Найти тему
ГУМАНИТАРИЯ

Почему дети не хотят учиться? Все дело в дофамине!

ОНФ заявил, что более 72 процентов детей-подростков не любят учиться в школе. Однако, стоит понимать, что цифры связаны далеко не только с "ленью" учащихся. Что касается России, то у нас сейчас одна из острейших проблем - капитальная нехватка учителей. Это может являться одной из причин нежелания школьников посещать храм науки, ведь, давайте посмотрим правде в глаза, большинство предметов в большинстве школ преподносятся слабо и неинтересно. Особенно сильно это бьет по тем детям, которые и без бубнежки "Маривановны" не горят желанием просвещаться. Это, конечно, вина далеко не только самих педагогов.

-2

Но не одной школой едины. Если стремление учащихся (или, точнее, не учащихся) избежать посещения школ как-то можно оправдать скучными учителями, ненужными предметами и плохой погодой, то ребенку объяснить своим родителям, почему он не читает книг, а днями напролет играет в компуктер, когда для чтения нет никаких препятствий, гораздо сложнее. Сейчас самообразовываться легче, чем когда-либо было. Информации пусть и, время от времени, недостоверной, но все же информации просто море, триллионы гигабайтов. Точную цифру не назову, но значительная ее часть относится к категории образовательного контента. А значит, хоть всю земную жизнь образовывайся сутками напролет, но и тысячную часть усвоить доступного материала не получится. А человек, кстати, за все время усваивает около сотни миллиардов гигабайтов (но здесь идет в учет далеко не только информация, полученная из интернета).

-3

И тут мы натыкаемся на такие грабли: информации в мире очень много, но очень часто человек предпочитает брать из всего спектра ту, что дается ему проще всего. Согласитесь, что посмотреть комедийное шоу гораздо легче и поэтому приятнее, чем прочитать повесть. Это при том, что времени Вы потратите приблизительно одинаковое. Отсюда вытекает вторая проблема: способ получения информации. Вернусь к моему примеру: можно посмотреть и одновременно прослушать шоу, а можно прочитать книгу. Обращаю внимание, это совершенно разные процессы и нагрузку от мозга они требуют тоже совершенно разную. Мозг потратит меньше энергии, если будет получать информацию путем просматривания картинки, нежели, когда ему придется самостоятельно выстраивать картины, логические цепочки и структуру понимания как, например, при чтении.

А всеми этими "легко", "тяжело" заправляют гормоны. В большей степени дофамин, который организм выделяет в качестве вознаграждения за совершение того или иного полезного (как организм считает) действия. Посмотрели Вы дурацкую программу - вам хорошо. Вы получили новую информацию (и не важно какую) и получили за это порцию удовольствия. В процессе вам тоже было легко и не напряжно, ведь для мозга эта информация и по содержанию и по способу получения легкая и очень вкусная. А ценность получаемой информации как раз-таки и состоит в способе ее добычи. Чем сложнее было ее получить - тем она дороже. И будьте уверены, эта ценность или, наоборот, бесценность обязательно проявится на дистанции.

-4

Вернемся к нашим баранам. Если взрослый человек способен себя оградить от "быстрой информации", которую, кстати, можно сравнить с фастфудом, то ребенку без силы воли это сделать гораздо труднее. Поэтому книге или задачке он, чаще всего, предпочтет компьютерную игру или десятисекундное видео на Ютубе. Ну и попытаемся ответить на вопрос Чернышевского "Что делать?". А в отличии от романа здесь ответ есть.

Вот это потребление информации на ровне с едой, сном, водой есть биологическая потребность, необходимая для выживания. Ведь чем больше ты знаешь об окружающем мире, тем у тебя выше шанс выжить. И если раньше информация давалась с трудом, то сейчас процесс ее добычи упростился до смешного. Достаточно вслух произнести вопрос и телефон, который всегда под рукой выдаст ответ. Здесь я вижу два пути решения проблемы излишнего потребления информации: первый - это добровольный, когда человек самостоятельно принимает решает смотреть какие-нибудь развлекательные программы, например, только по выходным и закономерно следует установленным правилам; второй - принудительный, который в отношении детей и подростков должен работать безотказно. Возьмем абстрактного подростка и посадим его в комнату с телефоном и книгой. Скорее всего, первым, до чего он доберется, будет гаджет, с которым он и будет проводить все время и будет получать из него быструю легкую информацию, например, посредством какого-нибудь Тиктока. Как заставить этого подростка взять в руки книгу? Ответ: лишить его мешающего источника, то есть, в данном случае, телефона. Отрубив один канал (в случае, если отсутствуют другие: компьютеры, комиксы и тд) спустя какое-то время инстинкт возьмет свое и подросток будет читать книгу. Взахлеб. Просто потому, что книжка останется единственным источником информации.

Я представил свое видение проблемы чрезмерного потребления обесцененной информации и дал Вам одно из, на мой взгляд, самого эффективного метода ее решения. Все выводы делать Вам.