Найти тему
Okko

«Детка» с Викторией Исаковой и Марией Мацель: Летняя соната

Кадр из фильма «Детка», реж. Ирина Бас, 2023
Кадр из фильма «Детка», реж. Ирина Бас, 2023

В прокате не по сезону солнечная история о сложных отношениях матери и дочери с Викторией Исаковой и Марией Мацель. Рассказываем, каким получился дебют постановщика Ирины Бас и первый за долгие годы полнометражный и полнокровный проект «Ленфильма».

Даша (Мария Мацель), лихо отгуляв школьный выпускной, приезжает из Мурманска в Петербург. Позади остаются отец (Алексей Фаддеев), подруга и сомнительные перспективы поступления. Скрываясь от авторитарного родителя, Даша отключает связь, меняет симку и пускается в непринужденное путешествие по городу, загораясь идеей новой жизни. Как полагается в подобных случаях, девушка первым делом меняет прическу, перекрашиваясь, вероятно, в самый яркий оттенок, предложенный стилистом. Озираясь на архитектурные красоты и параллельно уплетая шаверму, Даша подходит ко двору дома, в котором когда-то появилась на свет. Девушка твердо намерена увидеться с матерью Леной (Виктория Исакова), много лет назад сбежавшей из семьи, оставив дочь на попечение деспотичного отца. Для обеих женщин встреча оборачивается травматичным опытом, рушащим все выстроенные защитные барьеры.

-2

«Детка», известная под рабочим названием «Летом асфальт теплый», — полнометражный режиссерский дебют Ирины Бас, ранее снявшей несколько коротких метров и сериал «Фемида видит». Фильм стал первым за многие годы полнометражным проектом, запущенным в производство студией «Ленфильм». Премьера «Детки» состоялась на калининградском фестивале «Короче», где картина осталась в тени более заметных дебютов.

В последние годы отечественное кино особенно богато на подростковые драмы и выдвигает всё новые интерпретации поколенческих конфликтов. «Детка» среди них действительно рискует затеряться, демонстрируя уже не раз эксплуатируемые в кино обстоятельства. Отвязные школьные вечеринки, случайные связи, бунт против родителей и танцы в неоне под всем известные саундтреки — всё это по сегодняшним меркам атрибуты не самого интригующего и редко удивляющего кино.

-3

Тем не менее «Детка» удивляет, но совсем другим. От забот недавней школьницы, вступившей на жизненное перепутье, почти ничего не остается. Желанное поступление на актерское, кажется, не особо Дашу и волнует. Девушка прилежно посещает экзамены, которые с каждым разом больше напоминают публичные инсценировочные монологи о личном и наболевшем. Очередная стычка с холодной, избегающей ее матерью для Даши куда волнительнее. Девушка то и дело провоцирует родительницу проявить неравнодушие: попросит сигарету, перепрячет украшения, девственность на продажу выставит, но встречает лишь безразличие или «одну формальность», как позже скажет сама Лена. Лекарством от всех болезней для подростка становится секс: нужно ли насолить родным, заработать денег, наказать себя (как акт аутоагрессии) или, напротив, почувствовать любовь и ласку, которых никогда не было, — всё решается одинаково. Пикировки с матерью заканчиваются там, где смещается фокус внимания истории — с травм Даши на драму самой Лены.

Трудно сказать, когда щелкает этот тумблер. Вероятно, после того, как Даша уверенно сообщает новому другу Феде (Степан Белозёров) о том, что собирается стать проводником запутавшейся Лены. Дочь действительно становится Вергилием для матери, обрекшей ребенка на муки нелюбви и всё равно оставшейся несчастной. Мечты о сцене с годами растворились в воздухе по так и не выясненной причине. Стоит травмам обнажиться, как на поверхности оказывается крепкая духовная близость двух женщин. Обе страдали от авторитарных замашек одного мужчины, обе как могли боролись за личную свободу и обе обрели покой, решившись на побег. Защита, которую дочь надеялась найти под материнским кровом, будет найдена только в финале — одновременно с принятием болевых точек, своих неудач и ошибок под деликатный кавер «А, знаешь, всё еще будет». Сила оказывается не в правде, а друг в друге. Признание характерной для каждой героини уязвимости обращается выстраданной родственной близостью и освобождением.

-4

Помимо Даши и Лены, в фильме есть и другой важный герой — летний Петербург. В последнее время город всё чаще обрастает любопытными художественными образами на экране (самые яркие примеры — сериалы «1703» и «Ласт квест»). «Детка» не дает принципиально новый взгляд на культурную столицу, однако благодаря обилию насыщенных массовых сцен из гущи толпы и планов через зеркальную поверхность, Петербург обретает черты хрупкого и вместе с тем живого полнокровного организма с сердцебиением, пульсирующим в такт чужим переживаниям.

«Детка» избегает становиться очередной драмой про возрастные конфликты, предлагая иной взгляд на отношения людей, разделенных временем, но не судьбой. Многое, как насилие и злость, к сожалению, не уходит с годами, переходя по наследству от жертвы к жертве, от насильника к насильнику. Где-то цепная реакция прерывается (случай Феди), но чаще наоборот. Даша и Лена — две одинокие женщины, всю жизнь испытывающие силу мужского доминирования, находят спасение в единении и любви. Летом теплый не только асфальт, но всё вокруг, особенно если это тепло делить с другими.

Текст: Валерия Косенко

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.