Найти тему
ТЕМА. ГЛАВНОЕ

Шило на мыло: доллар заменили на юань, а в рубль опять никто не верит

В мае 2022 года министр финансов РФ Антон Силуанов заявлял: Фонд национального благосостояния будет пополняться в рублях, начиная с 2023 года. Через восемь месяцев, в декабре 2022 года, тот же министр Силуанов заявил: Минфин будет пополнять Фонд национального благосостояния в юанях. Клика Силуанов-Набиуллина продолжают действовать по лекалам МВФ, торпедируя становление рубля как резервной валюты.

Доля юаня в экспорте России за два года выросла в 86 раз, до 34,5%, — заявила недавно Эльвира Набиуллина. В импорте доля юаня выросла более чем в восемь раз: до 36,4%. Жаль, что председатель Банка России не сказала о доле рубля. В экспорте она 37%. В импорте — 31%. Так что, говорить о достижении Россией какого-либо экономического суверенитета не приходится. Из одной, долларовой, зависимости, Россия попала в другую. Впрочем, это классическая модель современного миропорядка, менять которую российские либеральные элиты, продолжающие рулить экономикой, менять не будут.

У юаня и рубля примерный паритет во внешней торговле. Для сравнения: на доллар и евро совокупно приходится 30%. При таких цифрах, сразу отпадает вопрос о курсе рубля. Он искусственный. С такой долей в импорте/экспорте курс национальной валюты должен быть крепче примерно в два раза. Собственно, он почти таким и был, пока искусственно не был опущен в 2023 году до целевых параметров Минфина.

Крепкий рубль приносит бюджету убытки и недополученную прибыль, а слабый разгоняет инфляцию. Было принято «меньшее из зол», разогнать инфляцию, а ЦБ высокой ставкой усугубил проблему. Расплачиваться за эти решения будут простые граждане.

Страшно себе представить, что было бы, если реализовался первый вариант, когда ФНБ пополнялся бы рублями, а не юанями. Рубль как резервная валюта, это фантастика. Точно известно, кабмин в этом случае не решился бы опускать курс рубля в попытке заработать на валютной переоценке.

Будущим историкам только предстоит выяснить, кто и как зарубил план с рублёвым ФНБ. Но очевидно, что пока рубль не станет резервной валютой, все разговоры о суверенитете, в том числе технологическом, будут лишь разговорами.

А что с инфляцией из-за этих игр? По данным опроса «ИнФОМ», наблюдаемая населением потребительская инфляция в январе 2024 года достигла 16,3%. В декабре была 17,0%. Но это медианное значение.

Граждане со сбережениями видят инфляцию в 14%. Россияне без сбережений — в 18,2%. В 2024-м население ожидает инфляцию в 12,7%. Российские компании при формировании бизнес-планов на 2024 год в среднем исходят из годовой инфляции 9,5%. Никто не верит в обещанный Набиуллиной таргет в 4%.

Пока население не верит только Набиуллиной и Силуанову, а что будет потом?