Найти тему
Антрополе

Групповые браки, многоженство и многомужество у гиляков (нивхов) на Сахалине

Даже эрудированные люди из отечественных этнографов обычно с трудом вспоминают только Миклухо-Маклая. О его исследованиях папуасов я тоже сделаю пост в будущем, но сейчас поделюсь наблюдениями Л.Я. Штенберга, выдающегося отечественного этнографа еврейского происхождения. За участие в революционных движениях он был сослан на Сахалин, где ему позже поручили заниматься переписью коренных народов – гиляков, которые теперь уже известны по своему самоназванию «нивхи», орочей, айнов и т.д. И более 10 лет он занимался этнографией их родовой структуры, описывал брачные отношения и родственные связи.

Л.Я. Штернберг подробно описал систему многоженства у гиляков. Брачный обычай заключается не только в том, что у одного мужчины может быть 2 или 3 жены. Но ещё и в праве мужчины на других своих кровных и некровных родственниц:

"И теперь каждый гиляк имеет супружеские права ( не считается грехом) на жен своих братьев всех степеней родства и на сестер своей жены. Эгого права лишен только старший брат относительно жен своих младших братьев. Это ограничение — новейшего происхождения, и самое существование его как бы подчеркивает законность коллективных супружеских прав младших братьев на жен своих старших братьев и на всех сестер своей жены."

Штернберг по косвенным признакам обнаружил, что у Гиляков ранее были приняты только эндогамные браки (как и во многих племенах, у коренного населения Австралии, например). То есть между родными братьями и сёстрами. Позже, когда гиляки стали осознавать дурные последствия кровнородственных браков, они отказались от этой практики, но на замену пришёл кузенный брак – то есть брак между двоюродными братьями и сёстрами. При этом самым чистым в начале 20 века считался брак между сыном сестры и дочерью брата, который опосредованно наследовал привычку кровнородственного союза брата и сестры.

В то же время на жену имеют права все младшие братья её мужа и все мужья её сестёр – все они также её мужья, хоть она с ними и не живёт. И мужчина называет женой не только женщину, с которой живёт, но и всех её сестёр, а также всех сестёр своих братьев. Так устроен групповой брак у гиляков начала 20 века. Но не стоит опошлять, никакие извращения и оргии не были даже возможны, и все половые связи проходили только интимно между двумя: мужчиной и женщиной:

Л.Я. Штернберг даже подробно описывает, как мужчина может вступить в связь с женой брата:

«Правда, групповые супруги должны искать удобного случая, чтобы в отсутствие индивидуального супруга, либо во время сна его, либо вне дома воспользоваться своим правом, но случаев этих более, чем достаточно. Мужчина большую часть времени проводит вне дома: то он на реке за рыбной ловлей, то по целым неделям на охоте или в отъезде, в гостях. С другой стороны и женщины отлучаются на целые дни в тайгу за ягодами, кореньями и т. д. Наконец, общение возможно по ночам в присутствии спящего супруга. Словом, осуществление права группового супружества не представляет особых затруднений. Этим правом наиболее полно пользуются холостые tuvn. Женатые прибегают к нему в своем собственном селении, обыкновенно только в случаях какого-нибудь особенного увлечения той или другой групповой арђej (жены), но вне своего селения, когда они оказываются во временной разлуке со своими индивидуальными женами, женатые также широко пользуются своими групповыми правами, как и холостые. И нужно сказать вообще, что характер отношений между групповыми pu и anbej определяется, главным образом, условиями сожительства. При жительстве в разных селениях отношения между ними, естественно, могут быть только спорадические. Очень часто в таких случаях групповые супруги знают друг друга лишь по наслышке, но, столкнувшись, они обыкновенно быстро столковываются и завязывают мимолетные связи, . на которые весьма падки, как мужчины, так и женщины, не предъявляя друг к другу никаких особенных требований симпатий, любви и пр. Нет ничего легче, чем столковаться таким случайно встретившимся pu (муж) и anђej (жена): стоит только где-нибудь в сенях или на дворе коснуться груди женщины, или сделать ей стереотипное предложение: „ вместе покурим" , чтобы убедиться в прочности шансов ухаживания. Иногда дело просто решается одними перемигиваниями.»

Надо помнить, что у этнографы не в праве осуждать, они должны понимать устройство общества, а не оценивать его, основываясь на своей культуре. Да и никому не стоит осуждать… Групповые браки гиляков органично существовали в течение многих поколений, и не создавали конфликтов:

«На месте постоянного жительства между отдельными холостыми pu и женами их-anbej часто устанавливаются прочные связи, сопровождающиеся не только регулярными половыми сношениями, но часто и глубокими симпатиями и привязанностями, что, впрочем, не мешает женщине корректно исполнять свои супружеские обязанности и по отношению к индивидуальному супругу и даже питать к нему истинную привязанность . Подобные отношения создают весьма часто крайне интересные конъюнктуры. Двое, реже трое братьев, не смотря на полную хозяйственную самостоятельность, при которой каждый имеет возможность обзавестись особой индивидуальной женой, живут тем не менее вместе, имея одну общую жену. Официальным супругом этой женщины считается один старший брат, фактически приобретший ее на правах индивидуального супруга, но по молчаливому согласию жена является общей; об этом хорошо знают не только посторонние, но и дети братьев супругов. С подобным явлениями приходится встречаться и в самых богатых и почтенных семьях. Мой большой приятель, мой первый учитель гиляцкого языка, выше упомянутый Гибелька, житель с Танги, самый богатый гиляк на Сахалине, так именно жил со своим младшим братом, Плеуном. Этот последний сам был не менее способный человек, чем его старший брат, пользовался славой отличного охот[1]ника и успел накопить огромное количество „ ценностей “, так что легко мог взять себе не одну, а несколько жен, тем не менее он предпочел пользоваться женой старшего брата. Сложилось оно, по-видимому так. Подростком он пользовался женой Гибельки на правах всякого младшего брата, но постепенно между ними возникла более прочная привязанность, и он предпочел, вместо самостоятельной женитьбы, жить постоянно с женой старшего брата, которую он, действительно, любил. Характерно тут то, что все, в том числе и сам Гибелька, относились к этому, как к явлению, совершенно нормальному. Когда я обратился по этому поводу с вопросом к самому Гиблю, легкая тень скользнула по его красивому, умному лицу: он хорошо знал, как относятся русские к подобным отношениям, но вообще вопрос мой не произвел на него особого впечатления. О своей жене он отзывался восторженно, детей любил нежно, хотя уверенности в том, что они от него, у него не могло быть никакой, а сын его мальчик лет, больше питал привязанности к младшему брату отца, чем к нему самому. Ничто, разумеется, не могло помешать Гиблю удалить младшего брата из своего дома или его вместе с женой, и купить себе другую и не одну, а несколько самых красивых и знатных жен. При его крайнем честолюбии, при его непомерной любви к популярности, он не преминул бы предпринять самые решительные шаги для восстановления своей супружеской репутации, если бы он чувствовал что-нибудь шокирующее в регулярном и всем известном сожительстве брата с его женой. Случаю угодно было, чтобы Гибль пережил своего младшего брата, который трагически погиб в одиночестве в своем охотничьем балагане во время зимней охоты. Когда среди огромного и торжественного скопления съехавшихся со всех сторон гиляков покойный был уложен на посмертный помост, за несколько минут до сожжения, взобралась на него с распущенными в знак, траура волосами жена старшего брата, уселась возле покойника и во всеуслышание стала оплакивать своего младшего мужа и „ возлюбленного“ , в таких же патетических и нежных выражениях, как если бы она была его индивидуальной женой. Этот публичный акт лучше всяких описаний свидетельствует, как понимают гиляки отношения между мужчинами и женами его братьев. В подобных случаях постоянного сожительства нескольких братьев с одной женщиной мы имеем типичную форму группового брака; не смотря на общее обладание, один из братьев считается ее индивидуальным мужем.»

Разные формы групповых браков существовали и среди гренландских, канадских эскимосов и инуитов, коренных народов Индии и т.д. О них расскажу позже, если эта тема заинтересует читателя.