Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Точка, точка, запятая…» - развитие, как обязанность

Разбирая детские фильмы «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» (1966) и «Чудак из пятого „Б“» (1972), я вспомнила ещё один сюжет о школьниках - «Точка, точка, запятая…» (1972), снятый Александром Миттой по книге Михаила Львовского. Повесть – жёстче, нежели киноверсия, смягчённая романтическим флёром, какой умел создавать Митта и песнями Геннадия Гладкова на стихи Юлия Кима. Ощущение лёгкости, полупрозрачности, юности и - грёз о будущем... Что интересно, такая фабула, если брать канву, могла быть представлена и Голливудом. Смотрите – есть некий лузер, над которым даже не издеваются, но подсмеиваются, да то как-то лениво. Он – вне игры, как сказала королева школы. У той королевы есть верная фрейлина и целый штат воздыхателей. Но вот появляется новенькая – куда как интереснее всех королев. И лузер путём проб и ошибок становится местным суперменом. Типичное «школьное кино» from USA. А тут – Москва начала 1970-х, район Фили-Давыдково. Итак, Лёха Жильц

Разбирая детские фильмы «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» (1966) и «Чудак из пятого „Б“» (1972), я вспомнила ещё один сюжет о школьниках - «Точка, точка, запятая…» (1972), снятый Александром Миттой по книге Михаила Львовского.

Повесть – жёстче, нежели киноверсия, смягчённая романтическим флёром, какой умел создавать Митта и песнями Геннадия Гладкова на стихи Юлия Кима. Ощущение лёгкости, полупрозрачности, юности и - грёз о будущем...

Книга Михаила Львовского и афиша фильма «Точка, точка, запятая…» (1972). Википедия.
Книга Михаила Львовского и афиша фильма «Точка, точка, запятая…» (1972). Википедия.

Что интересно, такая фабула, если брать канву, могла быть представлена и Голливудом. Смотрите – есть некий лузер, над которым даже не издеваются, но подсмеиваются, да то как-то лениво. Он – вне игры, как сказала королева школы.

У той королевы есть верная фрейлина и целый штат воздыхателей. Но вот появляется новенькая – куда как интереснее всех королев. И лузер путём проб и ошибок становится местным суперменом. Типичное «школьное кино» from USA.

Пластинка «Точка, точка, запятая…». Авито.ру. Фото со съёмок фильма «Точка, точка, запятая…» (1972). Кинопоиск.ру.
Пластинка «Точка, точка, запятая…». Авито.ру. Фото со съёмок фильма «Точка, точка, запятая…» (1972). Кинопоиск.ру.

А тут – Москва начала 1970-х, район Фили-Давыдково. Итак, Лёха Жильцов – аутсайдер, с которым никто в классе не общается. Жильцов плохо учится, не спортивен, пассивен. Даже не шут гороховый. Нуль без палочки.

Его единственный друг – шестиклассник Волик (или Волька), да и этот Волик – уже юный учёный, занимается математикой. Родители Жильцова (их сыграли Юрий и Татьяна Никулины, супруги по жизни!) разочарованы.

Кадр из фильма «Точка, точка, запятая…» (1972). Скриншот.
Кадр из фильма «Точка, точка, запятая…» (1972). Скриншот.

У всех дети талантливы, ну, или хотя бы целеустремлённы, чем-то серьёзно заинтересованы. Парню высказывают своё «фи». Сейчас такие родительские посылы считаются «токсичными». Ага.

Но вот в класс приходит новенькая – Женя Каретникова, и она тоже – победительница математических олимпиад, а по книге ещё и художественная гимнастка. И – о, чудо! Каретникова обращает внимание на Жильцова – он ей чем-то интересен.

Кадр из фильма «Точка, точка, запятая…» (1972). Скриншот.
Кадр из фильма «Точка, точка, запятая…» (1972). Скриншот.

У него развита фантазия. Он нетривиально мыслит. Вообще, мне всегда казалось, что Жильцов – нормальный гуманитарий, просто в его окружении было принято читать об Эйнштейне и понимать, что такое электрический ток.

Однако тут весь упор - на физмат-уклон, да ещё на физкультуру. Но ещё больше – на понятие «личность». А вот здесь ребята, отбраковавшие Лёху, пребывали в плену странных представлений.

Кадр из фильма «Точка, точка, запятая…» (1972). Скриншот.
Кадр из фильма «Точка, точка, запятая…» (1972). Скриншот.

Для них всё то «личность», что выделяется в любую сторону – отличник, чемпион, скоморох, …уголовник. В один (не) прекрасный момент Жильцов связался с мини-бандой, которую загребли в милицию.

И вот тут он сделался героем дня, и с ним даже захотела дружить местная королева Галочка Вишнякова, на редкость неприятная девица, как и все подобные «королевы», что в здесь, что в Голливуде.

Кадр из фильма «Точка, точка, запятая…» (1972). Скриншот.
Кадр из фильма «Точка, точка, запятая…» (1972). Скриншот.

Но всё оканчивается хорошо – Лёша превозмогает все трудности и становится …самим собой, то есть личностью. Одна из главных мыслей – надо развиваться, иначе будешь вечно с краю, а то и среди отбросов.

Показали, что настало время раннего развития и сложных программ. Культ чтения, мышления, разносторонности. Дескать, пришло уникальное поколение - акселераты. Физическое и умственное совершенство, как результат социального прогресса.

Кадр из фильма «Точка, точка, запятая…» (1972). Скриншот.
Кадр из фильма «Точка, точка, запятая…» (1972). Скриншот.

Если в 1960-х упор делался на молодёжь, студентов, молодых учёных лет 25-30, то теперь, в 1970-х начался бум школьного кино с его умненькими девочками, читающими 'Lettres d'amour' на языке оригинала.

С юными - совсем юными гениями, имеющими своё мнение происходящем... Правда, именно это поколение сделалось потом заложником не-святых 1990-х, но это уже совсем другая история.

Zina KorZina (c)