Скандалы и уголовные дела вокруг лиц, ответственных за представление интересов инвалидов, стали привычными для Казани. Сейчас малоподвижные жители сами вынуждены отстаивать свои права, правда, за активность с них могут взыскать деньги.
Инвалид первой группы и участник общественной организации РООИ «Защита прав инвалидов Татарстана» Денис Хворов в январе 2024 года получил извещение о взыскании с него 15 тысяч рублей в пользу ИП Романовой за понесенные судебные издержки. Решение назначить Хворову оплатить юридические затраты вынес Ново-Савиновский районный суд. Судья Петрова ранее рассматривала иск самого Хворова к ИП Романовой на компенсацию морального вреда и требование устранения нарушений в виде отсутствия доступной среды на объекте, и отказала в удовлетворении требования.
В декабре 2022 года Хворов приехал в автосервис по улице Родина, 11а, где не смог подняться на второй этаж и быть обслуженным. В результате он подал иск в Ново-Савиновский суд на отсутствии доступной среды с требованием возместить ему моральную компенсацию и устранить нарушения. Иск проиграл, а спустя почти год получил уведомление о том, что ему необходимо покрыть юридические расходы владелице франшизы крупнейшего автосалона России FIT SERVIS Олесе Романовой.
- Чисто формально они имеют право подавать подобные иски, но 15 тысяч за одно судебное заседание, на котором нам было отказано во взыскании морального вреда с ИП Романовой, это все-таки перебор, - считает адвокат Сергей Сычев. - Понятно ведь, что инвалид пошел в защиту своих требований, потому что никто ничего не делает. У нас все инстанции (прокуратура, администрация) всегда отчитываются, что все прекрасно, но по факту инвалиды никуда не могут попасть. Да, ранее мы подали исковое заявление на ИП, хотя это должна делать прокуратура. Суд проиграли. Судья решил, что там нежилое помещение, построенное до 2016 года, потому они не обязаны иметь доступную среду.
Заметим, что согласно федеральному законодательству с 2016 года жилые здания, а также объекты инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры должны проектироваться и строиться с учетом обеспечения доступной среды для людей с ограничениями в передвижении. Причем требование относится как к вновь строящимся зданиям, так и к тем, которые претерпели реконструкцию или модернизацию.
- Доступ должен же быть не у всех объектов, а у определенных. FIT SERVIS к этим объектам относится. И он был открыт после 2016 года. Мы считаем, что суд должен был установить, когда автосервис въехал в здание. Может, в 2020 году, тогда они же ремонт делали, должны были входную группу хоть как-то приспособить, там лестница сразу на второй этаж. Ничего судом не выяснено, - комментирует Сычёв.
В суде Хворов просил снизить сумму, так как у него на иждивении два ребенка и один источник дохода - пенсия. Или хотя бы предоставить возможность погасить сумму в рассрочку, но суд остался непреклонным.
- Мои доводы никто не рассмотрел, 15 тысяч - это очень много, учитывая, что юрист той стороны был на одном заседании и написал одну жалобу. Суд не учел, что у меня на иждивении двое малолетних детей 4 и 12 лет. Никогда раньше так с инвалидами не поступали, и в судебной практике 15 тысяч за одно заседание - это объективно завышено, - говорит Хворов.
«Вначале мы не думали об этом, потом все исправили, но им все мало»
Оказалось, FIT SERVIS и ранее сталкивался с судебными тяжбами по доступной среде. Года два назад Юрий Никишин, отец ребенка-инвалида, и участник той же организации, что и Хворов, также не смог получить обслуживание в автосервисе. После чего обратился с жалобой в Роспотребнадзор на нарушении прав потребителей. Интересно, что Роспотребнадзор признал факт нарушения по данному объекту и направил иск в Советский районный суд. Тогда требование удовлетворили в пользу сына Никишина. Тот же самый объект, так же самая ИП Романова. После иска в салоне вроде даже установили пандус, однако подниматься по нему, со слов Никишина, по-прежнему невозможно.
- Первый инцидент возник, когда Никишин приехал в сервис и просил поднять автомобиль вместе с ребенком-инвалидом на рабочем подъемнике на второй этаж, - объясняют ситуацию в автосервисе. - Мы не стали это делать, так как это опасно и прямое нарушение техники безопасности. Да, получилось так, что из-за этого мы его не обслужили. Было лето, предлагали и на улице подождать, пока работы произведем, но он наотрез отказался выводить ребенка из машины, хотя у них была коляска. После написал на нас жалобу, приходили проверка, полиция, кого только не было, записали, что у нас нет инфраструктуры для инвалидов. На этом фоне Никишин подает в суд и начинаются наши с ним судебные тяжбы. Нас оштрафовали.
В сервисе утверждают, что мирно разговаривать ни Никишин, ни другие участники той стороны не хотели, и за судебные издержки списывали с сервиса несколько раз. После того случая в FIT SERVIS исправили ситуацию насколько позволяла техническая возможность.
- Вообще от всего складывается впечатление, что ребята ищут возможность дополнительного заработка, - делится мнением муж владелицы сервиса. - Плюс смотрим исковые дела и видим, что мы не единственные, таких много, с кем они ругаются. Первый раз мы об этом и не думали, они нам подсветили глаза на проблему, после первого решения суда - все исправили. И хотя в таких делах обычно все обходится предупреждением, они пошли в суд. Мы ни противились, ни противоречили, ошиблись, не знали, ладно, исправили. Но им все мало.
На данный момент сервис оборудован кнопкой вызова на первом этаже и рельсами. По задумке, вызванный человек помогает по ним подняться на второй этаж человеку с ограничением движения.
- Конструктивно здание менять не можем, мы просто арендаторы, и все, что было возможным сделать по существующим стандартам, мы сделали, у нас есть люди, кто может оказать помощь при подъеме, думаю, суд учел именно эти обстоятельства, - подытожили в сервисе.
Доступной среды от властей не дождешься годами
Второй иск возник от того, что Хворов, уже после исправления ошибок, по-прежнему не смог подняться на второй этаж.
- Денис со мной приехал в сервис, хотел подарок купить - парфюм в салон, - вспоминает Никишин. - А подняться в офис с нами не смог, сервис на втором этаже, вот он в суд и обратился. Ему одна и та же судья и в иске отказала, и деньги взыскала. Видать, чтоб неповадно было. Сейчас отстаивать свои права накладно выходит, я много лет говорю про невозможность перейти дорогу у остановок Комарова, Карбышева. Там надземные переходы не приспособлены для инвалидов («Вечерняя Казань» неоднократно писала об этом). За все годы, пока добивался решений, отдал около 100 000 рублей, а толку нет - вот такая у нас защита прав инвалидов.
У Юрия Никишина на руках несколько решений судов по наземным переходам и другим объектам, которые не исполняются годами.
Доступной среды нет даже в Роспотребнадзоре
За прошлый год к уполномоченному по правам человека в Татарстане Сарие Сабурской по вопросам социального обеспечения поступило 506 обращений. Чаще всего жители республики жаловались на отсутствии доступности в местах санитарно-курортного лечения, компенсационные выплаты тем, кто ухаживает за нетрудоспособными гражданами, и оказание социальной помощи на дому одиноким и пожилым людям. На итоговом совещании уполномоченный привела примеры, что часто доступная среда отсутствует даже в доме, где проживают инвалиды - в результате малоподвижным жильцам невозможно покинуть квартиры. Такая картина повсеместна.
- Были недавно на Баумана, хотели зайти в магазин, там швеллера приварены, но они даже до асфальта не доходят, и как на них забираться? Такого очень много. Тот магазин тоже оштрафовали, но они все равно ничего не исправили. Даже с Управления Роспотребнадзора недавно взыскали сумму, так как инвалид был вынужден на улице давать им объяснения, внутрь попасть он просто не смог. Все эти суды не просто так - Хворов же участник общественной организации, и не только в своих интересах действует, - подытожил Сычёв.
В организации обратили внимание, что тот же общественный транспорт не предназначен для перевозки людей с ограничением движений. Опять-таки формально какие-то приспособления есть, но это больше похоже на полумеры, которые не обеспечивают доступную среду. И так во всем.
Автор: Гузель Касимова