Усадьба «Поле́ново» — музей-заповедник художника Василия Поленова в Тульской области, на правом берегу Оки, в бывшей усадьбе Борок.
Начало.
В 80-х годах XIX века эти земли принадлежали помещице Саблуковой. Старое село Бёхово с деревянной церковью и заброшенной усадьбой выглядело очень живописно. Поленов заметил его во время путешествия вверх по Оке от Серпухова до Алексина.
В 1888 году Поленов выяснил, что имение госпожи Саблуковой продаётся. Он вернулся в эти края вместе с Константином Коровиным и был совершенно очарован здешними местами. Спустя полтора года дело с покупкой усадьбы было закончено.
Изначально холм, на котором стоит Поленово, был абсолютно голым и безлесным. Он не входил в имение Саблуково, а принадлежал крестьянской общине. Поленов выменял это неудобье на пахотную землю, дав крестьянам две десятины за одну. На лысом бугре Поленовы начинают высаживать сосны. Вскоре усадьба получает название Борóк.
Первоначально семья Поленовых обосновалась в старом флигеле Саблуковой. Но в 1892 году уже был готов новый дом-музей: трёхэтажный, деревянный, с просторной мастерской на втором этаже. Спустя 5 лет дом оштукатурили. В таком виде он и сохранился до наших дней.
Деньги на дом мечты появились только после продажи знаменитой картины «Христос и грешница» императору Александру III.
Василий Дмитриевич недаром выбрал место для усадьбы на берегу Оки. Он очень любил кататься на лодке и заказал целую флотилию для себя и своей семьи. Лодки хранились в сарае, прозванном “Адмиралтейством”.
Знакомство с домом начинается с портретной, бывшей “игральной”, то есть детской. Василий Дмитриевич устроил здесь мемориальную комнату после смерти матери и сестры Елены Дмитриевны. Многочисленные портреты и фотографии иллюстрируют родословную Поленовых.
Соседний зал с прекрасным видом из окна называется “библиóтека”. Такое старомодное ударение было характерно для старинных петербургских фамилий.
В библиóтеке находится не только часть книжного собрания,
но и многочисленные живописные полотна. Здесь есть работы самого Поленова, а также Ивана Крамского, Ивана Шишкина, Ильи Репина, Константина Коровина и Виктора Васнецова.
Здесь же на камине можно увидеть фамильный герб Поленовых. Это дуб, сломанный бурей.
Следует упомянуть московского краснодеревщика Алексея Антоновича Минаева. Он создал большую часть мебели и резного деревянного убранства дома, включая двери и настенные панели библиóтеки и столовой.
Василий Дмитриевич оформил столовую как музей декоративно-прикладного искусства.
Кабинет.
В кабинете Василий Поленов развешивал свои собственные полотна и постоянно менял экспозицию.
кабинет художника называли “музыкальной” – здесь проходили камерные концерты и музыкальные вечера.
Пожалуй самая примечательная картина Поленова в кабинете – это “Арест гугенотки”. Ведь за неё художник получил звание Академика живописи.
Диван, покрытый ковром, стоит на своём месте со времён основания дома.
Мастерская и пейзажная.
Поленов отвёл под мастерскую обширный зал на втором этаже. Его окна обращены на северо-запад и северо-восток и дают идеальный свет. Поленов работал здесь до постройки “Аббатства”.
В этом зале представлен графический вариант знаменитого полотна “Христос и грешница”. Живописную версию приобрёл сам император для коллекции Русского музея.
Среди этюдов интересны изображения Христа. Для них Поленову позировал Исаак Ильич Левитан
Рядом с Мастерской находится “Пейзажная”. Это не мемориальная комната. Здесь сын художника и первый директор музея Дмитрий Васильевич Поленов собрал пейзажи, написанные его отцом.
Друзья, я вас познакомила с экспозицией музея в Большом доме.
Знакомство с другими достопримечательностями музея Поленово перенесем в следующий раз.
По прежнему жду ваших впечатлений, пишите ✍🏻❤❤❤
В 1904 году художник решил построить отдельную мастерскую. По его собственным словам он
…СООРУЖАЛ СЕБЕ МАСТЕРСКУЮ, НО ВЫШЛО ПОЧЕМУ-ТО АБББАТСТВО