Этот зеленый кусочек природы буквально оазис среди сотен залов и комнат царской резиденции. Появился он благодаря императрице Екатерине II, пожелавшей пристроить к своему дворцу павильон с Висячим садом. Именно с постройки этого сада берет свое начало Малый Эрмитаж. Изначально, этот объект садового искусства носил название - "Садик Ея Величества при Зимнем каменном дворце".
Сегодня, чтобы осмотреть это чудесное место нам предстоит заглянуть в окна! Да, буквально, так это и будет выглядеть! Дело в том, что свободного доступа к объекту нашего интереса нет, сюда не пускают посетителей. Поэтому, друзья, прошу простить меня великодушно, если фотографии не дают полноты картины обустройства этого замечательного уголка природы или вас не устроят ракурсы фотографий.
История появления Висячего сада относится к середине XVIII века. Тогда, в 1762 году, во время своей коронации, состоявшейся в Москве, Екатерина II во время торжеств осталась под большим впечатлением от Висячего сада на территории московского Кремля. Новоявленная императрица срочно повелела обустроить в Петербурге аналогичный. Возведение здания с обустройством Висячего сада было поручено архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену.
К работе он приступил в 1764 году. Через два года Висячий сад был готов и ждал свою хозяйку, Екатерину II. Если вкратце, сад представляет собой огромную конструкцию с уровнем второго этажа, на первом этаже расположился дровяной склад, каретные сараи и царские конюшни, а на втором разбиты цветники, высажены различные кустарники и деревья. С яблонями, березками, вишней соседствовали экзотические растения, например. померанцевые деревья, высаженные в кадки. В зимнее время их убирали в теплые оранжереи. Территория сада была разбита на клумбы с цветами, дорожками для гуляний и, конечно, не обошлось без традиционного украшения - парковых скульптур.
К 1766 году была воплощена в жизнь первая часть задуманного - Висячий сад и возведение Южного павильона Малого Эрмитажа, фасад которого выходил на Миллионную улицу. В 1767-1769 годах строится Северный павильон, соответственно его фасад смотрел на Дворцовую набережную. Тогда же, начинается сооружение пристроек в виде двух галерей, западной и восточной, соединяющих оба павильона. К 1773 году практически все работы были выполнены. Руководил этим строительством другой зодчий - Жан Валлен-Деламот, он же, был автором проекта галерей и Северного павильона.
За счет высоких стен боковых галерей и двух павильонов внутри Висячего сада создается особый микроклимат, когда пространство природного уголка закрытое от ветров аккумулирует солнечное тепло. Кроме того, в проекте здания были предусмотрены дополнительные коммуникации, по которым снизу в сад подавался нагретый воздух. За счет таких, практически тепличных условий, в саду весна наступала раньше, чем за его стенами и наоборот, осенью, листья с деревьев опадали гораздо позже обычного.
Висячий сад стал любимым местом отдыха императрицы. Помимо отдыха среди цветения прекрасных роз и трели соловьев и канареек, живущих в клетках, Екатерина Великая на этом дивном кусочке природы устраивала для своих гостей вечера с камерным оркестром и спектаклями.
С годами сад ветшал, неизбежные протечки оказывали пагубные действия, что могло привести к разрушению. В 1840-е годы, при императоре Николае I, начинается широкомасштабная реконструкция с разбором конструкций стен и опор, с последующей их заменой. Занимался этими работами Василий Петрович Стасов. Таких ремонтных работ Висячий сад пережил немало. А вот ту планировку сада, ее открытую часть, которую мы видим сегодня - заслуга другого архитектора, Андрея Ивановича Штакеншнейдера, в 50-е годы XIX столетия он руководил реконструкцией Висячего сада. Только вот, возведенное им в северной части стеклянное шатровое перекрытие Зимнего сада не сохранилось.
В 2000-х годах, после исследовательских работ, была проведена масштабная реконструкция Висячего сада, это заняло немало лет. После высадки новых растений в 2011 году, любимое место отдыха Екатерины Великой вновь предстало взору во всей своей красе. Кстати, высаженные растения по своему составу соответствовали тем, которые росли здесь в XIX веке.
С определенного времени скульптуры Висячего сада были заменены на копии, оригиналы же хранятся в фондах Эрмитажа. Помимо, скульптур, сад украшают и реконструированные беседки-голубятни. Изготовлены они по сохранившимся чертежам русского архитектора Людвига Ивановича Шарлеманя. Конечно, в наши дни голубятни выполняют декоративную цель. Восстановлен и исторический фонтан Фелиции де Фаво, француженки, скульптора XIX века.
На этом наша прогулка и осмотр архитектурной жемчужины Малого Эрмитажа - Висячего сада заканчивается, мы познакомились с его историей и уникальными особенностями. Ведь и тогда, в имперскую эпоху, и сегодня, такие сады воспринимаются не только как зеленый уголок живой природы, но как важнейший прием художественного убранства. Недаром монаршие особы Европы и России желали иметь такие сады в своих дворцах и резиденциях.
На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы!