На выставках и ярмарках ручной работы всегда можно увидеть много интересного. И вся прелесть таких выставок в том, что сколько бы ты не посещал их, обязательно найдешь для себя что-то новое, и порой совершенно неожиданное. Таким открытием на предновогодней выставке "Ладья"стали для меня Рождественские вертепы ручной работы
Подзабылась и начала уходить в прошлое традиция ставить вертеп дома. И создавать этим особую праздничную атмосферу.
А ведь именно вертеп с фигурками Младенца Христа, Божьей Матери, Иосифа, волхвов и животных всегда считался символом Рождества Христова
Само слово «вертеп» происходит от старославянского врътъпъ, вьртьпъ, что значит «пещера», но не любая, а именно Вифлеемская пещера, та, в которой родился Младенец Иисус.
Прообразом всех тех «пещер», что ставят на Рождество в храмах и домах христиане - и католики, и православные - служит Вифлеемский Вертеп. Он находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Серебристая звезда на полу напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Спасителя
Здесь же место, где стояли ясли, куда Дева Мария положила новорожденного Младенца, как в колыбель.
Эти ясли теперь хранятся в Риме, в базилике Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore.
Самый старый рукодельный вертеп (рraesepio, презепио – ясли, хлев по-итальянски) находится так же в этой базилике. В 1280 г. его создал скульптор Арнольфо ди Камбио по заказу Папы Гонория IV
К нам вертепы пришли из Европы в XVII веке. В России так называют не только статичные композиции, «пещеры», но и кукольный рождественский театр.
Вертеп-театр представлял собой двухъярусный ящик с прорезями, чтобы куклы могли «ходить». Верхний ярус символизировал небеса — здесь разыгрывались сцены, связанные с самим праздником; нижний – землю, где сначала был дворец царя Ирода, а со временем стали показывать самые разные юмористические бытовые сценки. Был в вертепе и свой ад — отверстие, куда в конце действа проваливался Ирод.
После революции 1917 года традиция вертепов в России прервалась, а 1980-е началось ее возрождение
Каждый вертеп из тех, что мастера привезли на выставку, был уникален. Особенно сложен по своей работе был тот, что на фото вверху.
В его создании участвовало пять человек. Нарисовала эскиз Рождественского вертепа Молочаева Ольга (член Московского союза художников). Гипсовую модель создала Овдиенко Олеся (скульптор, член Московского союза художников). Любарский Сергей проработал все детали композиции. А подбором цветов и росписью занимались Соколова Анастасия (художник, иллюстратор, архитектор) и Попкова Дарья (член Московского союза художников)
Пишите ваши комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
Приглашаю всех в мой магазин "Лепесток клевера" на Ярмарке Мастеров!