Хэтбеки — уникальные автомобили. Они смогли завоевать сердца миллионов людей, хоть и уступают по популярности седанам и кроссоверам. В подборке представим самые интересные варианты с таким кузовом на разный бюджет.
До наступления эры кроссоверов российский авторынок называли «страной седанов» за любовь покупателей к этим трехобъемникам. Однако более универсальными автомобилями являются хэтчбеки: с одной стороны имеют более спортивный вид, с другой — более универсальны за счет багажной двери, поднимающейся вместе со стеклом.
Что такое хэтчбеки?
Слегка непонятное в написание слово «хетчбэк» (именно так оно пишется в орфографических словарях) является заимствованием из английского языка, где hatch значит «люк», а back – «сзади». То есть в вольной интерпретации – авто с люком или дверцей сзади. Но есть же еще лифтбэки. Там в этимологии тоже все непросто: liftback означает «поднимающаяся задняя дверь». Более того, есть еще универсалы, у которых тоже задняя дверь — подъемная. Мы уж молчим о фастбэках. Этот тип кузова тоже вернулся в обиход: например, им называют Omoda C5 (фастбэк-кроссовер). Давайте разбираться.
Фастбэк — это автомобиль с покатой линией крыши, которая плавно переходит в заднее стекло и крышку багажника. Причем, она может подниматься отдельно от стекла, как в седанах. Такой вид кузова в коммерческом обиходе еще называют «четырехдверное купе», но это не всегда так. Например, Kia K5 или Hyundai Sonata тоже имеют покатую линию крыши, но менее спортивную, чем купе. Поэтому их можно назвать фастбэками. Правда, сами производители их называют седанами. Словом, фастбэк — достаточно тонкая грань между седаном, четырехдверным купе и лифтбэком.
Лифтбэк — та разновидность хэтчбека, которая похожа на седан, менее спортивная, чем фастбэк, но задняя дверь (она же багажник) поднимается вместе с задним стеклом. Яркими примерами лифтбэков являются Skoda Rapid, Skoda Octavia, Skoda Superb, Москвич 6.
Теперь разберемся с универсалами. Тут совсем просто: автомобиль хоть и имеет пятую дверь, поднимающуюся вместе со стеклом, но при этом имеет так же удлиненный задний свес, большой объем багажника и большее количество боковых стекол.
Все легковые автомобили, которые нельзя отнести к перечисленным выше классам – это хэтчбеки. Они могут быть как с покатой дверцей багажника (например, Lada 2114, Москвич 2141), так и с более вертикальной (Skoda Fabia, Lada Kalina).
Когда с этимологией покончено, приведем примеры самых интересных хэтчбеков не старше 15 лет. А поскольку этот класс чаще всего был распространен среди молодого поколения, ценник даже на самые премиальные новые модели из параллельного импорта не стоят дороже четырех миллионов рублей.
Audi A3 Sportback 8Y
Средняя цена: 2 730 000
- Двигатель: бензин
- Мощность: 150
- Годы производства: 2020-н.в.
Начать всегда приятно с премиума. Самое актуальное поколение Audi A3 появилось так некстати для автомобильного рынка в целом и российского в частности. Премьеру четвертого поколения A3 должна была справить на подмостках мотор-шоу в Женеве в марте 2020 года. Но случилась пандемия, и автосалон пришлось отменить. Тем не менее в мае 2021 автомобиль поступил в продажу на территории РФ.
Audi A3 имеет ту же платформу, что и Октавия в актуальном поколении или восьмой Гольф. Моторно-трансмиссионная гамма также роднит все 3 автомобиля: турбовый 1,4 в 150 л.с. в паре с восьмиступенчатой автоматической трансмиссией. Никаких роботизированных версий, на которые жаловались пользователи прошлых двух поколений, на четвертой А3 в РФ не было представлено.
По ценам все три автомобиля (A3/Golf/Octavia) стоят одинаково: в районе трех миллионов. Только A3 премиальнее за счет более качественных материалов отделки и улучшенной шумоизоляции. Мотор 1,4 достаточно надежен — нужно лишь заправлять его хорошим топливом, следить за уровнем и качеством масла и не перегревать. Тогда он прослужит верой и правдой не одну сотню тысяч километров с достойной топливной экономичностью.
Для тех, кто хочет тройку с кольцами позажигательнее, есть в теории Audi S3 (она тоже официально продавалась с 2021 года на российском рынке), но в актуальной продаже ни одного автомобиля я не встретил. В S3 уже был полный привод quattro, скорострельный робот S-tronic и двухлитровый мотор в 290 л.с. Вкупе это давало легкому хэтчбеку динамику в 4,8 с. Стартовый прайс на июнь 2021 года был 4 005 000 рублей.
Для самых отважных существует Audi RS3. Квинтэссенция спортивных малолитражек от Audi — пятицилиндровый мотор, объемом в 2,5 литра, 400 л.с. и динамика на уровне суперкаров — 3,8 с до 100 км/ч. Именно такой автомобиль автор этого материала заказал себе 17.02.2022 со стартовой ценой 5 800 000 рублей. Но как-то не сложилось.
Mazda 3 BP
Средняя цена: 2 230 000
- Двигатель: бензин
- Мощность: 150
- Годы производства: 2018-н.в.
Культовый автомобиль от японского бренда отпраздновал премьеру четвертого поколения изначально на кулуарном мотор-шоу в Брюсселе в январе 2019 года. Затем была Женева в марте, где уже была мировая премьера. При этом седан внешне от хэтчбека отличается разительно: если в прошлой генерации у них была большая разница лишь в задней части, то теперь у хэтчбека нет с седаном даже общих кузовных элементов, а весь облик формируется чистыми формами панелей и игрой отражений на них. Поэтому характер Mazda 3 в кузове хэтчбек несколько меняется в зависимости от времени суток и даже времени года. Дизайн более агрессивный. Новый цвет Polymetal Grey доступен только для хэтчбека.
В ходовой части произошла революция: для Mazda 3 стал доступен полный привод. Но вот незадача: если все поколения до этого в основе задней подвески «матрешки» была многорычажка, то в новом появилась балка.
Под капотом тоже революция с инновационным двигателем Skyactiv-X SPCCI (Spark Plug Controlled Compression Ignition). Особенность мотора в том, что основное воспламенение топливной смеси происходит за счет сжатия, словно в дизеле. Однако первичный поджог контролируется свечами зажигания. Главные достоинства этого мотора: отличная отзывчивость, прозрачность откликов, мощная тяга и высокооборотистый характер. Кроме того, с этим агрегатом, как и с двигателями Skyactiv-G, доступна новая система M Hybrid по технологии «мягкого гибрида».
К чему это все? Чтобы не запутаться в количестве модификаций Mazda 3, которые представлен на досках объявлений сейчас. Их везут, как из Европы с дизелями и механикой, так и праворульные из Японии или полноприводные с мотором 2,5 турбо из США. На территории РФ Mazda 3 продавалась меньше года — с июня 2019 по январь 2020. Продажи пришлось свернуть из-за низкого спроса и увеличенной ставки утильсбора для импортируемых автомобилей. В нашей стране базовым был мотор 1,5 в 120 сил и механическая коробка передач, а топовым — атмосферный двухлитровый в 150 сил и автоматом (вилка цен на лето 2019 была в диапазоне от 1 590 000 до 1 771 000 рублей).
Nissan Tiida II
Средняя цена: 1 127 000
- Двигатель: бензин
- Мощность: 117 л.с.
- Годы производства: 2015-2017.
Еще один интересный автомобиль, который быстро выпал из модельной линейки японского производителя. Хотя у него были все данные для победы: под красивым и свежим кузовом от хэтчбэка Nissan Pulsar 2015 года выпуска скрывалась известная платформа B0 от Renault со всеядной подвеской и недорогим обслуживанием. Tiida второго поколения была придумана специально для РФ — ее вместе с седаном Sentra даже собирали по полному циклу на заводе концерна Renault – Nissan в Ижевске (там потом начали выпускать Vesta).
Под капот ставили один мотор — атмосферный 1,6 в 117 л.с. Коробки были на выбор: механика или вариатор. Жалобы пользователей приходится как раз на последний вариант трансмиссии: CVT не любит перегревы и долгое движение в пробках. Зато с механикой проблем особых не было. В целом, автомобиль получился приятный и неприхотливый, но опять-таки появился не в свое время: и Sentra, и Tiida 2 задумывали в конце 2013 – начале 2014 года, а появились они лишь к концу 2014 – началу 2015 года. Тогда покупательская способность на российском рынке сильно снизилась.
Opel Astra H
Средняя цена: 630 000
- Двигатель: бензин
- Мощность: 140
- Годы производства: 2006-2014
Opel Astra в поколении H был так популярен у покупателей, что продержался на конвейере до 2014 года, вплоть до ухода концерна GM из России и закрытия завода в Ленинградской области, где Астры и собирали. А ведь параллельно с Astra H продавалась более современная Astra J, однако по уровню надежности более свежая генерация проигрывала ашке. Особым спросом среди молодежи пользовался трехдверный хэтчбек, который носил собственный индекс — GTC. У него было три уровня оснащения, несколько вариантов трансмиссий и широкая палитра двигателей: от скромного дизеля в 90 л.с. до турбового двухлитрового бензинового варианта в 200 л.с. Однако основа продаж: атмосферные 1,6 и 1,8 серии ZHER. Менее мощный вариант агрегатировался на выбор механикой или роботом, а более мощный — механикой или автоматом. Робот как раз был более капризный.
Моторы в целом надежные, но необходимо следить за уровнем масла и чистить дроссельную заслонку. Нередки случаи протечки клапанной крышки через прокладку.
Слабым местом является и рулевая рейка — она выходила из строя уже к 60 000 км. Механика неприхотлива, но в морозы может выдавить сальник стыка коробки и двигателя. Самым надежным вариантом будет Opel Astra GTC 1,8 и автоматом.
Mercedes-Benz A class W176 restyle
Средняя цена: 1 651 000
- Двигатель: бензин
- Мощность: 184 л.с.
- Годы производства: 2015-2018
Так повелось, что до начала десятых годов я относился к автомобилям со звездой на капоте достаточно прохладно: они были не в моем вкусе, а я не был в ее целевой аудитории ни по статусу, ни по возрасту. Однако все поменялось в 2012 году: появился новый А-класс, а в 2013 году на мотор-шоу в Женеве был представлен А 45 AMG. Стремительный. Броский. Спортивный. С тех пор компания из Штутгарта открыла новую для себя страницу: страницу моделей с ярким и спортивным дизайном. Она мне чрезвычайно понравилась. Особенно когда я распробовал рестайлинговый A-class в 2016 году в редчайшем исполнении A220 4matic на полном приводе — A45 AMG на минималках.
Хэтчбек от Mercedes в продаже по большей части представлен в переднеприводном исполнении с мотором 1,6 турбо в 136 или 156 л.с., но строго с роботизированной коробкой 7DCT. На нее как раз и приходится больше всего жалоб — излишне трепетна в обращении и дорога в обслуживании. Последнее справедливо для стоимости обслуживания A-class в целом: хоть размер и небольшой, но все же это — Mercedes.