22 декабря 1978 года в городе Шахты Ростовской области пропала девочка, которую звали Лена Закотнова. Ученицу 2-го класса школы № 11 неожиданно исчезла, родители обратились по этому поводу в милицию.
Два дня школьницу искали. 24 декабря 1978 года её тело обнаружили в реке Грушевка – в Октябрьском районе города.
Предварительно, пришли к выводу, что Лену кто-то лишил жизни, то есть, было совершено преступление, а не сама девочка, допустим, упала в воду. Но нужно было ещё провести судмедэкспертизу.
Эксперты установили, что злоумышленник использовал нож. А сама Лена подверглась нехорошим действиям со стороны преступника.
Соответственно, возбудили уголовное дело.
Довольно быстро нашелся первый подозреваемый. Репутация у него была не очень.
Первый подозреваемый
Им стал Александр Кравченко, который восемью годами ранее совершил похожее преступление в городе Херсон. Преступник тогда был несовершеннолетним, его осудили всего лишь на 6 лет лишения свободы, а не расстреляли.
Кравченко отбыл наказание полностью и был направлен в город Шахты на исправительные работы. Из населенного пункта Александр решил уже не уезжать, он начал новую жизнь – жизнь законопослушного советского человека.
Правда, правоохранители посчитали, что Кравченко вернулся к прежнему.
Проблема заключалась в том, что у подозреваемого было алиби. Его супруга, как и соседи, сообщили милиционерам, что Александр 22 декабря никуда не отлучался, находился дома.
А именно 22 декабря, как установили судмедэксперты, случилась беда с Леной Закотновой.
Подозреваемого пришлось отпустить.
Однако, спустя короткое время, Александра Кравченко опять задержали – его начали подозревать в ограблении соседа.
Родилась новая версия. Якобы Александр решил сесть за менее тяжкое преступление, чтобы получить тюремный срок, а не расстрел.
Правоохранители решили провести ещё ряд следственных действий по делу Закотновой. Кравченко сначала отнекивался, не признавал вину. Но потом решил во всём сознаться.
Правда, злоумышленник часто путался в показаниях. Да и то, о чём он рассказывал, зачастую, не совпадало с фактическими обстоятельствами.
Дело несколько раз отправляли на доследование. Только в 1983 году материалы удалось передать в суд, который решил, что Кравченко необходимо расстрелять.
Второй подозреваемый
История могла на этом закончится. Но появился второй подозреваемый. В наше время его имя многим известно. Тогда его никто не знал: некто Андрей Чикатило.
Мужчину допрашивали, но довольно быстро отпустили на свободу, потому что веских доказательств его судить не было.
Только в 90-м году прошлого века вспомнили, что Чикатило задерживали по делу Лены Закотновой.
Преступник, который признался в совершении 56 преступлений, заявил, что дело школьницы было у него первым. Правда, Чикатило, как и Кравченко, путался в показаниях. Некоторые вещи, о которых он говорил, расходились с фактами.
В 1992 году – на суде – Чикатило отказался от своих показаний по поводу случившегося с Леной. Но это мало что изменило.
Кравченко реабилитировали. Увы, жизнь ему вернуть не представлялось возможным. Но хотя бы преступником его перестали считать.
С другой стороны, как я уже указывала, в Херсоне Кравченко точно совершил преступление, а от расстрела его спасло только то, что он не достиг возраста 18 лет.
Третий подозреваемый
В связи с тем, что показания Чикатило ставили под сомнение, можно вспомнить о следующем: некий Анатолий Григорьев, будучи во хмелю, хвастался коллегам, что это про него пишут в газетах, что якобы он тот самый преступник, который лишил жизни школьницу.
Приятели Григорьева серьезно не воспринимали слова Анатолия. Никаких следственных действий не проводилось. Да и сам мужчина позже заявил, что наговорил ерунды, будучи под мухой.
Вот только 8 января 1979 года Григорьев свёл счеты с жизнью, используя верёвку. Это наводит на мысль, что какой-то грех за Анатолием был.
Впрочем, нельзя исключать, что уйти мужчина решил по какой-то другой причине.
Таким образом, по делу Лены Закотновой есть осужденный. Даже два. Официально считается, что Андрей Чикатило с девочкой расправился. Однако есть ощущение, что настоящего преступника так и не нашли.
В свое время дело было выделено в отдельное производство, но потом попало в архив, где и, по идеи, должно находиться до сих пор.