Найти тему
Валентин Левчаткин

Антиномии Иммануила Канта. Это равнонедоказуемые альтернативные суждения о мире:

Постараюсь коротко и доступно показать суть антиномий. Думаю, лаконичность поможет Вам дочитать до конца мои кратенькии и доступный конспект. Итак, приступим к антиномиям:

1. "Задача абсолютной полноты сложения" - "Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. - Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве."

2. "Задача абсолютной полноты деления." - "Существует только простое и то, что сложно из острого (Демокрит. Атомарная теория). - В мире не ничего простого. (Апории Зенона. Например, апория "Стадий", разбивая мир на корпускулы мы останавливаем движение и переходим к абсурду". Сегодня мы тоже видим иллюстрацию этой антиномии в нашем мире: волновые процессы и атомарная модель.

3. "Задача абсолютной полноты возникновения" - Кроме законов природы есть и иные причины возникновения. (Кроме необходимости есть свобода) - Всё совершается по законам природы. (Нет никакой свободы).

4. "Задача абсолютной полноты зависимости существования" - "К миру принадлежит или как его часть (пантеизм), или как причина (креационизм) безусовно необходимая сущность. - Нигде нет абсолютно необходимой сущности ни в мире, ни вне мира, как его причины (Утверждение, что бога нет).

Первые две антиномии Кант называет математическими, потому что они имеют отношение к количеству. Две последние динамическими, поскольку они оперируют качествами.

Как Кант красиво решает эти антиномии:

Поскольку первые две антиномии относятся к миру явлений, а мир, как целое от нас скрыт, как вещь в себе, то разговор о них бессмысленен (это мы так воспринимаем мир и это не значит, что он на самом деле таков) - первые две антиномии неправильные и тезис и антитезис. С точки зрения Канта, сама постановка таких вопросов глупа, поскольку "вещи в себе" непознаваемы.

В 3 и 4 антиномиях тезис и антитезис правильные, но тезис относится к миру "вещей в себе" (где мы говорим о наличии свободы и о наличии Бога), а антитезис к миру явлений. Противопоставление их неприемлимо и тезис и антитезис истины. Свобода и бог "вещи в себе" они не принадлежат миру явлений.

Друзья, а что Вы думаете об антиномиях Канта? Согласны ли Вы с ним? Какие философы на Ваш взгляд в дальнейшем развивают его идеи и отдают ему должное, кроме известных Фихте и Гегеля, а какие конструктивно и обоснованно критикуют? Делитесь мыслями в комментариях... 🤗