Найти в Дзене
HAYK media

ЖИЗНЬ ВЫДАЮЩИХСЯ АРМЯН | Торос Рослин

Торос Рослин — крупнейший армянский художник классического средневековья Родился предположительно в 1210-е годы. Работал в монастыре крепости Ромкла, которая на протяжении полутора веков являлась центром Армянской Апостольской церкви. Колофоны в рукописях Рослина позволяют учёным частично реконструировать мир, в котором он жил. В этих колофонах Рослин предстаёт летописцем, сохранившим факты и события своего времени. В колофоне Евангелия 1260 года Рослин упоминает, что у него есть сын, указывая на то, что он, вероятно, был священником, поскольку у монаха не было бы детей, а мирянин, скорее всего, не был бы художником-миниатюристом рукописей. Торос мог творить благодаря армянскому Католикосу Костандину I, который был его покровителем. Ко времени Евангелия 1265 года у него уже были свои ученики. Рослин написала два портрета принца Левона, на втором принц изображён с его невестой Керан Лампрон. Имя Рослина не встречается ни в одной рукописи, датированной после 1286 года, и, скорее всего, о

Торос Рослин — крупнейший армянский художник классического средневековья

Родился предположительно в 1210-е годы. Работал в монастыре крепости Ромкла, которая на протяжении полутора веков являлась центром Армянской Апостольской церкви. Колофоны в рукописях Рослина позволяют учёным частично реконструировать мир, в котором он жил. В этих колофонах Рослин предстаёт летописцем, сохранившим факты и события своего времени. В колофоне Евангелия 1260 года Рослин упоминает, что у него есть сын, указывая на то, что он, вероятно, был священником, поскольку у монаха не было бы детей, а мирянин, скорее всего, не был бы художником-миниатюристом рукописей. Торос мог творить благодаря армянскому Католикосу Костандину I, который был его покровителем.

Ко времени Евангелия 1265 года у него уже были свои ученики. Рослин написала два портрета принца Левона, на втором принц изображён с его невестой Керан Лампрон. Имя Рослина не встречается ни в одной рукописи, датированной после 1286 года, и, скорее всего, он умер в 1270-х годах. Никто из современников Рослина или его учеников не упоминает его в своих работах, и в последующие столетия его имя упоминается только один раз, когда писец Микаэль, работавший в Себастее в конце 17 века, нашёл в своем монастыре евангельскую книгу, иллюстрированную в 1262 году «знаменитый писец Рослин», которую позже скопировал.

Сохранилось 7 подписных рукописей Тороса Рослина, исполненных им в 1256-68 годах, в том числе так называемое Малатийское евангелие. К подписным, бесспорно связанным с рукою Рослина кодексам принадлежат евангелие 1260 и 1262 (оба — в собрании армянского патриаршества — католикосата — в Иерусалиме); Евангелие Зейтуна(1256) и Евангелие Малатии(1267—1268; оба — в Матенадаране, Ереван); Евангелие Себастии (1262, галерея Уолтерс, Балтимор, США). Вне Ромклы, в Сисе, столице тогдашней Киликии, мастером был переписан и украшен Маштоц (Требник) 1266 (в собрании католикосата в Иерусалиме). Помимо этого, несколько манускриптов приписываются Рослину или его мастерской на основании стилистических аналогий. Всего же «рослиновский» круг включает около 400 миниатюр.

В творчестве Тороса Рослина, знаменующем собой вершину в развитии всей армянской книжной миниатюры, нашли яркое отражение черты нового мышления, во многом отошедшего от средневековых мировоззренческих представлений. Наделяя позы своих персонажей жизненностью и динамикой, стремясь дифференцировать их характеры и душевные состояния, Торос Рослин отчасти преодолевал традиционную для средневекового искусства условность в трактовке образа человека.

Центральный банк Республики Армения выпустил золотую монету к 800-летию Тороса Рослина. Статуя Тороса Рослина высотой 3,4 метра из базальта была установлена в 1967 году перед входом в Матенадаран. Академия изящных искусств имени Тороса Рослина была основана в 1981 году Армянской образовательной и культурной ассоциацией «Амазкаин» в Бейруте, Ливан. Рослин обогатил армянскую рукописную живопись, представив новые художественные темы, такие как «Неверие Фомы» и «Переход через Красное море». Кроме того, он возродил жанр царских портретов: в его рукописях были найдены первые киликийские царские портреты. Его стиль характеризуется нежностью цвета, классической обработкой фигур и их одежд, элегантностью линий и новаторской иконографией. Его даже называют «Предвестником Возрождения». Торос Рослин оказал большое влияние на таких армянских мастеров, как Мартирос Сарьян, Минас Аветисян и Аршил Горки.