Найти тему
Простыми словами

Как превратить хаос в порядок?

Может быть, кто-то хоть иногда задавался таким вопросом, а кто-то – никогда. Кому-то некомфортно находиться в пространстве, где ничего не понятно, нет ориентиров и не к чему прибиться, чтоб чувствовать себя спокойно, а кому-то уже привычна непредсказуемость, и начиная новый день, он никогда не знает, чем он закончится.

Конечно, если смотреть глобально, но никто из нас не знает, что будет дальше, но влиять на события будущего и выстраивать условия для того, чтобы они наступили или не наступили, мы все же можем.

Человеку свойственно стремиться к постоянству, предсказуемости, у него есть потребность в защищенности, которая выражается в уверенности в завтрашнем дне. А это предполагает какую-то степень волевого усилия, умения думать наперед, дисциплины. Но тот, кто всегда жил как-будто повинуясь внешним обстоятельствам, плывя по течению, не зная, куда его заведет та или иная ситуация, и в последствии не умеет выстраивать стратегию своей жизни.

Такие люди не умеют строить планов, обсуждать их, решать что-либо, они убегают от ответственности, считают, что они ничего не решают в своей жизни, что обстоятельства сильнее. Конечно, не на все мы можем влиять, но шаги какие-то мы может предпринимать для того, чтобы получить какой-либо результат. И все это говорит о порядке – в голове. А он начинается с порядка в окружении.

Я не знаю, как у других, но я не могу себе представить спокойствия и хорошего самочувствия в хаосе – будь то хоть домашняя обстановка, хоть работа, хоть мысли. Во всем важен порядок. В том числе в распределении своего времени. Структурирование своего времени – это особая тема. Порой необходимо справиться с большим количеством задач, и если посмотреть на этот список дел, то можно ужаснуться. Но на помощь приходит структурирование и расстановка приоритетов. И вот уже готов список из тех же задач, но по степени их значимости. Составляя его можно вообще некоторые задачи убрать или отсрочить – главное разобраться, что и когда делать.

У каждого в сутках только 24 часа. Но кто-то только ноет, что ничего не успевает, но не предпринимает никаких шагов для того, чтобы успевать – суета не в счет. Я имею в виду по делу. Конечно, ведь на то, чтобы проанализировать свои задачи, необходимо затратить время и усилия, чего многие просто не хотят делать – ныть-то гораздо проще. Может быть, кто-то пожалеет и сделает дело за них.

Но это вредительство и самообман. Я всегда за порядок. А в подобном хаосе человек ничего никогда не успеет, не сможет расти над собой, будет оставаться на одном уровне развития и не почувствует себя хозяином своей жизни. У таких людей всегда будет кто-то виноват, но не они. Подобно ребенку, разбросавшему вещи, они упрекают или маму, или жену, или мужа или еще кого-то в том, что они что-то потеряли, или опоздали, или не сделали, вместо того, чтобы признать, что это только их ответственность. Почему, если человек бросает свои вещи где попало, он потом обвиняет других, что не может найти необходимую вещь?

Конечно, у всех свои заботы, но винить в том, что вы что-то не успели, какие-то обстоятельства – глупо. Особенно, если вам известно было заранее о необходимости выполнения тех или иных дел. Но и расстановка приоритетов тоже важна. Не следует закидывать себя задачами, зарываясь в них с головой – структура и еще раз структура. Большая задача делится на маленькие – и перестает пугать своим масштабом. Список дел сокращается до первостепенных и побочных. Рабочее время делится перерывами. Даже этих трех пунктов уже хватит для того, чтобы не сойти с ума от количества дел.

Конечно, временами надо остановиться. Передохнуть, выпить чашку чая, расслабиться, обнулиться. Для этого прекрасно подходят 15-минутные перерывы в работе. А потом снова к делу. Так постепенно вы его осилите. Но не надо сразу браться за большое дело и пытаться его одолеть с первого раза – надорветесь и выгорите. Этого не надо.

Если есть возможность, можно делить день на периоды в соответствии с суточными ритмами. Если ваше продуктивное время утро, то все сложные и важные дела делайте утром, а второстепенные – во второй половине дня, вечер – на отдых. Если наоборот – вечер, то картина обратная. Это банально, но это помогает не уставать так сильно и не выматываться. Порой человек сам себя загоняет в невыносимые рамки, и потом просто изнашивает себя. При этом такого исхода избежать можно, но важно уделить структурированию времени и дел время, чтобы потом просто следовать своему графику.

Никто не будет вас жалеть и делать за вас вашу работу. В то же время и вам нет необходимости делать дела за кого-то. Дома важно распределить обязанности между всеми членами семьи, чтобы не было такого, что папа приходит с работы и ложится на диван, а мама – тоже после работы - начинала готовить ужин, потом мыть посуду, гладить вещи для детей, проверять уроки и т.д. А дети при этом сидели в телефоне. Порядок важен и в этом тоже – не должно быть перекосов, один человек не должен выполнять гораздо больше дел, чем все остальные в семье, где все уже взрослые и могут вносить свой вклад.

Устают все, у каждого есть поводы для утомления, но это не значит, что кому-то надо отдать приоритет. Если каждый внесет свою лепту – за короткое время можно переделать много важных дел, при этом сохранив спокойствие и не испортив настроение. Это порядок. И он ваш союзник во всем. А хаос – это когда человек просыпается утром, и оказывается, что он проспал, а тут еще детей надо в школу собирать, а тут еще с собакой надо погулять и т.д. - суета. Это ваш враг. Зачем все это, если можно по-другому – спокойно и с удовольствием.

Кто-то скажет – ну нет, я так не могу, это же надо раньше встать, заранее погладить одежду, продумать, что сделать на завтрак и т.д. Это получается, мне с вечера надо готовиться, а как же отдыхать, полежать, в телефоне посидеть после работы и т.д. Ну, это кому что важнее – но ничего само собой не сделается, и если человеку нравится суетиться по утрам, заряжая негативом и себя и других – это его право.

Порядок сэкономит вам много времени и нервов. Это просто жизненно необходимо, на мой взгляд. Порядок успокаивает и умиротворяет. Порядок в комнате – порядок в голове. Это золотые слова. А уж порядок в голове, думаю, никому не помешает.

А что ближе вам - хаос или порядок? Поделитесь в комментариях, будет интересно узнать.

Спасибо за внимание!

Мой подкаст "Ничего личного" - присоединяйтесь)