- Хотя действовать на автопилоте часто бывает путем наименьшего сопротивления, особенно перед лицом травмы, это не оставляет нам большого пространства для роста или изменений. Узнайте, как выйти из своей зоны комфорта и пожинать плоды.
- Устранение дискомфорта Во многих отношениях современная жизнь превратилась в стремление устранить дискомфорт. Нам почти ничего не приходится ждать (что выбивает из колеи в промежутках), поэтому у нас нет одинаковых возможностей терпеть дискомфорт и привыкать к нему.
Вот как перестать ходить во сне изо дня в день, отказаться от автопилота и смириться с дискомфортом неопределенности
Хотя действовать на автопилоте часто бывает путем наименьшего сопротивления, особенно перед лицом травмы, это не оставляет нам большого пространства для роста или изменений. Узнайте, как выйти из своей зоны комфорта и пожинать плоды.
Несмотря на естественное стремление к росту, временами это стремление может затормозиться. Мы можем настолько погрузиться в повседневную рутину, что перестаем видеть красоту жизни и просто проживаем день, неделю, год, откладывая счастье на другой раз, не полностью осознавая жизнь и все, что она может предложить.
У нас есть естественное желание быть последовательными, и мы больше всего счастливы, когда все наши убеждения и ценности совпадают. Наш мозг предпочитает, чтобы все было так, как ожидалось, и делает все возможное, чтобы так оно и оставалось. Когда информация соответствует нашим рамкам или мы находимся в известных нам ситуациях, мы можем работать на автопилоте, там, где нравится находиться нашему мозгу. Когда все подходит и нет никаких неожиданностей, мы испытываем меньше внутреннего дискомфорта. Мы проводим большую часть нашей жизни в этом комфортном состоянии, но оно приносит с собой некоторые проблемы.
Чтобы оставаться в режиме автопилота, нашему мозгу необходимо, чтобы внешние сигналы были достаточно постоянными. Проще говоря, это означает жизнь, в которой мы предпочитаем знать, как все будет происходить и где мы можем следовать тем же шаблонам. Ситуации и переживания, с которыми мы сталкиваемся, соответствуют нашей ментальной карте, и мы откладываем их в долгий ящик, не уделяя особого внимания. Вот почему недели могут проходить как в тумане. Мало на что стоит обращать внимание или глубоко задумываться.
Мы следуем одной и той же рутине, выбираем одни и те же маршруты, встречаемся с одними и теми же людьми, ведем себя одинаково, на самом деле не поднимая глаз и не задумываясь, чего мы хотим от жизни. В знакомстве есть много хорошего, но оно также может оказывать на нас неуловимое негативное влияние. Это похоже на движение по хорошо известному маршруту; следовать по нему так легко, что мы можем перестать обращать внимание на то, что нас окружает. Мы точно знаем, куда направляемся, и всегда оказываемся в одном и том же месте.
Когда все идет не совсем так, как мы ожидаем, или нам приходится действовать по-другому, это выводит нас из режима автопилота и может вызвать чувство дискомфорта. Это создает небольшой промежуток неопределенности и помещает нас в то тревожное промежуточное состояние, которое так не нравится нашему мозгу. Пребывание в этом пространстве может вызвать у нас чувство уязвимости, поскольку мы боремся с невозможностью делать что-то так легко или сталкиваемся с неизвестностью. Это еще сложнее, когда наши возможности полны.
Выход из автопилота может вызывать беспокойство. Нам нравится то, что мы знаем, вот почему даже небольшие изменения кажутся нам трудными (не спрашивайте моего мужа, какая я, когда получаю новую версию компьютерной операционной системы). Неудивительно, что нам бывает тяжело, когда мы сталкиваемся с более серьезными проблемами.
Когда мы остаемся на автопилоте, мы можем в конечном итоге прожить половину жизни, игнорируя тот факт, что эта жизнь - все, что у нас есть. Постепенно, с течением времени, наша внутренняя и внешняя жизни рассинхронизируются. Жизнь, которой мы живем, больше не соответствует тому, чего мы действительно хотим. Возможно, мы застряли на работе, которая загоняет нас в тупик, в отношениях, которые не удовлетворяют наши потребности. Мы замазываем трещины, игнорируя то, что не совсем правильно, и в некоторых случаях мы больше не уверены, чего хотим от жизни или кто мы такие. Мы предпочитаем уверенность в потенциальных страданиях неопределенности неизвестного.
Устранение дискомфорта
Во многих отношениях современная жизнь превратилась в стремление устранить дискомфорт. Нам почти ничего не приходится ждать (что выбивает из колеи в промежутках), поэтому у нас нет одинаковых возможностей терпеть дискомфорт и привыкать к нему.
Когда думаешь о том, какими были те из нас, кто вырос в семидесятые и восьмидесятые годы в Великобритании, так многое изменилось. В те дни на телевидении было всего четыре канала, и даже на этих каналах не всегда что-то показывали. Мы смотрели ТВ в прямом эфире и вынуждены были выслушивать рекламу, мы использовали Ceefax для просмотра спортивных результатов, и обычно нам приходилось ждать неделю до выхода следующего выпуска нашего любимого шоу.
Нам приходилось звонить по городскому телефону, и если никого не было на месте, мы оставляли сообщение или пытались позвонить позже. Это также означало риск общения с родителями или братьями и сестрами вашего друга, которых вы могли не знать. Нам приходилось отправлять письма, а затем ждать ответа.
Когда вы встречались с людьми, вам приходилось составлять план и придерживаться его, и если кто-то опаздывал, у вас не было другого выбора, кроме как ждать. Если вы хотели что-то купить, вам приходилось ехать в город и рыскать по магазинам, чтобы найти это. Когда я начал водить машину, мне приходилось распечатывать маршруты и читать карту. Я часто сбивался с курса, а потом с трудом находил дорогу обратно. Даже в мои двадцать с небольшим, если я хотел проверить свою электронную почту, мне приходилось идти в библиотеку или интернет-кафе, или ждать следующего дня на работе.
Это прописная истина, но ее стоит повторить. Сейчас все происходит мгновенно. Нам даже не нужно выходить из дома, если мы чего-то хотим. Если мы будем достаточно долго искать в Интернете, то, как правило, сможем найти именно то, что нам нужно, и даже получить это с доставкой в тот же день. У нас есть сотни телеканалов, мы можем быстро перематывать рекламу вперед и смотреть серии одну за другой; мы можем иметь доступ к Интернету и другим людям 24/7. Мы можем окружить себя людьми, придерживающимися схожих взглядов. Даже когда мы стоим в пробке, наш телефон может сообщить нам, как долго, и предложить альтернативный маршрут. В результате мы не сталкиваемся с неопределенностью и не подвергаем наши взгляды серьезным испытаниям.
Мы редко оказываемся в таком неустроенном промежуточном состоянии, даже в незначительных аспектах. Избегание перемен и дискомфорта всеми этими незначительными способами и попытки сохранить жесткий контроль над жизнью дают нам мало практики, когда происходят большие изменения.
Вместо того, чтобы пытаться искоренить неопределенность и неудобства (что в конечном счете невозможно), гораздо лучше приобрести опыт в этих вещах, чтобы научиться терпеть их и управлять ими, а также обрести большую уверенность в себе. У нас есть шанс увидеть, что дискомфорт уходит, когда мы делаем это, и что нам не нужно иметь идеальный план или точно знать, как все пойдет, чтобы получить удовольствие от чего-то.
Травму часто описывают как пробуждение. Сила травматического опыта, глубина чувств и шок, который она может вызвать, встряхивают ситуацию так, что иначе это редко возможно. До травмы мы могли чувствовать себя настолько комфортно в автопилоте, что в конечном итоге бредем по жизни во сне. Только столкнувшись с трудностями, мы начинаем думать об альтернативе.
Жизнь до травмы и жизнь после травмы могут ощущаться как два разных мира. В какой-то степени наша жизнь до травмы на самом деле является жизнью в отрицании. Мы придерживаемся наивного взгляда, в соответствии с которым верим, что свободны от боли и страданий. Когда мы переживаем травму, это сталкивает нас с экзистенциальными истинами, но странным образом это может быть освобождением. Это пробуждает нас к той жизни, которой мы живем, но это также может пробудить нас к той жизни, которой мы хотим.
Это может вернуть нас к нашим естественным мотивациям и желанию расти – шанс начать жить снова и жить по-другому, пробуждая нас к жизни и всему ее будущему потенциалу. Этот опыт позволяет нам замечать и ценить то, чего мы, возможно, раньше не замечали, и позволяет нам свежим взглядом взглянуть на то, чего мы хотим и что для нас важнее всего.
Травма может стать тревожным звонком для того, чтобы стать честными с самими собой и подумать о том, чего мы хотим от жизни. Только отпустив свое старое существование, мы можем начать сознательно выбирать, как мы хотим жить сейчас, и смотреть на то, что делает жизнь стоящей того, чтобы ее прожить. Это позволяет нам отказаться от наших убеждений и целей и со временем постепенно выстраивать новые ментальные карты, которые соответствуют тому, чего мы действительно хотим.