Найти в Дзене

Три легенды Сиракуз

Оглавление

На юго-востоке Сицилии расположен один из самых древних городов на планете - Сиракузы. Ему более 2700 лет. Поэтому с этим городом связано множество захватывающих историй, легенд и сказаний. С тремя, наиболее интересными из них, я и хочу вас познакомить.

Источник Аретузы

На острове Ортиджа, на набережной, в паре десятках метров от моря бьёт ключ пресной воды. Именно от этого источника в 733 году до н.э. началась история Сиракуз. Здесь высадились на сушу и обосновались древнегреческие переселенцы из Коринфа. Довольно скоро греки потеснили местные племена сикуров, и заселили не только весь островок Ортиджа, но и противоположный, прилегающий сицилийский берег. Они принесли сюда свои традиции, быт, культуру и религию. Колонисты из Греции и стали авторами трогательного предания, объясняющего появление священного родника вблизи моря. Сюжет этой истории дошёл до наших дней благодаря сборнику античных мифов «Метаморфозы» древнеримского поэта Овидия (43 год до н.э. – 17 год н.э.).

Эта легенда такова.

Молодая, красивая нимфа Аретуза состояла в свите богини охоты и женского целомудрия Артемиды. Как и сама Артемида она испытывала неприязнь к мужчинам, предпочитая привольную жизнь в лесных чащах. Однажды, после охоты, слегка уставшая и разгорячённая она вышла к прозрачной речке с золотистым песком. Выбрав уединенное и затенённое плакучими ивами место, нимфа разделась и скользнула в прохладную воду. Некоторое время девушка безмятежно плавала, наслаждаясь красотой и покоем, окружающей природы.

Вдруг по воде пробежала рябь, и из её глубин послышался голос бога этой реки Алфея. Он попытался объясниться в любви к Аретузе, но та испугалась, выскочила из воды, и обнаженная бросилась прочь. Алфей погнался за ней. Долго продолжалась погоня. И когда Аретузу стали покидать силы, она взмолилась, прося о помощи у своей покровительницы Артемиды. Артемида спасла нимфу. Богиня разверзла землю, превратила Аретузу в водяной источник, и пустила её в царство Подземного мира Аида. Проделав под землей и Ионическим морем путь от греческого полуострова Пелопоннес до Сицилии (свыше 600 км), Аретуза в виде родника выбралась на поверхность на острове Ортиджа. Однако Алфей не отступил от своей возлюбленной. Он превратился в реку, также спустился под землю, проделал тот же путь и настиг беглянку. Эта легенда заканчивается на позитиве. Аретуза призналась Алфею, что убегала не из отвращения к нему, а из-за обеда целомудрия, который принесла Артемиде. Теперь она больше не в силах сдерживать свои чувства, и влюблённые в объятиях соединились навеки.

Греческие переселенцы считали, что источник Аретузы является своеобразным каналом телепортации, соединяющим их с далёкой родиной. Они верили, что предмет, брошенный в Олимпии, в реку Алфей (Алфиос), через некоторое время обязательно появится в Сиракузах, в их знаменитом роднике.

Романтическую историю о нимфе Аретузе и речном боге Алфее не обошли своим вниманием и относительно современные деятели искусства. Среди них английские поэты Алджернон Суинберн и Перси Шелли, французский художник Антуан Куапель, итальянские скульпторы Баттиста Лоренци и Джулио Москетти.

Сиракузы. Джулио Москетти. Фонтан Артемиды. 1906 год
Сиракузы. Джулио Москетти. Фонтан Артемиды. 1906 год
Фонтан Артемиды. Фрагмент: Алфей и Аретуза
Фонтан Артемиды. Фрагмент: Алфей и Аретуза

Архимед

В истории известны необычные случаи, когда какое-либо незначительное событие, произошедшее с учёным, становилось триггером, сделанного им открытия или изобретения. Так было с Исааком Ньютоном, открывшим закон всемирного тяготения после того, как на него с дерева упало яблоко. Или с нашим Дмитрием Ивановичем Менделеевым, который свою таблицу периодической системы химических элементов увидел во сне.

Аналогичный курьёзный случай произошел и в Сиракузах. Героем этой легенды стал проживавший в этом городе самый знаменитый ученый Древнего мира Архимед (287 - 212 годы до н.э.). Эта легенда такова.

Однажды правитель Сиракуз Гиерон II пригласил Архимеда к себе во дворец. Он показал ученому свою новую золотую корону и сказал: «Меня не оставляют сомнения в честности придворного ювелира, изготовившего этот венец». Царь взял со стола слиток золота и продолжил: «Я дал ему точно такой же слиток, и он сделал из него корону. Вес у короны и слитка абсолютно одинаков, контрольное взвешивание это подтвердило. Но ходят слухи, что ювелир не чист на руку, и добавляет другие металлы в свои золотые украшения. Архимед, ты умён и талантлив, и найдёшь способ это проверить». Правитель передал корону и слиток Архимеду, и прощаясь, закончил: «Если ты ответишь на мой вопрос, то можешь оставить золотой слиток себе».

За плечами Архимеда уже были открытия в математике, геометрии и механике. Он являлся автором множества выдающихся изобретений и разработок. Но это криминальное расследование, оказалась довольно сложным, и задело самолюбие учёного. Архимед потерял покой. Он прекрасно понимал, что ему необходимо сравнить плотность золота в слитке с плотностью в короне, и если эти значения будут отличаться, то ювелира с полной уверенностью можно обвинить в мошенничестве. Плотность вещества определяется как частное от деления веса предмета на его объём. Вес слитка и короны одинаков, поэтому необходимо сравнить их объёмы. Но если вычислить объём слитка, имеющего правильную форму, не составляет труда, то как определить объём короны, украшенной множеством сложных по форме зубцов, лепестков и других элементов декора? Над этой проблемой он ломал голову не одну неделю. В конце концов Архимед пришел к выводу, что для определения объёма короны математические и геометрические вычисления не подходят: они дают большую погрешность. Нужно искать принципиально новое решение.

Прошло время, но расследование не сдвинулось с места. Для того чтобы снять накопившуюся усталость, Архимед отправился в баню. Для древних греков городские бани являлись центрами общественной жизни. В них они порой проводили почти весь день. В термах можно было не только помыться, но и плодотворно провести время: получить комплекс медицинских услуг, сделать массаж, посидеть с друзьями и знакомыми, хорошенько выпить и закусить, провести переговоры или обсудить вопросы политики и, наконец, просто пообщаться и обменяться последними новостями.

Архимед разделся и уединился в отдельном маленьком бассейне. Когда учёный погрузился в воду, её уровень поднялся, а первая волна даже выплеснулась на мраморный пол. Вода в бассейне успокоилась, но все же осталась выше первоначального уровня. Взгляд Архимеда скользнул по ровной глади воды, и он закрыл глаза, наслаждаясь её приятной прохладой. Вдруг он замер, резко открыл глаза и уставился на край бассейна. Затем он встал и вышел из него. Уровень воды немного упал. Архимед снова забрался в бассейн — вода послушно поднялась. Интуиция учёного подсказывала, что величина изменения уровня воды в бассейне соответствует объёму погруженного в неё тела (в данном случае, тела самого Архимеда), и именно это свойство жидкости можно использовать для измерения объёма золотой короны.

Архимед понял, что он на верном пути, и вдохновение понесло его на своих могучих крыльях. «Эврика!» (греческий εὕρηκα — «Нашёл!») закричал он и, забыв одеться, выскочил из бани и помчался домой, чтобы как можно скорее проверить своё предположение. В Сиракузах ещё долго обсуждали нудистский забег Архимеда, а женщины ехидничали и кокетливо спрашивали: «Что мог найти чудаковатый учёный на своём далёком от идеала, голом теле?»

Прошла неделя. Архимед провёл множество опытов, взвешивая в воде различные предметы. Учёный не только вычислил объём царской короны, но и открыл один из основных законов гидростатики. Этот закон звучит так: на тело, погружённое в жидкость действует выталкивающая сила, численно равная весу того объёма жидкости, которое было вытесненного этим телом.

Когда все сомнения были рассеяны Архимед прибыл на доклад к царю. «Я решил задачу», — сказал учёный, — при изготовлении короны ювелир действительно подмешал другие металлы». «Как ты это можешь доказать?» — спросил Гиерон. «Вели принести чан с водой», — попросил учёный и достал свои рычажные весы. Архимед положил на одну чашу весов корону, а на другую — контрольный слиток золота. Они уравновесили друг друга. Учёный продолжил объяснения: «Золото является самым тяжёлым из всех известных на сегодняшний день металлов. Поэтому, если в короне есть примеси, то её объём должен быть больше, объёма контрольного слитка. В этом случае при погружении в воду корона потеряет в весе больше чем слиток и весы изменят своё положение». Архимед осторожно погрузил обе чаши весов в воду — чаша с короной медленно поднялась вверх.

Сиракузы. Остров Ортиджа. Храм Аполлона. VI век до н.э.
Сиракузы. Остров Ортиджа. Храм Аполлона. VI век до н.э.
Сиракузы. Район Неаполис. Греческий театр. Начало V века до н.э. Театр функционирует и в наши дни. Здесь проводятся спектакли, представления и концерты.
Сиракузы. Район Неаполис. Греческий театр. Начало V века до н.э. Театр функционирует и в наши дни. Здесь проводятся спектакли, представления и концерты.
Сиракузы. Район Неаполис. Алтарь Гиерона II. Вторая половина III века до н.э. Алтарь использовался для ритуальных мероприятий и принесения жертв богам.
Сиракузы. Район Неаполис. Алтарь Гиерона II. Вторая половина III века до н.э. Алтарь использовался для ритуальных мероприятий и принесения жертв богам.

Святая Лючия. (Santa Lucia)

Каждый город в Италии имеет своего святого защитника. У Сиракуз тоже есть небесный покровитель. Им является хрупкая девушка по имени Святая Лючия (Santa Lucia). На долю этой праведной выпали тяжёлые испытания, которые показали её бесстрашие и незыблемую веру в Иисуса Христа. Эта легенда такова.

В 283 году, в Сиракузах, в довольно зажиточной семье римского патриция появилась девочка, которую счастливые родители нарекли Лючия, что в переводе означает «свет». Но счастье было недолгим: вскоре отец семейства умер и все заботы по ведению хозяйства и воспитанию дочери легли на плечи её матери – Евтихии.

Однажды, прогуливаясь за городом, Лючия познакомилась с необычными путниками, которые искали ночлег. Странники оказались христианами. В те далёкие времена власти подвергали их жестоким гонениям. Поэтому девочка отвела своих новых знакомых в ближайшие катакомбы, где разместила их в только ей известном месте. Она каждый день проведывала своих подопечных и приносила им еду. Лючия подолгу засиживалась у последователей Христа. Она с интересом слушала их рассказы о жизни Спасителя и чудесах, которые он совершил.

Прошло несколько лет, Лючия повзрослела и превратилась в очаровательную девушку с большими и красивыми глазами. У молодой красавицы появился поклонник, который за ней ухаживал и хотел жениться. Но этим планам не суждено было сбыться: в семью Лучии опять пришла беда. Тяжело заболела её мать, у которой открылись сильные кровотечения. Перед этим недугом местные врачи оказались бессильны, и Евтихия угасала на глазах.

В то время по Сицилии ходили слухи о чудодейственных исцелениях в городе Катания от мощей святой Агаты, которая в 251 году по приказу местного префекта была зверски замучена за беззаветную христианскую веру. Лючия уговорила свою мать использовать этот шанс: посетить Катанию, поклониться мощам святой Агаты и помолиться об исцелении. Они выполнили всё, что запланировали. Добрались до Катании и возле святых мощей вместе искренне молили Агату, чтобы та выполнила их просьбу. На следующую ночь Лучии приснился необычный сон, в котором к ней явилась святая Агата. Она сообщила: «Сестра моя! Зачем ты просишь у меня то, что есть у тебя самой. Посмотри, твоя вера исцелила твою мать, она здорова. И самое главное, ты должна помнить, что тебе предначертана особая дорога в построении на земле храма Господу Богу, и как мною сейчас славится Катания, так тобою в будущем будет красоваться город Сиракузы». Проснувшись, девушка увидела, что её мать действительно выздоровела. Лучия обрадовалась, рассказала Евтихии о своём вещем сне и приняла твёрдое решение полностью посвятить себя служению новой вере – христианству.

Вернувшись в Сиракузы, Лучия стала настоятельно просить свою матушку продать драгоценности и ненужную недвижимость, а вырученные деньги раздать бедным. После длительных уговоров Евтихия уступила дочери и дала своё согласие. Девушка активно занялась благотворительной деятельностью.

Вскоре обо всём этом узнал жених Лючии. Он попытался объясниться со своей невестой, но получил от неё решительный отказ. Прощаясь, Лучия спросила у своего бывшего суженого: «Что во мне тебе нравится больше всего?» «Твои глаза», – последовал ответ. Лучия взяла веретено и извлекла из глазниц свои очи. Она положила их на блюдо и отдала жениху. Но потом случилось чудо: Господь Бог возвратил девушке глаза, причём они стали ещё красивее прежних.

«От любви до ненависти – один шаг»: оскорблённый жених решил отомстить Лючии. Он обратился к римскому наместнику и сообщил, что Лючия – христианка, пропагандирует вредное учение Иисуса Христа, и тем самым подрывает устои власти. Это считалось серьёзным преступлением, и неминуемо каралось смертью.

Так произошло и с Лючией. Девушку доставили на центральную площадь Сиракуз, и в присутствии огромного числа горожан местный магистр Пасхазий учинил публичное судилище над ней. Он потребовал, чтобы Лучия отреклась от своей веры. Но ни угрозы, ни уговоры не помогли: она наотрез отказалась менять свои убеждения. Её объяснения окончательно вывели из себя Пасхазия. В гневе он приказал отвезти девушку в публичный дом: «…чтобы ту до смерти бесчестили, и чтобы Дух Божий отступил от неё». Но его воле не суждено было сбыться - стража не смогла сдвинуть девушку с места. Обвязав верёвкой, её попытались тащить с помощью волов, однако и это тоже не помогло. Судья был потрясён чудом, но не оставил своих намерений и придумал новое изощрённое истязание. Он приказал вокруг непокорной девушки разжечь костёр и поливать её кипящим маслом. Стоя посреди костра, Лючия постоянно молилась. Ни пламя, ни кипящее масло не причинили ей вреда. Это ещё больше удивило всех присутствующих на площади.

Наконец, поняв, что чудеса, прилюдно совершаемые Лючией, неуклонно увеличивают число её сторонников, Пасхазий отдал приказ зарезать девушку. Лучия получила смертельный удар кинжалом в шею. Истекая кровью святая до последнего вздоха призывала жителей Сиракуз к добродетельной жизни и вере Иисусу Христу. По преданию это случилось в 304 году, Святой Лучии был всего лишь 21 год.

Сиракузы. Кафедральный собор. Мощи (кисть) Святой Лючии
Сиракузы. Кафедральный собор. Мощи (кисть) Святой Лючии
-9
-10

На этом прощаюсь.

Берегите себя.

Ваша Раиса Захаровна.