Невидимая женщина в красном платье, которое люди видят, как огненные языки пламени. На кончике солнечного луча она посылает новорожденному жизненную силу – лиль, качнув ее перед этим семь раз в семи золотых колыбелях в своем доме на острове среди моря, «в стороне, где разгорается солнце». Это Анки-Пугос самая главная богиня восточного хантыйского пантеона.
На севере ханты называют ее Калтась.
Анки в переводе с хантыйского означает «мать». Слово имеет практическое и сакральное значения. В сакральном смысле Анки может обозначать «прамать всего», «мать всех матерей», «мать огня», «мать света вообще», поэтому в картине мироустройства она помещалась в стороне восходящего солнца. Считалось, что она имеет непосредственное отношение к деторождению, ибо наличие или отсутствие зачатия зависит только от её воли.
Она же определяет и срок жизни каждому человеку. По случаю рождения ребёнка ей делали бескровное жертвоприношение: предполагалось, что она участвует в совместной трапезе с членами рода (точнее сказать, обоих родов, т.к. отец и мать всегда принадлежали к разным родам), чем символически объединяла эти роды. Человек после появления на свет обретал сразу двух мам, главной считалась Анки Пугос; под её покровительством он находился и после смерти родной матери.
На Васюгане богине-жизнедательнице посвящали лошадь белой или пегой масти, ханты Казыма посвящали Калтась оленя.
Когда ребенок лепечет в колыбели, он разговаривает с Пугос, поэтому взрослые должны остерегаться при ребенке непочтительных разговоров о духах. За супружескую неверность Пугос может наказать женщину трудными родами или рождением урода. Она, так же как и Нуми-Торум, может наделить человека шаманским даром.
На Вахе был обычай класть на огонь кусок красной ткани с отверстием в центре, «чтоб у Анки-Пугос дети были», или даже накрывать костёр красным платьем. В последнем случае считалось, что платье не сгорает, его надевает Анки-Пугос. Иногда, чтобы задобрить богиню и предотвратить пожары, для неё специально шили красное платье и вывешивали на чердаке дома.
Анки Пугос и мать домашнего огня. В ходе свадебной церемонии невеста приносила подарки не только домашним духам, но и домашнему огню. Женщина, хранительница домашнего очага, делала приношения огню, бросая в него кусочки тканей или изображения семи дочерей богини огня, сделанные из обёрнутых в красную ткань берёзовых веток.
Косы богини - важный мифологический символ — путь душ. Изображения личин с косами хорошо известны специалистам, занимающимся искусством народов Приобья. Некоторые из них датируются ранним железным веком. Археологи обнаружили многочисленные украшения для кос и волос, среди которых наиболее популярны изображения птиц.
Имя Анки-Пугос напоминает имя мордовской богини земли Анге-Патяй. Ее описание у Мельникова-Печерского казалось некоторым исследователям неправдоподобным, сочиненным литератором XIX в., но сходство мордовской богини-родо-вспомогательницы и хозяйки душ с ее обско-угорской «коллегой» все же заставляет убедиться в точности приводимых русским писателем сведений.
(Статья подготовлена на основе этнографических исследований В. М. Кулемзина).