Найти в Дзене
Югорская сага

Боги и духи хантов. Анки Пугос

Невидимая женщина в красном платье, которое люди видят, как огненные языки пламени. На кончике солнечного луча она посылает новорожденному жизненную силу – лиль, качнув ее перед этим семь раз в семи золотых колыбелях в своем доме на острове среди моря, «в стороне, где разгорается солнце». Это Анки-Пугос самая главная богиня восточного хантыйского пантеона.

Анки Пугос. Изображение сделано автором совместно с нейросетью "Кандинский"
Анки Пугос. Изображение сделано автором совместно с нейросетью "Кандинский"

На севере ханты называют ее Калтась.

Анки в переводе с хантыйского означает «мать». Слово имеет практическое и сакральное значения. В сакральном смысле Анки может обозначать «прамать всего», «мать всех матерей», «мать огня», «мать света вообще», поэтому в картине мироустройства она помещалась в стороне восходящего солнца. Считалось, что она имеет непосредственное отношение к деторождению, ибо наличие или отсутствие зачатия зависит только от её воли.

Она же определяет и срок жизни каждому человеку. По случаю рождения ребёнка ей делали бескровное жертвоприношение: предполагалось, что она участвует в совместной трапезе с членами рода (точнее сказать, обоих родов, т.к. отец и мать всегда принадлежали к разным родам), чем символически объединяла эти роды. Человек после появления на свет обретал сразу двух мам, главной считалась Анки Пугос; под её покровительством он находился и после смерти родной матери.

На Васюгане богине-жизнедательнице посвящали лошадь белой или пегой масти, ханты Казыма посвящали Калтась оленя.

Когда ребенок лепечет в колыбели, он разговаривает с Пугос, поэтому взрослые должны остерегаться при ребенке непочтительных разговоров о духах. За супружескую неверность Пугос может наказать женщину трудными родами или рождением урода. Она, так же как и Нуми-Торум, может наделить человека шаманским даром.

Изображение богини на детском рисунке. Взято из свободного доступа.
Изображение богини на детском рисунке. Взято из свободного доступа.

На Вахе был обычай класть на огонь кусок красной ткани с отверстием в центре, «чтоб у Анки-Пугос дети были», или даже накрывать костёр красным платьем. В последнем случае считалось, что платье не сгорает, его надевает Анки-Пугос. Иногда, чтобы задобрить богиню и предотвратить пожары, для неё специально шили красное платье и вывешивали на чердаке дома.

Анки Пугос и мать домашнего огня. В ходе свадебной церемонии невеста приносила подарки не только домашним духам, но и домашнему огню. Женщина, хранительница домашнего очага, делала приношения огню, бросая в него кусочки тканей или изображения семи дочерей богини огня, сделанные из обёрнутых в красную ткань берёзовых веток.

Косы богини - важный мифологический символ — путь душ. Изображения личин с косами хорошо известны специалистам, занимающимся искусством народов Приобья. Некоторые из них датируются ранним железным веком. Археологи обнаружили многочисленные украшения для кос и волос, среди которых наиболее популярны изображения птиц.

Анки Пугос. Изображение сделано автором совместно с нейросетью "Кандинский"
Анки Пугос. Изображение сделано автором совместно с нейросетью "Кандинский"

Имя Анки-Пугос напоминает имя мордовской богини земли Анге-Патяй. Ее описание у Мельникова-Печерского казалось некоторым исследователям неправдоподобным, сочиненным литератором XIX в., но сходство мордовской богини-родо-вспомогательницы и хозяйки душ с ее обско-угорской «коллегой» все же заставляет убедиться в точности приводимых русским писателем сведений.

(Статья подготовлена на основе этнографических исследований В. М. Кулемзина).