Найти тему
Танки АМ

Т-90М : дальнейшее совершенствование.

С началом СВО, Т-90М , наряду с другими образцами российской бронетехники, приняли активное участие в боевых действиях. Последние носили очень тяжелый характер, поскольку на вооружении ВСУ находилось достаточно большое количество современных противотанковых средств ( в том числе- зарубежного производства), также для борьбы с танками активно применяются различные типы БПЛА, начиная от ударных комплексов многоразового применения и заканчивая FPV- дронами -камикадзе. Активно применялась собственная бронетехника с артиллерией, арсенал которых также пополнялся за счет зарубежных поставок. В боевых действиях подобной интенсивности практически любой , даже самый современный тип танка обречен на потери. Т-90М не избежал этой участи, естественно каждый случай боевой потери вызывал бурную реакцию представителей сопредельной стороны, разгромной критикой российского танка и прочее. При этом , конкретным обстоятельствам , приведшим к потере каждого танка, характере повреждений, возможности восстановления машины, внимания естественно не уделялось. В тоже время, российские военные, в том числе и сами экипажи Т-90М, высказывали в основном положительные впечатления о возможностях машины , отмечая в том числе , развитую систему управления огнем, улучшенную обзорность и повышенные показатели защищенности. С учетом опыта боевых действий, в конструкцию танка вносились определенные изменения, связанные с повышением уровня боевых и технических характеристик. Основные мероприятия во многом аналогичны проводимым на Т-72Б3 и Т-80БВМ, хотя имеются определенные отличия в комплектации. Доработанный образец был представлен на выставке "Армия 2023". Танк комплектуется маскировочными покрытиями "Накидка" и "Терновник", затрудняющими его обнаружение различными средствами наблюдения и прицеливания.

На башне монтируется дополнительный защитный козырек ( "мангал") с элементами динамической защиты на крыше и специальными защитными сетками по периметру , снижающий вероятность поражения танка FPV-дронами-"камикадзе" и кумулятивными боеприпасами , атакующими с верхней полусферы. Кстати, в случае с Т-90М, положительным решением оказалась установка в кормовой части башни отсека с дополнительным боекомплектом, причем не с точки зрения своего непосредственного предназначения, но и повышения живучести. Дело в том, что контейнер с дополнительным БК в значительной степени перекрывает крышу МТО, а одним из распространенных приемов операторов FPV- дронов противника является наведение БПЛА под погон кормовой части башни, в зону где находится немеханизированная боеукладка. В результате повышалась вероятность полного уничтожения танка вместе с экипажем. Снизить вероятность поражения танков Т-72Б3 и Т-80БВМ таким образом можно было бы, например за счет установки в кормовой части башни объемных корзин для имущества экипажа , поверх которых также установить дополнительные защитные козырьки. Подобные корзины штатно установлены, например на танках Т-80У ВС Кипра и Южной Кореи. Что до размещения БК, то можно вспомнить, что еще в начале работ по ОКР "Прорыв", специалисты УКБТМ предлагали вообще отказаться от немеханизированных боеукладок, поскольку современная СУО позволяла поразить большее количество типовых целей , расходуя только БК, размещенный во вращающемся транспортере АЗ (22 выстрела), по сравнению со штатным танком Т-72Б, расходовавшим полный БК ( 45 выстрелов). При этом, возрастала живучесть машины при поражении броневой защиты. Характерно, что в ходе боевых действий экипажи зачастую и в АЗ/ МЗ загружали не полное количество выстрелов ,в зависимости от характера боевой задачи.

Предусмотрена возможность применения средств постановки помех системам управления БПЛА, несколько образцов ( "Тритон", "Волнорез") которых также демонстрировались на выставке, а, судя по последующим сообщениям из зоны СВО , уже поставлялись в войска. На доработанном образце была увеличена площадь перекрытия элементами ДЗ лобовой, бортовой и кормовых проекций корпуса, а также крыши башни. Аналогично Т-72Б3М, установлены бортовые экраны с двухрядным размещением ЭДЗ, полностью перекрывающих бортовую проекцию корпуса, а также модули ДЗ поверх кормового листа. На НЛД крепятся дополнительные контейнеры с элементами ДЗ из состава НКДЗ "Контакт". Поверх бортовых экранов устанавливаются дополнительные элементы ДЗ под фиксированным углом в металлических контейнерах, аналогичных применяемым на Т-72Б3М и Т-80БВМ.

Фото: m-models.msk.ru
Фото: m-models.msk.ru

Дополнительные контейнеры с ЭДЗ, установленные поверх штатных бортовых экранов.                           Фото: mil.ru
Дополнительные контейнеры с ЭДЗ, установленные поверх штатных бортовых экранов. Фото: mil.ru
-7
Новые модули с ЭДЗ на крыше башни обеспечивают лучшее перекрытие по сравнению с базовой версией.                                                                                                                                                              Фото: пресс-служба АО "НПК "Уралвагонзавод""
Новые модули с ЭДЗ на крыше башни обеспечивают лучшее перекрытие по сравнению с базовой версией. Фото: пресс-служба АО "НПК "Уралвагонзавод""
ДЗ на нижнем лобовом листе корпуса
ДЗ на нижнем лобовом листе корпуса

Интересно, что на многих танках поверх защитных модулей по бортам башни дополнительно навешиваются ЭДЗ в тканевых чехлах, причем , судя по всему, это штатная комплектация танка, а не только инициатива экипажей , поскольку машины с дополнительной ДЗ в чехлах на башне демонстрировались в том числе в репортажах с заводского полигона.

-10

Для Т-90М проработана возможность установки комплекса активной защиты ( КАЗ), однако это потребует , как минимум , внесения изменений в конструкцию защитных козырьков на башне, поскольку сам КАЗ, как показывает опыт , например, Израиля, проблему защиты от перечисленных средств поражения бронетехники не решает, или решает не в полной мере. Основная проблема Т-90М, о которой говорят экипажи машин- рост боевой массы. Если изначально ( по разным данным) она составляла 48....50 тонн, то на танке с дополнительным обвесом достигла 50...52 тонн, что неизбежно сказалось на проходимости машины по грунтам с низкой несущей способностью. Резервы по повышению массы танка, видимо близки к предельно допустимым, дальнейший ее рост неизбежно скажется на ресурсе ходовой части. Тем не менее , по совокупности боевых и технических характеристик, Т-90М, безусловно, является сильнейшим основным танком из всех применяемых в зоне СВО и одним из лучших в мире. Характерно, что последние модели ОБТ НАТО до сих пор оснащаются всеракурсной защитой от РПГ и ПТУР только опционно, при этом их боевая масса также достигла предельных параметров. С точки зрения огневой мощи Т-90М более универсален, так как использует более широкую номенклатуру боеприпасов. Меньшее могущество кинетических боеприпасов частично компенсируется наличием комплекса управляемого вооружения, в перспективе, в случае установки пушки 2А82 , возможна полная ликвидация отставания в данном направлении ( правда опять же не понятно, как установка новой пушки отразится на массе танка). Характерно, что в отличие от Т-72Б3М и Т-80БВМ, Т-90М стараются выпускать в полной комплектации , в первую очередь по СУО . Хотелось бы, конечно, максимальной унификации Т-72Б3М, Т-80БВМ и Т-90М хотя бы по средствам защиты- чтобы были унифицированные блоки и модули ДЗ ( может на семьдесятдвойке поставят "Реликт", наконец))) ). Также, капремонт и модернизацию Т-72 можно было бы постепенно перевести на БТРЗ ( в частности, этим уже занимается 61 БТРЗ), танковый цех
"Уралвагонзавода" полностью сосредоточить на выпуске Т-90М и Т-14, а Омский Завод "Трансмаш"- естественно на танках семейства Т-80. В общем, как-то так, надеюсь, разработчикам , производителям и военным виднее)))).

Фото: mil.ru
Фото: mil.ru