Найти в Дзене
NordArtMusic

История Рахманиновского зала Московской консерватории

Большая Никитская, 11/4с1

Рахманиновский зал Московской консерватории. Современный вид
Рахманиновский зал Московской консерватории. Современный вид

История усадьбы между Большой Никитской улицей, Средним и Малым Кисловским переулком прослеживается с 1710 годов. Тогда здесь, на красной линии улицы, стоял обычный деревянный дом на каменном фундаменте. Справа от дома располагался флигель, позади – хозяйственный корпус. Сто лет этой усадьбой владели дворяне Колычевы. Колычевы - русский дворянский и боярский род. В 1756 году, согласно исповедным ведомостям Никитского сорока, здесь жили обер-кригс-комиссар Федор Григорьевич Колычев, его жена Мария Ивановна, сыновья Федор, Николай и дочь Александра.

-2

В 1802 году Колычевы усадьбу полностью перестроили. В центре усадебного комплекса появилось трёхэтажное здание главного дома, соединённое с боковыми флигелями «ложной» (слева) и проходной (справа) аркой, через которую осуществлялся въезд во внутренний двор. Дом увенчан фронтоном, поддерживаемом шестиколонным коринфским портиком.

-3

Строение богато украшено белокаменным и кирпичным декором, под междуэтажным карнизом второго и третьего этажей ризалита размещены лепные женские маски в круглых медальонах.

-4

-5

Интерьеры выполнены в духе господствовавшей тогда эклектики: хорошо сохранились богатая лепнина, концертный зал с антресолями по периметру зала, парадная лестница, круглое фойе.

-6

-7

-8

Фойе
Фойе

Здание считается одним из красивейших образцов московского классицизма конца XVIII — начала XIX веков. И дошло до нас в практически неизмененном виде.

А в 1809 году происходит смена хозяев. Род пресекся. Последняя в роду Колычева вышла замуж за барона Боде. Сначала дом числится за сподвижником Александра Суворова Петром Григорьевичем Бордаковым, а затем переходит к племяннику Суворова – князю Андрею Ивановичу Горчакову, талантливым полководцу.

В 1855 году в возрасте 76 лет Андрей Иванович скончался. Наследники продали усадьбу в 1856 году Московской Синодальной конторе Святейшего Правительствующего Синода. В главном доме разместили Синодальный хор и Московское синодальное училище церковного пения, остальные помещения сдали внаем.

Синодальный хор был создан в Москве в начале 18 века. Сначала в его состав входили только певцы-мужчины, но с 1767 года в хор были официально введены детские голоса.

Синодальный хор
Синодальный хор

Потребовалась школа для подготовки хористов кремлевских соборов. И в 1860-е годы было создано училище церковного пения - четырёхклассное учебное заведение. А с 1886 года началось серьезное реформирование училищ. Оно было отделено от Синодального хора и преобразовано в 8-классное среднее учебное заведение с 3 отделениями: низшее — для обучения малолетних певчих, среднее (5-6-е классы) — для подготовки регентских помощников и высшее (7-8-е классы) — готовило регентов и учителей церковного пения.

В наблюдательный совет Училища вошли Чайковский, Аренский, Танеев. Основной целью стало создание церковно-музыкального центра, призванного заниматься восстановлением, изданием, обработкой и исполнением древних церковных распевов. Круг преподававшихся музыкальных предметов был расширен, прибавлен 9-й класс, кроме элементарной теории музыки и пения, введены гармония, игра на скрипке и фортепиано.

Руководить училищем в Москву из Казани пригласили Степана Васильевича Смоленского, выдающегося музыканта. Он, в свою очередь, пригласил своего ученика Александра Дмитриевича Кастальского преподавать фортепиано и помощником регента Синодального хора. В училище в разное время преподавали: А. Н. Корещенко, M. M. Ипполитов-Иванов, Н. С. Кленовский, С. Н. Кругликов, Вик. С. Калинников, В. М. Металлов, А. В. Преображенский, H. H. Соколовский, Д. С. Крейн, К. С. Сараджев и др.

В 1886 году началась перестройка усадьбы (ведь ученики теперь жили при училище на полном пансионе), а точнее застройка ее двора. Поручили ее смотрителю за московским синодальным имуществом, архитектору Владимиру Дмитриевичу Шеру, двоюродному брату Ф.М. Достоевского. Перпендикулярно к главному дому Владимир Дмитриевич пристроил трехэтажный корпус с квартирами для директора и инспектора училища и концертно-репетиционным залом - ныне Рахманиновский зал консерватории. Считается, что акустические свойства зала повторяют свойства Успенского собора Кремля.

Новые постройки соединялись между собой внутренним проходом.

На верхнем этаже располагается квартира директора училища, двери украшают псевдопортик и золоченые таблички (которые сохранялись даже в советское время), всего же в доме 13 квартир, расположенных вокруг четырехмаршевой лестницы, освещенной световым фонарем. Четыре на первом этаже, по три – на остальных. Комнаты объединены в анфиладу, кухня и подсобные помещения примыкают к черной лестнице, у кухонь даже сделаны окна, которые как раз и выходят на лестничную площадку."

-11

В начале 1890-х перепланировали главный дом и флигели. В хоре мальчики пели до потери голоса. После окончания училища многие выбирали карьеру музыкантов. Лучшие ученики работали в училище на должности педагогов и регентов. Некоторые из них получали консерваторский диплом. Выпускниками училища были известные впоследствии музыканты и композиторы – Н.С. Голованов, H. M. Данилин, П. А. Ипполитов, М. Г. Климов, А. В. Никольский, П. Г. Чесноков, К. Н. Шведов.

При училище работала и Научная библиотека, в которой были собраны редкие церковно-певческие партитуры, переданные после 1917-го в фонды Исторического музея.

После прихода к власти большевиков, а именно в 1918-м году, Синодальное училище получило статус высшего образовательного заведения и было переименовано в Государственную народную хоровую академию (после 1923 вошло в состав Московской консерватории как Хоровой факультет).

В том же 1923-м году в бывшую усадьбу Колычевых перевели юрфак Московского университета, а в 1963 передали ее уже на баланс Московской консерватории имени П.И. Чайковского.

В 1979 году зал училища открыли для концертов после реставрации. В 1983 году Консерватория разместила в здании, получившем статус третьего учебного корпуса, учебные классы, Научный центр церковной музыки им. прот. Д. Разумовского и Студию новой музыки, функционировавшие в данном корпусе до декабря 2015 года. С середины 1980-х годов зал имеет название Рахманиновского, в честь гениального композитора и дирижера, который много лет сотрудничал с Синодальным училищем и Хором. Решением Ученого совета от 28 ноября 2006 г. третьему учебному корпусу (корпус Рахманиновского зала) присвоено имя композитора С.  В.  Рахманинова.

-12

И, безусловно, Рахманинов , будучи и студентом консерватории, и начинающим композитором, и уже получив известность, неоднократно в нём бывал.

"В феврале 1915 года на одной из очередных репетиций Синодального хора на пультах появилась новая партитура в синей обложке. Раскрыв ноты, мы увидели надпись: «С. Рахманинов. Всенощное бдение. Памяти Степана Васильевича Смоленского».

По традиции на спевки Синодального хора почти никто и никогда не допускался. Исключение делалось, например, для авторов, чьи произведения готовились к первому исполнению (на памяти посещения А. Т. Гречанинова и М. М. Ипполитова-Иванова). Со «Всенощной» дело обстояло так. Как-то занятие хора посетил наш начальник — прокурор Московской синодальной конторы Ф. П. Степанов, пробыв в зале не более десяти минут. Но однажды во время репетиции стеклянная дверь вдруг распахнулась и в зал вошёл медленной уверенной походкой мужчина необыкновенно высокого роста; он прошёл средним проходом к первым рядам кресел, сел и, раскрыв точно такую же партитуру, как и у нас, начал слушать. Дирижёр не остановил хор, но все догадались, что это С. В. Рахманинов. С того дня аккуратно к началу репетиции являлся и Сергей Васильевич; садился на то же место, внимательно следил за исполнением, одновременно со всеми перелистывал страницы и... безмолвствовал. Лишь один раз вместо Рахманинова пришла его жена, прослушала всю спевку, а в перерыве читала книгу.

В последний раз «Всенощная» исполнялась Синодальным хором в конце 1916 года в концертном зале Синодального училища, в том самом зале, где проходили и все репетиции. Этот зал, построенный в начале 90-х годов прошлого столетия, славился замечательной акустикой и постоянно привлекал исполнителей камерной музыки. Несмотря на то что зал сравнительно небольшой (600 мест с хорами), петь в нём даже при полном составе слушателей было легко и приятно. В тот день на концерт в училище приехали С. В. Рахманинов и Ф. И. Шаляпин; среди приглашённых лиц находился Н. Д. Кашкин."

Из воспоминаний певца Синодального училища А.П. Смирнова

-13

«Русское слово» от 9 октября 1916 года:

«8 октября этого года «Ф. И. Шаляпин и С. В. Рахманинов были в московском Синодальном училище. Они приехали во время спевки. Синодальный хор под управлением Н. М. Данилина исполнил для гостей песнопения из «Всенощного бдения» в композиции С. В. Рахманинова. Гости выразили благодарность Н. М. Данилину, а также присутствовавшим на спевке прокурору Синодальной конторы Ф.П.Степанову,  директору  Синодального училища A. Д. Кастальскому. Шаляпин в свою очередь исполнил арии из «Бориса Годунова» и несколько романсов С. В. Рахманинова. Аккомпанировал С. В. Рахманинов».

После капитального ремонта Рахманиновский зал Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского открылся 30 апреля 2016 года.

В качестве иллюстрации к статье--короткий ролик, где мы прошлись по самым затаенным уголкам Рахманиновского зала. То что находится за кулисами.

Рахманиновский зал консерватории #закулисье #Москва #история

Источники:

Усадьба Колычевых-Синодальное училище певчих — Узнай Москву

Лучшее открытие апреля

А. Смирнов – Воспоминания о С. Рахманинове

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D1%87%D1%91%D0%B2%D1%8B%D1%85

Усадьба Колычёвых как образец московского классицизма

В дополнение к статье:

https://www.mmom.ru /mmom/news/novosti-obiteli/uchastie-velikoy-knyagini-elizavety-feodorovny-v-muzykalnoy-zhizni-stolitsy.html

https://www.classicalmusicnews.ru/articles/moscow-conservatory-history/