В понедельник, 5 февраля Первый канал представляет 12-серийную биографическую историческую драму «Великая. Золотой век».
Создатели
Производством сериала занималась кинокомпания «Марс Медиа». Режиссёр проект Сергей Гинзбург («Отчим», «Собор»). Сценаристы: Сергей Юдаков («Легенда о Коловрате», «Янычар»), Алексей Гравицкий («Чикатило», «Жизнь по вызову»), Сергей Волков («Свидетель», «Янычар»), при участии Елены Денисевич. Оператор: Рафик Галеев («Абрек», «Янычар»).
Сюжет
1763 год – первый после коронации Екатерины. Власть в ее руках, но, заняв трон, его необходимо удержать. Молодой императрице предстоит убедиться, что второе намного сложнее, чем первое, и только через 10 лет она сама по праву назовет себя Самодержицей Всероссийской. Эти годы будут наполнены не только победами и свершениями, но и поражениями, потерями верных людей, предательством тех, кого она считала близкими, борьбой с дворцовыми интригами и происками врагов из-за границы.
Как человек широкого мировоззрения и образования, она быстро поняла, что только справедливая, но строгая ко всем подданным власть способна сохранить страну, которую внутренние и внешние противники пытаются разорвать на «лакомые куски». Война с Турцией; европейские интриги; заговор с попыткой возвести на престол полоумного Иоанна Антоновича; эпидемия оспы, потом чума в Москве; появление на политическом поле мнимой дочери Елизаветы, княжны Таракановой; «пугачевский бунт» – все это, не «убив» Екатерину, делает ее сильнее.
И вот уже все послы иностранных держав называют ее Екатериной Великой. Но только она знает, каких жертв потребовало от нее достигнутое величие. Выбор между «женщиной» и «властительницей» дался ей нелегко. Но она его сделала.
Екатерина II
Образ Екатерины II на экране воплотила Елизавета Боярская. Актриса рассказала о своей роли:
«Я всегда стараюсь тщательно готовиться к съёмкам, особенно если речь идёт об исторической личности: книги, фильмы, письма, дневники – все это необходимая пища для подготовки. Но, скажу честно, наверное, именно потому, что Екатерина – фигура, к которой уже не раз обращались в кинематографе, как в российском, так и в мировом, хочется максимальной свободы и полёта фантазии. Факты, точность и ясность событий уже давно изложены на бумаге и в документальных фильмах.
Нам был интересен в целом образ Императрицы, Матушки, матери, женщины. Исторические события – скорее фон, нам хотелось сосредоточиться на личности, пофантазировать, какова же природа женщины, ставшей одним из самых заметных правителей России, нуждающейся в любви и соратничестве, нежной и порой несправедливой матери».
Также Елизавета Боярская поделилась о проекте в целом:
«Знаете, так получилось, что я играю роль Елены Андреевны в "Дяде Ване" Чехова сразу в двух театрах. В родном Малом Драматическом театре в Питере и в Театре Наций в Москве. И это два абсолютно разных спектакля, несмотря на то, что одна пьеса. И Елена у режиссёра Додина у меня совсем другая, нежели Елена у режиссёра Брауншвейга. Все всегда зависит от режиссёра, от акцентов которые он хочет расставить, от темы, которую выбирает главной, от его взгляда на историю и с внутренней и с визуальной точки зрения. То же самое с Екатериной.
Да, мы рассказываем историю одну и ту же: что были восстание Пугачева, княжна Тараканова, сложные отношения с сыном, фавориты. Была оспа, чума в Москве. Но это будет взгляд именно режиссёра Сергея Гинзбурга и определённой компании артистов».
Григорий Потёмкин
Григория Потёмкина исполнил Алексей Морозов. О своём герое он говорит:
«Григорий Александрович Потемкин - знаменитый фаворит Екатерины II. Благородный, умнейший человек, который много сделал для России. Среди приближенных Екатерины, Потемкин занимал особое место. Это была любовь, основанная на дружбе и взаимном уважении».
О работе над ролью Алексей Морозов рассказывал:
«Когда играешь исторических личностей, то, конечно, необходимо перечитать и пересмотреть все, что можно найти про своего персонажа. Всегда важны биографические и психологические моменты. Но чтобы избавиться от излишнего груза ответственности, в момент исполнения, нужно все это забыть и просто довериться своему организму, в который уже попала эта информация, ее дополнительно играть уже не нужно. А дальше наполнить этот сосуд и влить туда свое содержание: свои нервы, глаза, свою тоску и боль, свои улыбки. Пытаться прожить каждую сцену здесь и сейчас. Когда я играл Потемкина, то искал в себе благородство, ум и мудрость, умение лавировать дипломатически».
Григорий Орлов
Антон Хабаров исполнил в сериале роль Григория Орлова. О своём персонаже актёр говорит:
«Орлов – крайне неоднозначная фигура, а воплощать такой образ всегда вдвойне интереснее. Я не думаю, что интерпретация графа в нашем проекте вызовет споры, если погрузиться в изучение исторических материалов, то все сразу встает на свои места. Орлов — настоящий солдат, который прошел семилетнюю войну, у которого много ранений, и он вынужден быть при дворе. У него абсолютно не политические мозги, потому что, в первую очередь, он воин. Его многие считают глупым, хотя, по мне, он просто оказался не на своем месте. И в этом его трагедия».
Также Антон Хабаров поделился об эпохе, в которой ему довелось сниматься:
«XVIII век – это другая эстетика, другие костюмы, другие плечи, 45-й размер ноги вообще считался неприемлемым. Люди двора были чисто выбриты, вытравливая щетину мышьяком, и всегда носили парики. Отсутствие парика, который, к слову, мог стоить целое имение, в те времена было бы равносильно сегодняшнему появлению без штанов».
Актёры и роли
Павел Ворожцов исполнил роль Никиты Панина, Алексей Филимонов сыграл Льва Нарышкина, Игорь Гордин - Алексей Бестужев, Софья Синицына воплотила образ Екатерины Дашковой. Цесаревича Павла сыграл 23-летний Илья Гришин. Для него это третья работа в кино и первая главная роль. Княжну Тараканову исполнила 25-летняя Диана Милютина.
Также в сериале снимались: Артём Крылов, Василий Реутов, Мария Скуратова, Дмитрий Пчела, Владислав Резник, два французских актёра: Пьер Бурель и Оливье Сиу и другие актёры.
Елизавета Боярская поделилась о съёмочной группе:
«У нас была великолепная команда единомышленников. Прекрасная группа, все большие профессионалы своего дела, талантливые и неравнодушные люди. И я благодарю каждого из них. Мы вложили в эту картину много любви и сил, дай Бог, чтобы результат удовлетворил нас, создателей, и порадовал зрителя».
Костюмы
В главных ролях и эпизодах снялись 100 актеров, в массовых и групповых сценах – более 1500. Для проекта подготовили 1000 исторических костюмов, часть из которых создавались непосредственно под главных актеров. Для Екатерины II было пошито 10 нарядов, а часть – взяты на прокат в Испании и Чехии, на киностудиях «Мосфильма», Горького, «Ленфильма» и также у частных коллекционеров.
Специально для сериала были воспроизведены копии уникальных музейных образцов ювелирных украшений, среди которых перстень императрицы и алмаз «Орлов» – знаменитый драгоценный камень, названный именем фаворита Екатерины Великой.
Съёмки
Съемки сериала длились 89 дней и проходили в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в том числе в Царском селе, Петергофе, Гатчине, Стрельне, Ломоносове, Елизаветино. Впервые кинематографистами был задействован на открытой воде корабль «Полтава». А для создания декорации Москвы, охваченной чумой, использовали более 14 тонн песка и земли.
Зрители увидят интерьеры дворца великого князя Владимира Александровича и особняк Половцева в Санкт-Петербурге. В Пушкине снимались сцены в Екатерининском дворце и парке, Камероновой галерее, а также в Гатчинском дворце и парке.
Режиссёр Сергей Гинзбург о сериале:
«История всегда привлекает, потому что, не зная ее, очень трудно разобраться в сегодняшнем дне. Ведь история, так или иначе, всегда повторяется. А когда мы говорим про Екатерину II, то автоматически возникает ассоциация с Золотым веком России. И, действительно, наибольшего расширения и силы Российская империя достигла именно при Екатерине. Как это произошло и почему именно при ней – одна из тем нашего сериала.
Задача у нас простая – пробудить интерес к той эпохе и к конкретной исторической фигуре. Потому что при личном интересе, даже если он вызван спором или выявлением какой-то неточности, ты начинаешь сам в это погружаться и изучать. Для этого и существует историческое кино. Мы хотим спровоцировать зрителя на интерес, на желание думать и понимать происходящее даже сегодня через понимание истории и развития страны».
Буду благодарна за лайк 👍 и подписку на мой канал! Мой Телеграм-канал Кино Звезды Искусство