Так уж повелось, что в жизни нам дается не все так просто, как нам хотелось бы. Касается это всего, и в первую очередь - учебы.
Итак, передо мной сидит мой ученик-растерянный и испуганный. Все потому, что очередная задача по математике никак не решается, я немногословно наблюдаю за ним. Вроде бы все проговорили и разобрали, но что-то не так.
Тут из рук выпадает ручка и ребенок вздрагивает, как будто его ударили. "Я вижу, что ты чем-то обеспокоен и расстроен, хочу тебе помочь, но не знаю как",-с этого комментария начинается наш долгий разговор "по душам". Мальчик рассказывает, что с утра на него накричала мама и теперь у него в голове нет никаких мыслей, кроме крутящегося вопроса "за что его отчитали, и в чем он виноват?".
Я никогда не осуждаю и не критикую, тем более, не даю советов родителям, но своим читателям я бы хотела рассказать маленькие хитрости похвалы.
Пока ребенок маленький, мы хвалим его практически за все: поел, пошел, сказал, покакал и т.д. Когда наше чадо становится учеником, то похвала уходит на второй план, а
на первом - требования. Должен: учиться, делать уроки, не опаздывать, быть ответственным и самостоятельным. Мы пытаемся снизить уровень привязанности и эмоциональной зависимости, поэтому и хвалим только за дело.
Все бы хорошо, но у ребенка новый этап в жизни и ему нужна активная поддержка, а тут уже не хвалят за то, что доел суп и покакал)
Что же делать, спросите вы? А я отвечу - хвалить! Но правильно!
1. Никогда не сравнивайте ребенка ни с кем. Хотите, чтобы самооценка упала "ниже плинтуса" скажите, что на фоне успешного друга, ваш ребенок не очень. Ведь товаришь получает 5, а ты (Петя) только 4 и 3. Не делайте так! Да и себя никогда не сравнивайте с успешными блогерами и коллегами, но про вас - совсем другая история.
2. Выделяйте положительные стороны. Всегда делайте акцент на том, что ребенок делает, а не на том, чего не достигает. В таком случает мозг ребенка будет фиксировать заинтересованность родителя на положительных качествах. В одной маркетинговой системе это описали как "Принцип бургера". Сначала вы говорите, что вам нравится и чем вы восхищаетесь (это булочка), затем высказываете недовольство (котлета) и заканчиваете положительными и приятными эмоциями (булочка с другой стороны). Таким образом, в сознании ребенка фиксируется положительный оттенок разговора, а не сплошной негатив.
3. Оценивайте проделанный путь. "Ну да, не занял первое место на олимпиаде, но сколько нового узнал пока готовился!" Ребенку важно, чтобы его понимали и оценивали вклады в самого себя. Не принижайте его труды и старания.
4. Старайтесь не критиковать. Нас, взрослых, в жизни, всегда все критикуют, при чем не важно заслуженно или нет. Эту модель отношения мы приносим в свои семьи "с улицы". "Молодец, что вымыл посуду, но почему не застелил кровать". Вроде бы ничего не сказали, даже похвалили, но критикой перечеркиваете все хорошее. Поэтому как правило: после похвалы, не критикуй!
5. Хвалите за достижения! В развитии любого ребенка можно найти прогресс. Сравнивать ребенка самого с собой - можно и нужно! Показывайте, что ваше чадо растет и развивается, осваивает и приобретает новые навыки! Даже вымытая посуда сегодня намного чище, чем месяц назад - и это круто!
6. Будьте искренними! "Чего тут сложного?",-скажете вы. Да просто все мы люди, которые работаю, устают и решают миллиард проблем, а тут еще "чисто вымытая посуда и не застеленная кровать". За день так навыражаешься, что на ребенка сил не хватает, а тут же "будьте искренними". В таком случае объясняем, что очень сильно устали и на яркие эмоции не хватает сил. Ребенок всегда это оценит и поймет вас!
Похвала - это важная ниточка общения между людьми.
Я положила руку на плечо ученика и сказала: "какой же ты молодец, что несмотря на все неурядицы и проблемы, пришел ко мне на урок. Я вижу, что тема дается тебе с большим трудом и не хватает навыков в ее решении. Мы с тобой обязательно это отработаем. Я верю, что у тебя все получится".
Похвала - это не сложно, но так полезно и приятно, поэтому не забывайте ее применять по отношению к своим детям.
Не создавайте трудности, всегда все можно решить и найти место маленькой радости, поэтому любите, хвалите и цените.
С любовь и уважением, ваша Учитель Оля.