Экономическая война против России идёт, горячая её военная фаза обсуждается.
Член Совета Федерации России Андрей Климов прочитал лекцию на тему «Что такое экономический суверенитет и как он выглядит на примерах». Каждый желающий мог его послушать. Надо сразу сказать, что Климов в прошлом преподавал в Пермском университете (он доктор экономических наук), но для широкой публики более известен как председатель временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации. Я собственно и пошёл на его лекцию, проводилась которая в Москве в павильоне «Атом» на площадке ВДНХ, потому что было интересно узнать как он оценивает вмешательство стран Запада в наши президентские выборы. Правда, до этого интересующего меня сюжета он не добрался. А вопроса мне не дали задать Климову, хотя я, сидя в первом ряду, как школьник тянул руку, но очередь не дошла до меня, так много было вопросов от студенческой аудитории. Зал человек на сто был заполнен студентами московских вузов.
Порассуждать сенатор А. Климов успел только по первому заявленному сюжету, погрузившись в вопросы экономической устойчивости России. А выдержать такой удар, какой был нанесён России, слабой экономике было бы невозможно. Почти 12 тысяч (!) санкций уже введено коллективным Западом в отношении России, а сейчас США/ЕС грозятся экономическими санкциями уже тем странам (суверенным, между прочим), которые сотрудничают с Россией.
В самом сжатом виде доктор экономических наук Андрей Климов сначала представил картину разрушения постсоветской России («ельцинского периода»), когда всё шло к закату великой Российской империи, в том числе и в её недавнем советском образе. Запад уже праздновал тризну по умирающему Российскому государству. От того возрождение нашей страны стало чудом, правда, рукотворным. Но это была уже путинская эпоха России, которая с 2000 года медленно, но возвращала свои исторические позиции на мировой арене.
Абсолютные цифры, характеризующие новую российскую экономику, не всегда выглядят убедительно, имею в виду наше в процентах выраженное участие в мировых экономических процессах, но то что природный ресурс у России огромен (треть мировых природных запасов находятся на территории нашего государства, почему и хотят западники нас раздербанить, «деколонизировать», расчленив для этого Россию) и сильны мы нашими людским потенциалом. То и другое - полная правда. Хотя вопросы, касающиеся демографии, давно звучат для России тревожным набатом, вымирает коренное население и страну заселяют мигранты, об этом говорил Климов, правда, крайне осторожно, избегая определённых оценок.
Более убедителен он был когда оперировал глобальными финансово-экономическими показателями.
По доле ВВП к 2024 году Россия заняла пятую (!) позицию среди стран мира, обогнав, пусть и не намного даже Германию. Процент России во внутреннем валовом продукте - 3,25 пункта. На первом месте находится Китай (18,47%), далее идут США (15,51%), Индия, Япония и Россия. И тут важно подчеркнуть, что на пятую позицию Россия вышла уже после того как по нам был нанесён чудовищный по масштабам финансовый и экономический удар Запада их ограничениями. Мы выстояли, создав в том числе и собственную платёжную денежную систему. Граждане и не почувствовали как перешли на использование отечественной банковской карты «Мир» после того как западные аналогичные денежные системы ушли из России.
Ровно то же произошло (и происходит) практически во всех сферах промышленного и продовольственного производства. За период санкционного давления на нашу страну Россия напротив укрепила свой экономический суверенитет. Это звучит поразительно, но это факт.
Вот несколько показателей, которыми оперировал Климов, характеризуя экономику России. Важный индикатор – это структура ВВП США и России. Так вот, в США в структуре валового внутреннего продукта на производственную сферу приходится 1/5 доли, а на непроизводственную сферу – 4/5. Иначе говоря, Америка сильна финансовыми ресурсами и контролем за их перетоком. США «производят» деньги и спекулируют ими. В России производственная сфера, то есть реальная экономика, занимает 2/3 доли в структуре ВВП нашей страны, остающаяся треть, соответственно, выпадает на непроизводственную сферу. Это, собственно, и объясняет почему мы выдержали (и выдерживаем) такой чудовищный финансово-экономический удар Запада по нам. Мы страна производящая реальные продукты в промышленной и продовольственной сфере. Всем необходимым для жизни мы можем обеспечить сами себя. И потому экономической стратегией последних лет стало максимально возможное - и целесообразное, разумеется - импортозамещение, чтобы не зависеть России от эгоизма и капризов западных политиков.
И по этому пути мы довольно уверенно идём в последние годы. Опять пересказываю сенатора Климова. Доля внешнеторгового оборота с недружественными странами (США и её европейскими сателлитами) составляла в 2021 году 2/3, в прошлом году сократилась до трети. Ключевыми партнёрами России стали азиатские, африканские и латиноамериканские государства. Здесь по экспоненте развиваются наши торгово-экономические отношения с этими странами.
Правительство России избавляется от токсичной международной валюты, от долларов в первую очередь (см. таблицу). В торговых операциях со своими партнёрами наша страна переходит на национальные валюты, тем укрепляя свой государственный суверенитет. Подобных аргументов много было в выступлении сенатора Климова. Никакой политической агитации в его лекции не было, только цифры, выводы из которых сами собой напрашивались. Убедительная лекция получилась. Кстати, прочитанная сенатором в рамках образовательных проектов общества «Знание».
Мои незаданные вопросы касались по большей мере геополитического противостояния США/НАТО на Севере Европы. А. Климов ещё ведь и зампред комитета по международным делам, а также член российского Совета по внешней и оборонной политике. Потому было интересно послушать его оценки, касающиеся темы российско-финляндских отношений. Финляндия заключила больше десятка соглашений отдельно с США и отдельно с НАТО, выделяя им большие территории под военные базы. И всё это «беспокойное хозяйство» размещаться будет прямо на границе с Россией. Карелия, как субъект Федерации, оказывается на острие военного удара НАТО по России. Мы, жители Карелии, без желания своего на то, становимся первой жертвой НАТО.
Дальнейшие отношения России с Финляндией из этой данности и придётся выстраивать. В самом ближайшем времени в Карелии будет размещён контингент Ленинградского военного округа. Карелия в прямом смысле слова превращается в прифронтовую территорию. А что это такое мы с вами можем судить по событиям происходящим прямо сейчас в той же Белгородской области, которую регулярно из натовского оружия обстреливает Украина ракетами. Война расползается. Вот уж чего бы не хотелось.
Анатолий Цыганков