Найти тему

Индская цивилизация - Харапская цивилизация

Оглавление

И́ндская, или Хара́ппская цивилизация — третья[* 1] по времени появления древневосточная цивилизация бронзы[1], после египетской и месопотамской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь, превосходя в 2 раза суммарную площадь двух остальных[2][3]. Индская цивилизация относительно быстро пришла в упадок, пережив расцвет между 2600—1900 годами до н. э., что связывают с засухой 2200‑х годов до н. э.

Хараппская цивилизация развивалась в долине реки Инд в 3300—1300 годах до н. э[4]. Наиболее значительные центры — Ракхигархи (350 га), Мохенджо-Даро (300 га)[5], Хараппа (150 га), Лотхал (60 га) и Дхолавира (47 га)[6]. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек, предположительно, эламито-дравидов[⇨]. Зрелый период развития Индской цивилизации шёл с 2600 до 1900 лет до н. э. Простиралась на территориях нынешних Афганистана, Пакистана и Северо-Западной Индии.

В шумерских текстах хараппская цивилизация предположительно носила название «Мелухха»[7].

В течение III тысячелетия до н. э. началась аридизация — постепенное истощение водных ресурсов региона, где находилось государство. Возможной причиной аридизации археологи называют возросшую урбанизацию в регионе и постепенное осушение почв и рек. В итоге это могло привести к упадку государства. При этом после упадка население ушло на Восток.

Первые данные о существовании доарийской цивилизации в западной Индии опубликовал в XIX веке Александр Каннингем. Окончательно существование индской цивилизации было установлено в 1921—1922 годах экспедицией во главе с Джоном Маршаллом.

Жители долины реки Инд разработали ряд новых ремёсел — обработку сердолика, обработку кости, металлургию бронзы, меди, свинца и олова. Города хараппской цивилизации отличаются чётким планированием построек. Строительный материал — обожжённый кирпич из глины. Освоены и использовались сложные дренажные системы, системы водоснабжения и целые кластеры крупных нежилых зданий.

При раскопках городов были найдены как детские игрушки, так и небольшое количество оружия, что указывает на не сильную милитаризацию государства и относительно мирные периоды существования. Ставка в развитии была сделана на торговлю с далёкими землями, дальше чем Вавилон, Шумер и южная Месопотамия. На развитую торговлю указывают многочисленные печати, украшенные животными и мифическими существами.

Названия «цивилизация Инд» и «цивилизация Хараппы» — равнозначны в археологической литературе[источник не указан 1960 дней], хотя термин «Хараппа» может ввести в заблуждение, так как это обозначение дано по названию современного городка Хараппа, где располагается хронологически первая археологическая площадка, раскопанная ещё в 1920-е годы. Вскоре был обнаружен и исследован Мохенджо-Даро, что привело к сенсационным открытиям. Данные памятники относятся к зрелому этапу хараппской цивилизации и отличаются от предшествующих и последующих культур, называемых ранней хараппской и поздней хараппской культурами. Ранней хараппской культуре предшествовали местные неолитические поселения сельскохозяйственного типа.

К 2008 году было найдено 1022 города и поселения, главным образом в районе рек Инд и Гхаггар-Хакра и их притоков. Из них 406 объектов найдены на территории нынешнего Пакистана и 616 в Индии. Раскопаны и изучены — 96 объектов. Среди этих 96 объектов значатся крупные городские центры, в том числе Хараппа, Мохенджо-Даро (объект Всемирного наследия Юнеско), Дхолавира, Ганверивала, Ракхигархи.

Язык государства не имеет точной идентификации, его генеалогическая принадлежность пока не ясна. Связи хараппского языка с дравидийскими и эламо-дравидийскими языками изучены недостаточно.

Хронология Индской цивилизации

Археологи отмечают[источник не указан 1960 дней], что в городах долины Инда были социальные иерархии, система письма и большие города, с чёткой планировкой, а также торговля с дальними по древним временам государствами. Это отвечает характеристикам развитого, зрелого древнего государства. Данный период сложился между 2600 и 1900 годами до н. э. — зрелая хараппская культура. Если включить период раннего Хараппа и позднего Хараппа, то вся индская цивилизация просуществовала с 3300 до 1400 годы до н. э.

ДатыОсновная фазаФаза ХараппыПостхараппские фазыЭпоха7000—5500 до н. э.Пред-ХараппаЭпоха раннего сельского хозяйства5500—3300 до н. э.Ранняя Хараппа — переходный период[9]Эпоха регионализации — образование отдельных государств и областей

4000—2500/2300 до н. э. (Шаффер[en])[10] 5000—3200 до н. э. (Коннингэм[en] и Янг)[11]

3300—2800 до н. э.Ранняя Хараппа[9] 3300—2800 до н. э. (Мугхал[en])[12][9][13]

5000—2800 до н. э. (Кенойер)[9]

Хараппа 12800—2600 до н. э.Хараппа 22600—2450 до н. э.Зрелая Хараппская цивилизация или цивилизация долины ИндаХараппа 3 АЭпоха интеграции и объединения2450—2200 до н. э.Хараппа 3 B2200—1900 до н. э.Хараппа 3 С1900—1700 до н. э.Поздняя ХараппаХараппа 4Культура кладбища H

Культура охряной расписной керамики

Эпоха локализации-разделения1700—1300 до н. э.Хараппа 51300—600 до н. э.Поздняя Хараппа или Железный век в Индии[en]Культура серой расписной керамики (1200—600 до н. э.)

Ведийская цивилизация (c.1500—500 до н. э.)

Эпоха полного разделения

1200—300 до н. э. (Kenoyer)[9] c.1500[14]—600 до н. э.(Coningham & Young)[15]

600—300 до н. э.Культура северной чёрной лощёной керамики (Железный век) (700—200 до н. э.)

Индия (c.500—200 до н. э.)

Вторая стадия интеграции-объединения

Вопрос точной датировки Хараппской — Индской цивилизации в данный момент является дискуссионным. Как видно из таблицы, оценки различаются на тысячу и более лет.

Так, один из ведущих в мире специалистов по истории Хараппской цивилизации, американский археолог Джонатан Марк Кенойер, доктор исторических наук университета Бёркли в Калифорнии, США, определяет начало Ранней Хараппской культуры в промежутке от 5000 до 2800 лет до н. э.

Другое мнение высказывает Рафик Мохаммед Мугхал[en] — пакистано-американский археолог, профессор археологии и глава аспирантуры Бостонского университета, он датирует Раннюю Хараппу с 3300 до 2800 лет до н. э. Соответственно и датировка культурных слоёв Зрелой и Поздней Хараппы в таком случае смещается в ту или иную сторону.

Разнятся мнения и по поводу общей исторической периодизации, разделения на исторические эпохи. Эпоха регионализации — образование отдельных государств и областей представлена двумя точками зрения.

Джим Шаффер — американский археолог, профессор антропологии в Университете Кейс Вестерн резерв, США, даёт оценку 4000—2500/2300 до н. э.[источник не указан 1960 дней]

Робин Конингем — британский археолог и академик, специализирующийся на южноазиатской археологии и археологической этике. С 2005 года он является профессором археологии раннего средневековья в Университете Дарема. Его оценка — 5000—3200 до н. э.

-2

Предыстория

С VII тысячелетия до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют мергарской. В эту эпоху обитающий в бассейне Инда человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все условия, достаточные для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса.

Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, в Амри ей предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с Хараппской[источник не указан 1960 дней].

Предхараппская цивилизация

Мехргарх — это цивилизация неолита, между 7000 и 2500 лет до н. э. Располагалась к Западу от долины реки Инд, недалеко от столицы района Качхи, Пакистан, на равнине Качхи[en], в Белуджистане, недалеко от перевала Болан. Данный археологический объект является одним из древнейших свидетельств развития сельского хозяйства, как зернового, так и пастбищного, в Южной Азии. Согласно Парполе, данная культура в итоге мигрировала в долину Инда и основала цивилизацию Инда — Раннюю Хараппу.

На жителей Мехргархской культуры оказывал влияние Ближневосточный кластер древних земледельческих образований. Возраст соприкосновения и обмена знаниями датируется в 7000 лет назад. Уже тогда происходил обмен умениями в выращивании нескольких сортов пшеницы, гончарными технологиями, домашними животными. Именно в Мехргархе 7000 лет назад началось скотоводство в Южной Индии.

В долине ныне пересохшей реки Сарасвати или Гхаггара-Хакры существовала связанная с Индской культурой культура Хакры. Бхиранна — это археологический объект, расположен в Фатехабад (округ), Индия. Его предельная древность определяется в 8—7 тысяч лет до н. э. и основана на датировке древесного угля, найденного на объекте.

На месте этого поселения между 3300—2800 годами до н. э. сформировалась и развивалась культура Хакра-Варе[en]. Она совпадала по времени развития с Ранней Хараппой-Индской культурой. Уже на раннем периоде своего развития культура владела навыками обработки меди, терракоты, сердолика, лазурита и стеатита. Были найдены медный браслет, наконечник стрелы из меди, бусинки сердолика.

Найдены изображения танцующих «русалок», возможно, имеющих сакрально-религиозный смысл. Сходство этих изображений с танцующей девушкой, найденной в Мохенджо-Даро, так велико, что археолог Л. С. Рао вынес версию о прямом обучении мастера в Хакра Варе у мастеров в Мохенджо-Даро — настолько сходна техника работы[16].

Эти девушки в Хакра Варе и девушка из Мохенджо-Даро, возможно, являются общим для региона культом, связанным с Апсара — полубоги, духи облаков и воды. С ними связаны водные обряды, которые проводились в Индской культуре, в том числе и с помощью больших, общих ванн[17][18][19][20][21][22][23][24]. Подобные сходства в технике выполнения работ, в религии, говорят о тесном культурном взаимодействии.

Имеются свидетельства умеренного смешивания населения уже на этой ранней исторической стадии. Культуры находились в тесном, непрерывном взаимодействии, при этом их неолитическая часть плавно перешла в культуры медного века. Согласно исследованиям погребений, зубов и останков людей, в формировании мехргархского населения принимали участие иранские земледельцы и южно-азиатские охотники-собиратели. Происходило это между 4700—3000 годами до н. э[8][25][26][27].

Палеогенетика

В начале 2015 года археологи Декканского колледжа повышения квалификации и научно-исследовательского института[en] из Пуны извлекли из кургана RGR-7 в Ракхигархи со всеми мерами предосторожности, чтобы не загрязнить современной ДНК, ещё 4 скелета — двух мужчин, женщину и ребёнка. Они относятся к развитому хараппскому периоду. Изучать ископаемую ДНК будут в южнокорейском Сеульском национальном университете[28][29]. По данным руководителя лаборатории древней ДНК Палеоботанического института имени Бирбала Сахни[en] в Лакхнау (штат Уттар-Прадеш) Нираджа Райя (Niraj Rai) в хараппских образцах из Ракхигархи нет Y-хромосомной гаплогруппы R1a. Таким образом, Теория исхода из Индии для хараппской цивилизации не соответствует имеющимся палеогенетическим данным[30][31]. Доктор Васант Шинде (VS Shinde) из Декканского колледжа в Пуне отметил, что смешение жителей Центральной Азии, говорящих на арийских языках, с коренными жителями Индийского субконтинента произошло между 1500 годом до н. э. и 1000 годом до н. э. с образованием кластера ANI (Ancestral North Indian). ANI это смешанный кластер, который несёт в себе сильное присутствие Y-хромосомной гаплогруппы R1a. Кластер ASI (Ancestral South Indians) сложился в результате смешения иранских фермеров и местных автохтонов. Подсчитано, что смешение кластеров ANI и ASI произошло после 500 года до н. э. Древняя ДНК из Ракхигархи совпала не с кем-либо из современных жителей этих мест, а с ДНК представителей дравидского племени ирула, которое живёт в горном массиве Нилгири на юге Индии в штате Тамилнад[32]. У женского образца I6113 (2800—2300 годы до н. э.) из Ракхигархи была определена митохондриальная гаплогруппа U2b2, которая является почти эксклюзивной для Южной Азии и отсутствует в митохондриальных геномах, известных у приблизительно 400 древних жителей Центральной Азии. Геном древней женщины из Ракхигархи имел много общего с генетическим материалом 11 древних образцов из Центральной Азии (3 из Гонура в Туркменистане и 8 из Шахри-Сухте в Иране). Ни у одного из этих образцов не было свидетельств о происхождении, связанном с «анатолийскими фермерами»[33].

Ранняя Хараппская цивилизация

Ранний период Хараппы, 3300—2600 годы до н. э.
Ранний период Хараппы, 3300—2600 годы до н. э.

Ранний период цивилизации имеет рамки между 3300—2800 годами до н. э. Другое название — Фаза раннего Хараппа Рави — по названию протекающей рядом реки, связан с культурой Хакры[en], найденной в долине реки Гаггар Хакра. Предшествует культуре Кот Диджи (2800—2600 годы до н. э., Хараппа 2), расположенная недалеко от Мохенджо-Даро. Самые ранние находки Индской культуры в итоге относятся к 3-му тысячелетию до н. э.

Развитые деревенские поселения представлены Рехман-Дхери и Амри в Пакистане. Кот Диджи представляет культуру, ведущую в итоге к Зрелой Хараппе, у данной культуры уже была централизованная власть и постепенно развитие урбанистических тенденций. Другой город этого этапа, схожий по уровню — Калибанган. Кот диджи вела активную торговлю с региональными культурами и получала сырьё из удалённых от своей территории источников. Так, торговлей, она получала лазурит для производства бисера. К этому времени жители одомашнили горох, кунжут, хлопок, буйвола. Ранние общины Хараппы превратились в крупные городские центры к 2600 годам до н. э. и дали начало периоду Зрелой Хараппской цивилизации. Процессы миграции населения внутри государства в долине Инда, напоминали современные — люди переезжали из сёл и деревень в города.

Постепенное развитие культуры Ранней Хараппы привело к строительству крупных поселений, защищаемых стенами, расширением торговых сетей и усилению интеграции разных регионов в относительно одинаковую материальную культуру, схожую по керамике, орнаментам и печатям. При этом печати были признаком всё более развивающейся торговли и для своего времени имели высокий уровень изготовления[8].

В плане начала формирования Индской общности есть несколько версий[источник не указан 1960 дней].

Первая из них указывает на то, что именно высокий уровень муссонных осадков и послужил основным стимулом для развития Индской общности и цивилизации[источник не указан 1960 дней].

Вторая точка зрения уточняет — деревни бронзового века и городские общества долины Инда — это что-то вроде аномалии (подобное можно утверждать, поскольку археологи обнаружили небольшое указание на местную изоляцию и военный конфликт). При этом палеоклиматологи подтверждают, что уровень осадков стал медленно снижаться в третьем тысячелетии до н. э., и заметный для земледельцев уровень аридизации, осушения, как раз совпадет с началом формирования крупных городов у Индской культуры. Возможно, объединение людей в единые города было реакцией как раз на возникающие трудности в отношении воды — когда решение проблем с водоснабжением потребовало консолидации усилий множества людей. Эти города, сообразно нарастающей засухе, продержались ещё от 300 до 400 лет и после жители ушли в другие места — Пенджаб и долину реки Ганг.

Искусство и ремёсла

На раскопках найдены различные скульптуры, печати, бронзовые сосуды, керамика, золотые украшения, анатомически детализированные фигурки из терракота, бронзы и стеатита[45]. Ряд золотых, терракотовых и каменных фигурок девушек в танцевальных позах указывает на наличие неких ритуальных танцев. Терракотовые фигурки также изображают коров, медведей, обезьян, собак. Существует пример, когда изображение не поддалось точной идентификации — это животное изображалось как отчасти бык, отчасти зебра, с одним рогом. Есть предположение, что данное животное имело сакральный или религиозный смысл и не было привязано к реально существовавшему виду. Однако образ животного довольно распространён у Хараппов[46]. Среди разных видов животных, в том числе и копытных, есть интересные примеры — такие как квагга. Квагга обладает рядом двойных черт — от лошади и зебры, и возможно, Хараппы сталкивались с подобным необычным видом, впоследствии быстро вымершим, как и квагга.

Археолог Джон Маршалл — исследователь, открывший Мохенджо-Даро и Хараппу, с удивлением отреагировал, увидев знаменитую бронзовую статуэтку культуры Инда.