» конфисковывать деньги, ценности или иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования преступной деятельности против безопасности РФ.

Напомним, что Юлия Синеокая до сих пор является членом-корреспондентом РАН. Учёные звания имеют также нынешние руководители ИФ РАН А. Гусейнов, А. Смирнов, осуществляющие подрывную деятельность против традиционных ценностей в России, но сегодня мы не об этом.

Хто не скаче… тот ультраправый

Статья Синеокой сводится к тому, что отечественное философское сообщество разбилось на три лагеря, в первый из которых она поместила молчащих о войне «пассивных конформистов», оставшихся работать в университетах и исследовательских институтах. Другой – «противники войны на Украине и репрессий внутри России», сбежавшие из России после начала СВО релоканты, пастырем которых позиционирует себя Синеокая. Её детище IPHI изучает «идеологию исключительности, которая оправдывает войну, разбирается в российском гендерном шовинизме и причинах возрождения советской риторики и ценностей».

Третий лагерь – это «активные сторонники войны», которые занимаются «агрессивной пропагандой войны и ультраправой идеологии». К «правым мэтрам» были отнесены Александр Дугин, Александр Секацкий, Роман Светлов, Игорь Евлампиев, Олег Бахтияров, Сергей Жигалкин.

Для тех, кто в курсе темы, эта часть статьи представляется просто комической. Никого из перечисленных мыслителей отнести к ультраправым просто невозможно. Как, например, оказался ультраправым философом Фёдор Гиренок, который, к слову, опубликовал в сборнике «Великое русское исправление имён» статью с названием «Новый социализм»? Или Игорь Евлампиев, называющий себя русским либералом и наследником философии Бориса Чичерина? Или философ Александр Секацкий?

Ультраправыми также названы философ Александр Дугин и я. Евразийцы вообще настаивают на том, что некогда продуктивная классическая дихотомия правые-левые сегодня не работает. Александр Дугин, напомню, является основателем Четвёртой политической теории (далее 4ПТ), которая ищет формы организации политического по ту сторону трёх идеологий модерна: либерализма, фашизма и коммунизма, которые только и есть смысле рассматривать в политическом спектре лево-право.

Задача 4ПТ – выйти из клишированного, безрефлективно репродуцируемого образа мышления Нового времени, в котором, как наглядно показывает сборник «Перед лицом катастрофы», безвозвратно увязли философы-релоканты. В основе 4ПТ лежит рефлексия о самих истоках представлений, принципиальных для всех существующих идеологий, таких как гуманизм, демократия, права человека, прогресс, etc. Эти, казалось бы, незыблемые столпы уже готовы упасть, но на них всё продолжают карабкаться академические философы, чтобы провозгласить уже давно разоблачённые и безвозвратно дискредитировавшие себя за последние десятилетия «истины». Одна из них – постоянно повторяющаяся в сборнике «Перед лицом катастрофы» – что есть только одна западная европейская цивилизация, лекалам которой не соответствует «авторитарная Россия».

Нужно отметить, что интеллектуальной слепотой отличаются не только российские либеральные мыслители, отказывающиеся смотреть в сторону 4 ПТ и видящей в ней «фашизм» или «нацизм» – то есть ровно то, что она самым последовательным образом отрицает. Можно вспомнить дебаты 2019 года Александра Дугина и Бернара Анри Леви, который показал неспособность к дискуссии, игнорируя любые тезисы и вопросы собеседника и занимая эфир дебатов агитацией.

Главная причина такой слепоты в том, что 4ПТ разоблачает либерализм как тоталитарную идеологию – не менее тоталитарную, чем фашизм, но имеющую иные формы.

Лица философской катастрофы

Первое впечатление, которое произвёл на нас сборник «Перед лицом катастрофы», – удручающе в силу единообразия реакций и оценок происходящего и полного отсутствия саморефлексии среди «философов против войны», которое превращает его в агитационно-пропагандистский материал.

Примечательно, что реакция наша не уникальна. «Когда Ю.Пущаев рассказал мне об этом сборнике, я даже порадовался: целый сборник все-таки по теме, ну должен же там быть хоть один человек, с кем возможен диалог или целая дискуссия! Каково же было мое разочарование, когда я там не нашел ничего, кроме дешевых агиток и пропагандистских клише», – откликнулся Андрей Коробов-Латынцев.

Одна из главных тем – о политической вине и ответственности россиян за «военную агрессию», которая без обиняков называется злом. Полностью игнорируется исторический и внешнеполитический контекст происходящего, авторы избегают говорить о цивилизационных причинах конфликта.

В их чёрно-белой, поистине манихейской логике, всё предельно просто: есть империалистический Мордор с недозревшими до моральных категорий добра и зла обитателями, управляемым тираном, которому потребовалась война для объединения всех страт общества в фашистские фаланги. Эти фаланги пойдут за своего цезаря на смерть, не думая, потому что они тайно тяготеют к смерти и не способны к этической рефлексии.

Великолепны патетические речи Андрея Архангельского: «Россияне в подавляющем большинстве своем молчаливо позволили злу совершаться, происходить – и это еще один пример чудовищной незрелости, инфантильности нашего общества. Об этом «позволении злу совершаться» говорил неоднократно в своих выступлениях президент Украины Владимир Зеленский, обращаясь к россиянам».

«Россия не умеет существовать в сложном хозяйственном интеллекте мира – экономическом, политическом, дипломатическом. Поэтому её нормальное состояние (status quo) – это состояние войны (status belli)», – пишет украинский философ Анатолий Ахутин.

Об идейной победе «консерваторов» в России сокрушается Александр Бикбов: «Ощутимая даже по меркам первой украинской войны 2014 года смена позиций мгновенно отразилась в строе официального языка и законов. Основы всей символической конструкции 2022 года, соединившей влечение к насилию с гипермаскулинной и расистской чувственностью, были публично предъявлены уже в период аннексии Крыма».

Кандидат философских наук, научный сотрудник философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Пущаев написал о сборнике рецензию «Философия релокантов: опыт интеллектуального аутизма».

«Громадная интеллектуальная гордыня, прикрываемая взвинченным морализаторством и преувеличенным моральным пафосом, говорит о том, что этот сборник – не про осмысление, не про честную непредвзятую попытку разбора ситуации, как все дошло до трагедии такого масштаба, – констатирует Юрий Пущаев. – Этот сборник – он только про осуждение России, тотальное и априорное. Недаром Украина, действия украинских властей и украинских радикалов – там совершенная фигура умолчания. Словно не было свержения законной украинской власти в 2014-м году, военных действий на Донбассе в течение 8 лет – про это на 160 страницах ни слова, буквально. Это тем более удивительно, что некоторые авторы сборника – профессиональные историки. Такое впечатление, что для подавляющего большинства авторов сборника (за исключением, может быть, А. Бикбова и А. Дмитриева) русско-украинская история началась собственно 24 февраля 2022 года».

Вероятно, участвовавшие в написании сборника философы не были вполне свободны в своих высказываниях и говорили ровно то, чего от них ждали на Западе.

Было бы, несомненно, интересно услышать философский взгляд оппонентов на сборник «Великое русское исправление имён». Желающие могут обратиться к нам – мы его с удовольствием вышлем, не требуя пожертвований для проекта #МыФронту.

К слову, трудно пройти мимо того, что в этом сборнике писали сотрудники Института философии РАН.

«Бессмысленная и кровавая война в Украине, вероломно развязанная Российской Федерацией», - пишет Елена Петровская, к.ф.н., ведущий научный сотрудник Института философии РАН.

Ей вторит Олег Арансон, к.ф.н., старший научный сотрудник Института философии РАН, который полагает, что сегодня "вновь встает вопрос о коллективной вине, вопрос о том, насколько можно инкриминировать вину всем гражданам государства-агрессора, даже тем, кто не согласен с политикой этого государства».

«1 апреля 2022 года в мировых новостях появились жуткие кадры из Бучи – небольшого города в Киевской области, который в течение месяца был оккупирован российской армией. Тела мирных жителей, в том числе женщин и детей, находили обгорелыми, со связанными руками, со следами пыток, надругательств и изнасилований», - делает политический каминаут Оксана Тимофеева, профессор, руководитель магистерской программы «Геофилософия и новый материализм» центра практической философии «Стасис» Европейского университета в Санкт-Петербурге, работавшая ранее в ИФ РАН.

Отдельный интерес представляет творчество научных сотрудников Института философии РАН в соцсети Facebook (запрещённой в России и признанной экстремистской).

Солнечные блики базилиологии

Вернёмся к статье Синеокой.
Культурное пространство «Солнце Севера» в ней представлено как близнец института «Царьграда», который занимается изучением и формированием русской цивилизационной идентичности в её всемирно-историческом развитии и в частности базилиологией – наукой о империи и монархии. Сопоставление это делает нам честь: с вниманием и уважением относимся к деятельности института и его учредителя Константина Малофеева. Однако «Солнце Севера» – абсолютно независимый проект с иными целями. Кто может доказать обратное, пожалуйста, просим это сделать.

«Солнце Севера» – это лекторий, культурная площадка и творческая лаборатория, в которой вызревают такие уникальные проекты, как «Кузница русской научной мысли» или академия «Умосердие».

Философский собор «Великое русское исправление имён», осмысляющий феномен СВО с философских позиций, был инициирован триумвиратом: , председателем Донецкого философского общества Андреем-Коробовым Латынцевым, Дарьей Дугиной и мною как руководителем культурного пространства «Солнце Севера».

Синеокая пишет, что «правые мэтры» ведут в «Солнце Севера» курсы за деньги. На самом деле,
большинство курсов в «Солнце Севера» бесплатны, в частности те, что перечислила философ-эмигрант: «Русская военная философия» и «Философия войны и смерти» Андрея Коробова-Латынцева, «Метафизика империи» Александра Секацкого и «История Украины: от Киевской Руси до Зеленского» Всеволода Веселова – как раз те курсы, которые задумывались и изначально распространялись бесплатно в силу их значимости на сегодняшний момент.

О природном и вечном

Синеокая завершает свой обзор «ультраправых» философских течений глубокомысленной цитатой Аристотеля, которую она услышала от своего коллеги: «Ничто противоестественное не вечно». Тем самым, она намекает на то, что философы, поддерживающие СВО, вскоре канут в лету, а она вместе с её коллегой воссияет на олимпе философской славы, так как естественен пацифизм и «нетвойнизм», а война противоестественна.

Однако всё было бы просто, если бы в самой цитате не сквозила смысловая подмена: транспозиция довольно обывательского восприятия естественного на аристотелевскую природу – «φύσις», о которой и идёт речь в цитируемом трактате «О небе». На самом деле, «φύσις» Аристотеля - понятие не столь очевидное. Для Платона φύσις – это сущностная природа вещей. Аристотель также наследует такому пониманию термина, полагая φύσις - принципом и источником всякого движения, относящимся к бытию в целом. Именно оно и вечно, как порядок космоса, рассматриваемый философом в трактате «О небе». В космологии Аристотеля противоестественно всё насильственное, не исходящее напрямую из принципа природы, но в то же время противоестественно и бессилие, к которому пытаются нас подтолкнуть философы-эмигранты из либерального лагеря.

Если позволительна может быть аналогия между космологией Аристотеля и историософией, то СВО по своей причине может быть противоестественной как насильственное явление, но она ценна не сама по себе, а как возможность возвращения истинного порядка, как возможность для великого русского исправления имён.

Николай АРУТЮНОВ, руководитель культурного пространства «Солнце Севера»