Найти тему
КиноманИаК

"Конец славы" (2024): каким получился новый фильм Марюса Вайсберга

Режиссер Марюс Вайсберг в чем-то уникальный человек: он ухитряется выпускать фильмы со стабильной периодичностью, причем тратя как деньги Фонда кино, так и американских продюсеров. Сам Вайсберг является сыном крупного чиновника "Мосфильма", который и в новое время не потерялся, поэтому изначально Марюс продолжил образование режиссера в США и там начал снимать свои первые работы. Да, у нас о нем узнали после трэшака "Гитлер капут", но к моменту его съемок у режиссера было 2 проекта, снятых в Голливуде, причем один из них - это американская версия пьесы Александра Вампилова "Старший сын" (впервые экранизированная в СССР с Николаем Караченцовым в главной роли). Вообще, у Вайсберга фильмография отдает удивительной степенью вторичности и откровенного трэша: ко первому относятся работы вроде "Бабушка легкого поведения" (косплей "Миссис Даутфайр", "Дом большой мамочки", "Дедушка легкого поведения"), "О судьбе" (американский римейк "Иронии судьбы") и "Ночной смены" (откровенно содранный с "Мужского стриптиза" сюжет), ко второму же можно отнести "пародии" вроде "Ржевского против Наполеона", где уровень "петросянства" превосходит сам оригинал в виде Евгения Вагановича (не хватает только закадрового смеха). В Голливуде режиссер со столь пестрой фильмографией, не приносящей баснословных прибылей, уже бы отправился заниматься чем-то другим, но Фортуна явно благоволит Марюсу. Трейлеры "Конца славы" сразу же возрождали напоминание о "Похороненном заживо" с Райаном Рейнольдсом, при этом, немного удивляло, что все это позиционировалось как комедия, хотя сюжет, скажем так, не особо располагает к шуточкам. Сегодня попробуем разобраться, удалось ли Вайсбергу снять комедийное кино, которое не так будет отдавать вторичностью или же получился очередной слив.

Начинается дело с похорон Славы Агеева, некогда именитого актера, который постепенно загубил свою славу пьяными выходками и невыполнением многочисленных обязательств. И надо сказать, что это вступление реально удачное, ведь реакции наших "звездулек" в многочисленных интервью на ТВ и сториз в одной запрещенной соцсети сняты с нескрываемым уровнем иронии, ведь они отображают, как на таком хайпе всплывают многочисленные селебрити, неожиданно вспоминающие, "каким парнем он был", хотя по факту им сильно "фиолетово". Дальше история нас переносит чуть назад, показать, что довело Славу до жизни такой. Оказывается, он был очень востребован, снимаясь во всем, что предложат, но получаемое им денежное изобилие идет не на пользу: актер пьет как не в себя, срывает съемки, заводит многочисленные интрижки, и до какого-то времени ему это сходит с рук.

-2

Тем не менее, однажды получается критическая масса: Славу вырезают из фильма (неплохая отсылка к "Холопу 2"), на премьере он ссорится со своим агентом и продюсером, из-за чего видео этого попадает в соцсети, а также получает иск на 200 миллионов за невыполнение контрактных обязательств компании, продающей фитнес-браслеты (постоянно бухающий Слава никак не похож на истинного зожника). На это накладывается развод с женой. В общем, в один момент он теряет все, его место быстро занимает лучший друг, который еще не успел обнаглеть от возникшей славы, а наш герой переезжает в съемную квартиру в Марьино, где... думаете, что хватается за ум? Ничего подобного, продолжает пить как не в себя, только теперь вместо морских ежей закусывая дошиком. Да и потребительское отношение к окружающим у него никуда не уходит. Однако и ему выпадает шанс на исправление: Антон, его продюсер, предлагает сомнительно-хайповую историю: объявить, что Слава ушел из жизни, похоронить, а потом воскресить (при том, что наш герой вообще боится замкнутых пространств). И вот эта часть уже похуже: Деревянко неплохо играет сорвавшегося с катушек и возомнившего о себе актеришку (о причинах скажем позже), есть пару шуток, но тут сама завязка длится слишком долго (почти половину фильма), всякие юморески про боязнь клаустрофобии покойником и необходимость подсветки в гробу, мягко говоря, смотрятся сомнительно.

-3

Наконец, Славу закапывают в землю, где он включает подсветку, достает спрятанные чекушки и, вооруженный мобильником и зажигалкой, начинает "весело проводить время", насколько это возможно. Настолько весело, что с головой окунается в продакт-плейсмент сервисов одной крупной отечественной социальной сети и различные приложения, частично нам опять демонстрируют вставки из различных сториз с продолжающими хайповать горевать знаменитостями, что уже действует по эффекту "повторенной дважды шутки". Но тут, спустя почти час, случается "поворот": продюсер Антон, который единственный знал обо всем этом, попадает под колеса машины. И вот с этого момента шутки вообще испаряются, превращая ленту в клаустрофобный триллер. У Славы оказывается телефон вообще без номеров и он пытается вспомнить на память всех, кого только может, при этом, у него удивительно хорошо ловит сеть. Прикол в том, что ему либо никто не верит, либо неадекватно воспринимают (вроде двоюродной сестры-сектантки из Уфы). И тут герою приходится много чего переосмыслить.

-4

Вообще, удивительно, какого пассивного "тюфяка" играет Деревянко. С одной стороны, это должно быть смешно, но по факту, не до смеха совсем. Его герой - это абсолютный лентяй, который в какой-то момент "попал в струю", при этом, не стремится как-то развиваться и что-то делать, даже оказавшись на дне. Его позиция - долгое время герою жилось тяжело, а тут наконец-то улыбнулась удача и можно творить что угодно. Упав со звездного Олимпа, он продолжает саморазрушение, надеясь, что кто-то придет и предложит ему что-то. Прямо говоря, является обычным социальным паразитом. И все, что с ним случится, по факту, вряд ли что-то изменит. Сам Деревянко играет вполне аутентично, хотя к этому артисту отношусь со скепсисом, здесь он неплох в роли несколько зажравшегося и попавшего в неприятности актера, вполне возможно, из-за того, что сам Павел потерял много денег, доверившись аферисту-криптовалютчику, и сейчас судится как с тем, кто его кинул, так и с теми, кто ему доверился.

-5

Сюжетно паззл не срабатывает: если ты снимаешь комедию, то надо стараться держаться ее рамок, однако, этого не выходит: от части фильма вообще не смешно никак. При этом, опять же чувствуется определенная вторичность ленты, ведь тут мешанина из "Похороненного заживо", "127 часов", "Клик: с пультом по жизни" и даже одного из фильмов Дэвида Финчера. Если первая половина смотрится как-то похоже на комедию, то вторая часть уже абсолютно вторична и улыбки не вызывает. У ленты будто был изначальный запал, но как его довести до логического конца, авторы так и не поняли, ограничившись копированием уже снятого. В картине масса отсылок к разным лентам, особенно часто идет обращение к фильмографии Клима Шипенко, у которого Деревянко играл и драматические роли. А в качестве "артхаусной истории с трамвайчиком" идет прямая отсылка на "Рабу любви" (даже странно, что Деревянко не произносит известную фразу "Господа, Вы - звери". Это немного подкупает и смотрится органично, тем не менее, целостной работу посчитать сложно.

-6

Говоря о фильмографии Вайсберга, несколько удивляешься, как ему удается почти одновременно и снимать в Голливуде, и осваивать деньги Фонда кино. Хотя если быть объективным, то на фоне того, что в принципе снимал этот режиссер, вторичный "Конец славы" все равно является чуть ли не его лучшей работой. Но опять же, какого-то сформировавшегося режиссерского почерка здесь нет: Вайсберг сначала пытается быть оригинальным, но быстро снова скатывается к уровню клипмейкера, заимствующего чужие куски. Такое кино, конечно, ясное дело, что снято ради коммерции, но даже такие ленты надо уметь снимать.

Если подводить итог, у Вайсберга и Деревянко получилось снять достаточно вторичную работу, которая так и не определилась с жанром. Позиционировали ее все же как комедию, однако жанровые трансформации быстро переводят все в плоскость триллера. Плюс раздражающие рекламные интеграции играют фильму скорее в минус. Сатирическая составляющая тут есть и является одной из удач фильма: подшучивая над отечественной богемой, падкой до хайпа, Вайсберг и Деревянко знают, о чем говорят. Да и сама роль Деревянко неплохая.

-7

Конечно, большим хитом вряд ли эта работа станет, но свой 200-миллионный бюджет точно окупит. Смотреть ли это в кино? Честно, только если вы - поклонник Деревянко и Вайсберга и хотите увидеть их лучшую на сегодняшний день совместную работу. В остальном, ничего не случится, если это не посмотрите, потеря будет минимальна.

Не проходите мимо обзор на настоящую "клюкву":

Также рекомендую к прочтению рецензию на вторую часть "Холопа":

------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.