Многие понимают фразу:"Жить по велению сердца" как метафору, считая сердце лишь органом, обеспечивающим циркуляцию крови в организме.
Однако, многие святые отцы и ученые древности отмечали важность сердца в психической и духовной деятельности человека. Вот несколько цитат:
Святитель Иоанн Златоуст (IV век):
"Сердце – это не только орган, но и центр мысли, желания и воли."
Святитель Афанасий Великий (IV век):
"Сердце – это место, где человек видит, познает и обращается к Богу."
Святитель Григорий Палама (XIV век):
"Сердце – центр, где пребывает человеческая душа, где осуществляется познание Божественного."
Святитель Исаак Сирин (VII век):
"Сердце – это место, где встречается Бог с человеком, где происходит познание и восприятие истины."
Августин Аврелий (Святой Августин) (IV-V век):
"Сердце видит то, чего глаза не видят, и познает то, чего ум не в силах постигнуть."
Святитель Макарий Египетский (IV век):
"Сердце – это святилище Божественной мудрости, место, где происходит духовное познание."
Филофей Синайский (XIII век):
"Сердце участвует в познании истины, оно является органом духовного познания."
Святитель Симеон Новый Богослов (XII век):
"Сердце – это не только орган, но и место, где человек познает Божественную истину."
Александр Александрийский (III век):
"Сердце – это центр мысли и разумения, орган, который открывает духовные истины."
Святитель Ефрем Сирин (IV век):
"В сердце пребывает Бог, и через сердце человек может познать Его."
Из приведённых высказываний явно следует, что сердце, наряду с мозгом является органом познания реальности. Причем, той части реальности, называемой духовный мир, которая непостижима умом.
Изучением познавательной способности сердца занимались и современные ученые. Одним из первых философов, писавших о сердце и его познавательных функциях, является Г.С. Сковорода, который рассматривал сердце как важнейший орган Богопознания и самопознания.
Его последователем стал русский философ П.Д. Юркевич. Он утверждал, что именно сердце есть истинное место рождения глубоких идей (место рождения первичной интуиции). Сердце способно обнаруживать и понимать такие душевные состояния, которые по своей тонкости не поддаются постижению разумом.
Развернутое мистико-духовное понимание феномена сердца дал М.М. Тареев. Он основывался на нравственно-субъективном методе познания, подразумевая под религиозной философией некое синтетическое знание, создаваемое посредством разума вкупе с интуитивным познанием (сердечным ведением), где последнему отдается безусловный приоритет.
Аналогичное видение феномена сердца дают работы ПА. Флоренского, который обозначил те ступени сознания, по которым человек идет к познанию высшей реальности.
Первая стадия - стадия скепсиса. Здесь разум пытается найти выход из парадоксов и может повернуть к подвигу веры.
Цель же веры - перейти в сферу живого опыта сердца.
Высший же опыт - это сплав интуиции и логики, где вера и знание сливаются через просветление сердца.
Что же такое просветление сердца? Об этом так же пишут святые отцы - это очищение сердца от страстей и наполнение его любовью и милосердием.
Не случайно Господь наш Иисус Христос в заповедях блаженства сказал:"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". (Мф.5:8)