Материал подготовлен профильным специалистом по логопедии и
дефектологии - Ольгой Изотовой (ссылка на канал: https://dzen.ru/logoped_sviblovo).
Диагноз задержка речевого развития (далее - ЗРР) может поставить врач невролог, начиная с 2 лет.
К 2 годам в речи ребенка должна быть фразовая составляющая, включающая связку: глагол + существительное. То есть речь должна включать не только обширный словарный запас, но и ребенок мог донести свои базовые потребности: "хочу на ручки", "дай пить", "давай играть".
Для анализа состояния речевого развития также необходимо учитывать наличие у ребенка экспрессивной речи.
При постановке ЗРР советую родителям не паниковать, так как подобная реакция может усугубить положение и напугать ребенка.
Хочу обратить внимание, что ЗРР - является скорее констатацией факта, что у ребенка к определенному возрасту отсутствует речь.
Поэтому мой совет - начать изучать проблему более детально. Есть много факторов, влияющих на речевое развитие, начиная от психоэмоционального развития ребенка, заканчивая тем, что на фоне простуды могла снизится слуховая активность.
Поэтому сперва стоит обратиться к профильным специалистам (педиатр, невролог, ЛОР, хирург), для выявления причины появления ЗРР.
Как диагноз будет понятен, то советую подключать занятия с логопедом.
На занятиях логопед работает с конкретными причинами: это может быть слабая артикуляция - тогда подключается артикуляционная гимнастика или может нарушена слоговая структура – тогда задействуем слоговые методики, возможны и другие причины.
В среднем, первые промежуточные результаты могут появляться по истечении одного месяца занятий.
Также советую внимательно подходить к выбору специалиста, присутствовать на диагностике и первичных занятиях, чтобы процесс адаптации прошел мягко. Следует учитывать, что специалисты придерживаются разных подходов, поэтому в первую очередь смотрите по реакции ребенка на специалиста. Самое лучшее, когда ребенок идет на занятие с радостью и воспринимает учебный процесс, как игру.
Хочу уделить внимание теме занятий онлайн. Имеет ли смысл их подключать?
Разумеется, если речь идет о ребенке, которому 2 года, то заниматься онлайн будет сложно в силу того, что ребенку будет не просто усидеть на одном месте. Но для детей более старшего возраста (начиная с 4,5 лет) занятия онлайн могут быть даже полезны, так как помогают в освоении компьютера.
Подводя итог, хочу сказать, что речевое развитие ребенка играет важную роль в общем развитии ребенка. Если речь развивается с отставанием, то рекомендую не затягивать с диагностикой. Ведь чем раньше будет ясна причина, тем быстрее можно помочь ребенку налаживать коммуникации с окружающим миром.