И́ндская, или Хара́ппская цивилизация — третья[* 1] по времени появления древневосточная цивилизация бронзы[1], после египетской и месопотамской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь, превосходя в 2 раза суммарную площадь двух остальных[2][3]. Индская цивилизация относительно быстро пришла в упадок, пережив расцвет между 2600—1900 годами до н. э., что связывают с засухой 2200‑х годов до н. э.
Хараппская цивилизация развивалась в долине реки Инд в 3300—1300 годах до н. э[4]. Наиболее значительные центры — Ракхигархи (350 га), Мохенджо-Даро (300 га)[5], Хараппа (150 га), Лотхал (60 га) и Дхолавира (47 га)[6]. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек, предположительно, эламито-дравидов[⇨]. Зрелый период развития Индской цивилизации шёл с 2600 до 1900 лет до н. э. Простиралась на территориях нынешних Афганистана, Пакистана и Северо-Западной Индии.
В шумерских текстах хараппская цивилизация предположительно носила название «Мелухха»[7].
В течение III тысячелетия до н. э. началась аридизация — постепенное истощение водных ресурсов региона, где находилось государство. Возможной причиной аридизации археологи называют возросшую урбанизацию в регионе и постепенное осушение почв и рек. В итоге это могло привести к упадку государства. При этом после упадка население ушло на Восток.
Первые данные о существовании доарийской цивилизации в западной Индии опубликовал в XIX веке Александр Каннингем. Окончательно существование индской цивилизации было установлено в 1921—1922 годах экспедицией во главе с Джоном Маршаллом.
Жители долины реки Инд разработали ряд новых ремёсел — обработку сердолика, обработку кости, металлургию бронзы, меди, свинца и олова. Города хараппской цивилизации отличаются чётким планированием построек. Строительный материал — обожжённый кирпич из глины. Освоены и использовались сложные дренажные системы, системы водоснабжения и целые кластеры крупных нежилых зданий.
При раскопках городов были найдены как детские игрушки, так и небольшое количество оружия, что указывает на не сильную милитаризацию государства и относительно мирные периоды существования. Ставка в развитии была сделана на торговлю с далёкими землями, дальше чем Вавилон, Шумер и южная Месопотамия. На развитую торговлю указывают многочисленные печати, украшенные животными и мифическими существами.
Названия «цивилизация Инд» и «цивилизация Хараппы» — равнозначны в археологической литературе[источник не указан 1960 дней], хотя термин «Хараппа» может ввести в заблуждение, так как это обозначение дано по названию современного городка Хараппа, где располагается хронологически первая археологическая площадка, раскопанная ещё в 1920-е годы. Вскоре был обнаружен и исследован Мохенджо-Даро, что привело к сенсационным открытиям. Данные памятники относятся к зрелому этапу хараппской цивилизации и отличаются от предшествующих и последующих культур, называемых ранней хараппской и поздней хараппской культурами. Ранней хараппской культуре предшествовали местные неолитические поселения сельскохозяйственного типа.
К 2008 году было найдено 1022 города и поселения, главным образом в районе рек Инд и Гхаггар-Хакра и их притоков. Из них 406 объектов найдены на территории нынешнего Пакистана и 616 в Индии. Раскопаны и изучены — 96 объектов. Среди этих 96 объектов значатся крупные городские центры, в том числе Хараппа, Мохенджо-Даро (объект Всемирного наследия Юнеско), Дхолавира, Ганверивала, Ракхигархи.
Язык государства не имеет точной идентификации, его генеалогическая принадлежность пока не ясна. Связи хараппского языка с дравидийскими и эламо-дравидийскими языками изучены недостаточно.
Хронология Индской цивилизации
Археологи отмечают[источник не указан 1960 дней], что в городах долины Инда были социальные иерархии, система письма и большие города, с чёткой планировкой, а также торговля с дальними по древним временам государствами. Это отвечает характеристикам развитого, зрелого древнего государства. Данный период сложился между 2600 и 1900 годами до н. э. — зрелая хараппская культура. Если включить период раннего Хараппа и позднего Хараппа, то вся индская цивилизация просуществовала с 3300 до 1400 годы до н. э.
ДатыОсновная фазаФаза ХараппыПостхараппские фазыЭпоха7000—5500 до н. э.Пред-ХараппаЭпоха раннего сельского хозяйства5500—3300 до н. э.Ранняя Хараппа — переходный период[9]Эпоха регионализации — образование отдельных государств и областей
4000—2500/2300 до н. э. (Шаффер[en])[10] 5000—3200 до н. э. (Коннингэм[en] и Янг)[11]
3300—2800 до н. э.Ранняя Хараппа[9] 3300—2800 до н. э. (Мугхал[en])[12][9][13]
5000—2800 до н. э. (Кенойер)[9]
Хараппа 12800—2600 до н. э.Хараппа 22600—2450 до н. э.Зрелая Хараппская цивилизация или цивилизация долины ИндаХараппа 3 АЭпоха интеграции и объединения2450—2200 до н. э.Хараппа 3 B2200—1900 до н. э.Хараппа 3 С1900—1700 до н. э.Поздняя ХараппаХараппа 4Культура кладбища H
Культура охряной расписной керамики
Эпоха локализации-разделения1700—1300 до н. э.Хараппа 51300—600 до н. э.Поздняя Хараппа или Железный век в Индии[en]Культура серой расписной керамики (1200—600 до н. э.)
Ведийская цивилизация (c.1500—500 до н. э.)
Эпоха полного разделения
1200—300 до н. э. (Kenoyer)[9] c.1500[14]—600 до н. э.(Coningham & Young)[15]
600—300 до н. э.Культура северной чёрной лощёной керамики (Железный век) (700—200 до н. э.)
Индия (c.500—200 до н. э.)
Вторая стадия интеграции-объединения
Вопрос точной датировки Хараппской — Индской цивилизации в данный момент является дискуссионным. Как видно из таблицы, оценки различаются на тысячу и более лет.
Так, один из ведущих в мире специалистов по истории Хараппской цивилизации, американский археолог Джонатан Марк Кенойер, доктор исторических наук университета Бёркли в Калифорнии, США, определяет начало Ранней Хараппской культуры в промежутке от 5000 до 2800 лет до н. э.
Другое мнение высказывает Рафик Мохаммед Мугхал[en] — пакистано-американский археолог, профессор археологии и глава аспирантуры Бостонского университета, он датирует Раннюю Хараппу с 3300 до 2800 лет до н. э. Соответственно и датировка культурных слоёв Зрелой и Поздней Хараппы в таком случае смещается в ту или иную сторону.
Разнятся мнения и по поводу общей исторической периодизации, разделения на исторические эпохи. Эпоха регионализации — образование отдельных государств и областей представлена двумя точками зрения.
Джим Шаффер — американский археолог, профессор антропологии в Университете Кейс Вестерн резерв, США, даёт оценку 4000—2500/2300 до н. э.[источник не указан 1960 дней]
Робин Конингем — британский археолог и академик, специализирующийся на южноазиатской археологии и археологической этике. С 2005 года он является профессором археологии раннего средневековья в Университете Дарема. Его оценка — 5000—3200 до н. э.
Предыстория
С VII тысячелетия до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют мергарской. В эту эпоху обитающий в бассейне Инда человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все условия, достаточные для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса.
Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, в Амри ей предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с Хараппской[источник не указан 1960 дней].
Предхараппская цивилизация
Мехргарх — это цивилизация неолита, между 7000 и 2500 лет до н. э. Располагалась к Западу от долины реки Инд, недалеко от столицы района Качхи, Пакистан, на равнине Качхи[en], в Белуджистане, недалеко от перевала Болан. Данный археологический объект является одним из древнейших свидетельств развития сельского хозяйства, как зернового, так и пастбищного, в Южной Азии. Согласно Парполе, данная культура в итоге мигрировала в долину Инда и основала цивилизацию Инда — Раннюю Хараппу.
На жителей Мехргархской культуры оказывал влияние Ближневосточный кластер древних земледельческих образований. Возраст соприкосновения и обмена знаниями датируется в 7000 лет назад. Уже тогда происходил обмен умениями в выращивании нескольких сортов пшеницы, гончарными технологиями, домашними животными. Именно в Мехргархе 7000 лет назад началось скотоводство в Южной Индии.
В долине ныне пересохшей реки Сарасвати или Гхаггара-Хакры существовала связанная с Индской культурой культура Хакры. Бхиранна — это археологический объект, расположен в Фатехабад (округ), Индия. Его предельная древность определяется в 8—7 тысяч лет до н. э. и основана на датировке древесного угля, найденного на объекте.
На месте этого поселения между 3300—2800 годами до н. э. сформировалась и развивалась культура Хакра-Варе[en]. Она совпадала по времени развития с Ранней Хараппой-Индской культурой. Уже на раннем периоде своего развития культура владела навыками обработки меди, терракоты, сердолика, лазурита и стеатита. Были найдены медный браслет, наконечник стрелы из меди, бусинки сердолика.
Найдены изображения танцующих «русалок», возможно, имеющих сакрально-религиозный смысл. Сходство этих изображений с танцующей девушкой, найденной в Мохенджо-Даро, так велико, что археолог Л. С. Рао вынес версию о прямом обучении мастера в Хакра Варе у мастеров в Мохенджо-Даро — настолько сходна техника работы[16].
Эти девушки в Хакра Варе и девушка из Мохенджо-Даро, возможно, являются общим для региона культом, связанным с Апсара — полубоги, духи облаков и воды. С ними связаны водные обряды, которые проводились в Индской культуре, в том числе и с помощью больших, общих ванн[17][18][19][20][21][22][23][24]. Подобные сходства в технике выполнения работ, в религии, говорят о тесном культурном взаимодействии.
Имеются свидетельства умеренного смешивания населения уже на этой ранней исторической стадии. Культуры находились в тесном, непрерывном взаимодействии, при этом их неолитическая часть плавно перешла в культуры медного века. Согласно исследованиям погребений, зубов и останков людей, в формировании мехргархского населения принимали участие иранские земледельцы и южно-азиатские охотники-собиратели. Происходило это между 4700—3000 годами до н. э[8][25][26][27].
Палеогенетика
В начале 2015 года археологи Декканского колледжа повышения квалификации и научно-исследовательского института[en] из Пуны извлекли из кургана RGR-7 в Ракхигархи со всеми мерами предосторожности, чтобы не загрязнить современной ДНК, ещё 4 скелета — двух мужчин, женщину и ребёнка. Они относятся к развитому хараппскому периоду. Изучать ископаемую ДНК будут в южнокорейском Сеульском национальном университете[28][29]. По данным руководителя лаборатории древней ДНК Палеоботанического института имени Бирбала Сахни[en] в Лакхнау (штат Уттар-Прадеш) Нираджа Райя (Niraj Rai) в хараппских образцах из Ракхигархи нет Y-хромосомной гаплогруппы R1a. Таким образом, Теория исхода из Индии для хараппской цивилизации не соответствует имеющимся палеогенетическим данным[30][31]. Доктор Васант Шинде (VS Shinde) из Декканского колледжа в Пуне отметил, что смешение жителей Центральной Азии, говорящих на арийских языках, с коренными жителями Индийского субконтинента произошло между 1500 годом до н. э. и 1000 годом до н. э. с образованием кластера ANI (Ancestral North Indian). ANI это смешанный кластер, который несёт в себе сильное присутствие Y-хромосомной гаплогруппы R1a. Кластер ASI (Ancestral South Indians) сложился в результате смешения иранских фермеров и местных автохтонов. Подсчитано, что смешение кластеров ANI и ASI произошло после 500 года до н. э. Древняя ДНК из Ракхигархи совпала не с кем-либо из современных жителей этих мест, а с ДНК представителей дравидского племени ирула, которое живёт в горном массиве Нилгири на юге Индии в штате Тамилнад[32]. У женского образца I6113 (2800—2300 годы до н. э.) из Ракхигархи была определена митохондриальная гаплогруппа U2b2, которая является почти эксклюзивной для Южной Азии и отсутствует в митохондриальных геномах, известных у приблизительно 400 древних жителей Центральной Азии. Геном древней женщины из Ракхигархи имел много общего с генетическим материалом 11 древних образцов из Центральной Азии (3 из Гонура в Туркменистане и 8 из Шахри-Сухте в Иране). Ни у одного из этих образцов не было свидетельств о происхождении, связанном с «анатолийскими фермерами»[33].
Ранняя Хараппская цивилизация
Ранний период цивилизации имеет рамки между 3300—2800 годами до н. э. Другое название — Фаза раннего Хараппа Рави — по названию протекающей рядом реки, связан с культурой Хакры[en], найденной в долине реки Гаггар Хакра. Предшествует культуре Кот Диджи (2800—2600 годы до н. э., Хараппа 2), расположенная недалеко от Мохенджо-Даро. Самые ранние находки Индской культуры в итоге относятся к 3-му тысячелетию до н. э.
Развитые деревенские поселения представлены Рехман-Дхери и Амри в Пакистане. Кот Диджи представляет культуру, ведущую в итоге к Зрелой Хараппе, у данной культуры уже была централизованная власть и постепенно развитие урбанистических тенденций. Другой город этого этапа, схожий по уровню — Калибанган. Кот диджи вела активную торговлю с региональными культурами и получала сырьё из удалённых от своей территории источников. Так, торговлей, она получала лазурит для производства бисера. К этому времени жители одомашнили горох, кунжут, хлопок, буйвола. Ранние общины Хараппы превратились в крупные городские центры к 2600 годам до н. э. и дали начало периоду Зрелой Хараппской цивилизации. Процессы миграции населения внутри государства в долине Инда, напоминали современные — люди переезжали из сёл и деревень в города.
Постепенное развитие культуры Ранней Хараппы привело к строительству крупных поселений, защищаемых стенами, расширением торговых сетей и усилению интеграции разных регионов в относительно одинаковую материальную культуру, схожую по керамике, орнаментам и печатям. При этом печати были признаком всё более развивающейся торговли и для своего времени имели высокий уровень изготовления[8].
В плане начала формирования Индской общности есть несколько версий[источник не указан 1960 дней].
Первая из них указывает на то, что именно высокий уровень муссонных осадков и послужил основным стимулом для развития Индской общности и цивилизации[источник не указан 1960 дней].
Вторая точка зрения уточняет — деревни бронзового века и городские общества долины Инда — это что-то вроде аномалии (подобное можно утверждать, поскольку археологи обнаружили небольшое указание на местную изоляцию и военный конфликт). При этом палеоклиматологи подтверждают, что уровень осадков стал медленно снижаться в третьем тысячелетии до н. э., и заметный для земледельцев уровень аридизации, осушения, как раз совпадет с началом формирования крупных городов у Индской культуры. Возможно, объединение людей в единые города было реакцией как раз на возникающие трудности в отношении воды — когда решение проблем с водоснабжением потребовало консолидации усилий множества людей. Эти города, сообразно нарастающей засухе, продержались ещё от 300 до 400 лет и после жители ушли в другие места — Пенджаб и долину реки Ганг.
Искусство и ремёсла
На раскопках найдены различные скульптуры, печати, бронзовые сосуды, керамика, золотые украшения, анатомически детализированные фигурки из терракота, бронзы и стеатита[45]. Ряд золотых, терракотовых и каменных фигурок девушек в танцевальных позах указывает на наличие неких ритуальных танцев. Терракотовые фигурки также изображают коров, медведей, обезьян, собак. Существует пример, когда изображение не поддалось точной идентификации — это животное изображалось как отчасти бык, отчасти зебра, с одним рогом. Есть предположение, что данное животное имело сакральный или религиозный смысл и не было привязано к реально существовавшему виду. Однако образ животного довольно распространён у Хараппов[46]. Среди разных видов животных, в том числе и копытных, есть интересные примеры — такие как квагга. Квагга обладает рядом двойных черт — от лошади и зебры, и возможно, Хараппы сталкивались с подобным необычным видом, впоследствии быстро вымершим, как и квагга.
Археолог Джон Маршалл — исследователь, открывший Мохенджо-Даро и Хараппу, с удивлением отреагировал, увидев знаменитую бронзовую статуэтку культуры Инда.