ОНФ заявил, что более 72 процентов детей-подростков не любят учиться в школе. Однако, стоит понимать, что цифры связаны далеко не только с "ленью" учащихся. Что касается России, то у нас сейчас одна из острейших проблем - капитальная нехватка учителей. Это может являться одной из причин нежелания школьников посещать храм науки, ведь, давайте посмотрим правде в глаза, большинство предметов в большинстве школ преподносятся слабо и неинтересно. Особенно сильно это бьет по тем детям, которые и без бубнежки "Маривановны" не горят желанием просвещаться. Это, конечно, вина далеко не только самих педагогов.
Но не одной школой едины. Если стремление учащихся (или, точнее, не учащихся) избежать посещения школ как-то можно оправдать скучными учителями, ненужными предметами и плохой погодой, то ребенку объяснить своим родителям, почему он не читает книг, а днями напролет играет в компуктер, когда для чтения нет никаких препятствий, гораздо сложнее. Сейчас самообразовываться легче, чем когда-либо было. Информации пусть и, время от времени, недостоверной, но все же информации просто море, триллионы гигабайтов. Точную цифру не назову, но значительная ее часть относится к категории образовательного контента. А значит, хоть всю земную жизнь образовывайся сутками напролет, но и тысячную часть усвоить доступного материала не получится. А человек, кстати, за все время усваивает около сотни миллиардов гигабайтов (но здесь идет в учет далеко не только информация, полученная из интернета).
И тут мы натыкаемся на такие грабли: информации в мире очень много, но очень часто человек предпочитает брать из всего спектра ту, что дается ему проще всего. Согласитесь, что посмотреть комедийное шоу гораздо легче и поэтому приятнее, чем прочитать повесть. Это при том, что времени Вы потратите приблизительно одинаковое. Отсюда вытекает вторая проблема: способ получения информации. Вернусь к моему примеру: можно посмотреть и одновременно прослушать шоу, а можно прочитать книгу. Обращаю внимание, это совершенно разные процессы и нагрузку от мозга они требуют тоже совершенно разную. Мозг потратит меньше энергии, если будет получать информацию путем просматривания картинки, нежели, когда ему придется самостоятельно выстраивать картины, логические цепочки и структуру понимания как, например, при чтении.
А всеми этими "легко", "тяжело" заправляют гормоны. В большей степени дофамин, который организм выделяет в качестве вознаграждения за совершение того или иного полезного (как организм считает) действия. Посмотрели Вы дурацкую программу - вам хорошо. Вы получили новую информацию (и не важно какую) и получили за это порцию удовольствия. В процессе вам тоже было легко и не напряжно, ведь для мозга эта информация и по содержанию и по способу получения легкая и очень вкусная. А ценность получаемой информации как раз-таки и состоит в способе ее добычи. Чем сложнее было ее получить - тем она дороже. И будьте уверены, эта ценность или, наоборот, бесценность обязательно проявится на дистанции.
Вернемся к нашим баранам. Если взрослый человек способен себя оградить от "быстрой информации", которую, кстати, можно сравнить с фастфудом, то ребенку без силы воли это сделать гораздо труднее. Поэтому книге или задачке он, чаще всего, предпочтет компьютерную игру или десятисекундное видео на Ютубе. Ну и попытаемся ответить на вопрос Чернышевского "Что делать?". А в отличии от романа здесь ответ есть.
Вот это потребление информации на ровне с едой, сном, водой есть биологическая потребность, необходимая для выживания. Ведь чем больше ты знаешь об окружающем мире, тем у тебя выше шанс выжить. И если раньше информация давалась с трудом, то сейчас процесс ее добычи упростился до смешного. Достаточно вслух произнести вопрос и телефон, который всегда под рукой выдаст ответ. Здесь я вижу два пути решения проблемы излишнего потребления информации: первый - это добровольный, когда человек самостоятельно принимает решает смотреть какие-нибудь развлекательные программы, например, только по выходным и закономерно следует установленным правилам; второй - принудительный, который в отношении детей и подростков должен работать безотказно. Возьмем абстрактного подростка и посадим его в комнату с телефоном и книгой. Скорее всего, первым, до чего он доберется, будет гаджет, с которым он и будет проводить все время и будет получать из него быструю легкую информацию, например, посредством какого-нибудь Тиктока. Как заставить этого подростка взять в руки книгу? Ответ: лишить его мешающего источника, то есть, в данном случае, телефона. Отрубив один канал (в случае, если отсутствуют другие: компьютеры, комиксы и тд) спустя какое-то время инстинкт возьмет свое и подросток будет читать книгу. Взахлеб. Просто потому, что книжка останется единственным источником информации.
Я представил свое видение проблемы чрезмерного потребления обесцененной информации и дал Вам одно из, на мой взгляд, самого эффективного метода ее решения. Все выводы делать Вам.