Найти тему
Наум, приди!

Jia Ruskaja - крымчанка, покорившая Италию

На волне запроса на патриотику, в России получила бешеную популярность песня «Я русский», со странными образом безусловно талантливого исполнителя и не менее странными словами – «всему миру на зло». Хотя не в русских традициях делать что-либо на зло.

В этой связи пришло на ум рассказать об одной русской девушке, оказавшейся в эмиграции, которая решила взять себе новое имя. В русской транскрипции оно звучало Я Руская.

С этим именем – лозунгом в 1920-е гг. она ворвалась и навсегда осталась в истории итальянской и мировой танцевальной культуры.

После революции 1917 года по разным подсчетам Россию покинули около 3 миллионов человек. Кто-то спасал свою жизнь от развернувшейся классовой борьбы и насилия, кто-то оказался в водовороте событий и был выброшен вместе с уходившими из России военными беженскими поездами и кораблями, кого-то советская власть выселяла целенаправленно. Известный «философский пароход» с выдающимися учёными, которых по мнению Ленина и Троцкого «расстрелять было не за что, а оставлять – опасно», увез из России выдающихся ученых-мыслителей.

Уезжал без преувеличения цвет нации – писатели, художники, ученые, внесшие огромный вклад в мировую культуру и науку.

Среди выдающихся имён русской эмиграции: Сикорского, Зворыкина, Прокудина-Горского, Бунина и др. есть одно необычное, но весьма характерное – Я Руская. Такой псевдоним взяла себе выдающаяся итальянская танцовщица и педагог, родившаяся в 1902 году в Керчи и вынужденная покинуть страну в годы Гражданской войны.

Евгения Фёдоровна Борисенко (1902- 1970) – дочь русского офицера 211-го пехотного резервного Евпаторийского полка Федора Николаевича Борисенко и его жены Екатерины (урожденной Курагинской). начала заниматься хореографией в Крыму, но в 18 лет стала беженкой, оказавшись в Константинополе.

Видимо, чтобы найти спасение на чужбине она спешно выходит замуж за англичанина Эванса Дэниела Пола (англ. Evans Daniel Pole) и рожает ему сына. Брак был недолгим. После развода бывший муж забрал себе ребенка, а Евгения оказалась в Италии.

Я Руская. 1928 г.
Я Руская. 1928 г.

В Риме русская красавица быстро освоилась в артистической среде, попав в круг «Дома искусств Брагалья», где уже летом 1921 года состоялся ее дебютная сольная концертная программа «мимических действий и танцев».

Именно Антон Джулио Брагалья на волне востребованности русских танцовщиков и признания русской балетной школы, предложил Евгении Борисенко взять псевдоним Я Руская. Было время, когда национальность – являлась брендом и знаком качества в профессиональной среде. И бренд этот был сформирован Империей, которую мы потеряли вместе с миллионами выдающихся людей. В отложенной перспективе мы пожинаем плоды обескровливания до сих пор.

В 1927 году Я Руская издает программную книгу «Танец, как способ бытия», получившую широкую известность и переизданную год спустя.

Обложка книги Я Руской.
Обложка книги Я Руской.

Так началась ее блистательная карьера в Милане, где она принимала участие в различных хореографических постановках, снялась в немом игровом фильме классика итальянского кино Балдассарре Негрони — «Юдифь и Олоферн».

Я Руская в немом кино. 1929 г.
Я Руская в немом кино. 1929 г.

Я Руская продвигала идею свободного танца, с отходом от канонов классического балета.

Открытки Италии с Я Руской. 1930-е гг.
Открытки Италии с Я Руской. 1930-е гг.

В 1929 году Я Руская открыла хореографическую школу для взрослых и девочек с 8 лет при миланском театре «Даль Верме». Удачный педагогический опыт позволил ей вскоре и выходить на сцену Ла Скала, и руководить балетной школой при этом же известном театре. В 1934 году Я Руская завершила танцевальную карьеру, чтобы посветить себя педагогике.

Стоит отметить, что признания она достигла, не имея никакого гражданства. Она жила с беженским паспортом, а итальянское гражданство получила только в 1935 году, выйдя замуж за журналиста и редактора Альдо Борелли.

Школа Я Руской размещались в разных местах, пока муниципалитет Милана не построил для нее театр под открытым небом на 2000 мест.

Я Руская в образе. 1930-е гг.
Я Руская в образе. 1930-е гг.

В 1940 году Я Руская снова в Риме, чтобы организовать Национальную Королевскую Школу Танца (итал. Regia Scuola Nazionale di Danza, получившую автономию в 1948 году. Постепенно школа стала главным хореографическим центром для женщин в Италии.

Я Руская руководила им до своей смерти в 1970-м году. Интересно, что в 2006 году почетным директором Академии стала выдающийся немецкий хореограф Пина Бауш.

Я Руская. 1960-е гг.
Я Руская. 1960-е гг.

Я Руская упокоилась на знаменитом итальянском некатолическом кладбище Тестаччо, недалеко от могилы выдающегося русского художника Карла Брюллова. Её могилу украшает скульптурная композиция женщины, скрестившей руки у шеи и надпись на Итальянском, которая переводится на родной язык так: «Я Руская. Евгения Борисенко 6.I.1902 - 19.IV.1970. «Основательница национальной академии танца. Посвятила хореографическому искусству с решительностью и самоотверженностью всю себя без остатка».

Могила Я Руской на кладбище в Риме. Современное фото из открытых источников
Могила Я Руской на кладбище в Риме. Современное фото из открытых источников

Имя Я Русской прочно вписано в итальянскую культуру. Ей даже простили сотрудничество или «соглашательство» с фашистским режимом в Италии, хотя это достаточно скользкая тема, вспомнить хотя бы пакт Молотова-Риббентропа, или знаменитую Коко Шанель.

Международный хореографический фестиваль имени Я Руской в Риме. 2014 г.
Международный хореографический фестиваль имени Я Руской в Риме. 2014 г.

Я Руская без всяких условностей остается ключевой фигурой в национальном танцевальном образовании Италии. Она обладала не только выдающимся талантом репрезентации, администрирования и организатора в масштабах государства, но и воспитала целую плеяду учениц и преемниц, продолжающих развивать это направление искусства.

Одна из книг, посвященных Я Руской, изданных в Италии
Одна из книг, посвященных Я Руской, изданных в Италии

К ее 120-летию в 2021-2022 году в Риме в музее Boncompagni Ludovisi работала выставка «Я Руская. Костюмы, фотографии, документы. 1929 – 1940», что является лучшем свидетельством признания масштаба личности русской женщины, покорившей чужую страну.

Афиша с выставки в Риме, посвященной Я Руской. 2022 г.
Афиша с выставки в Риме, посвященной Я Руской. 2022 г.